Дисциплинарная ответственность судьи за нарушение антикоррупционного

Самая важная информация по теме: "Дисциплинарная ответственность судьи за нарушение антикоррупционного" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

Статья 12.1. Дисциплинарная ответственность судей

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 179-ФЗ статья 12.1 настоящего Закона изложена в новой редакции

Статья 12.1. Дисциплинарная ответственность судей

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 1 сентября 2019 г. — Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 243-ФЗ

1. За совершение дисциплинарного проступка, то есть за совершение виновного действия (за виновное бездействие) при исполнении служебных обязанностей либо во внеслужебное время, в результате которого были нарушены положения настоящего Закона и (или) кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом судей, что повлекло умаление авторитета судебной власти и причинение ущерба репутации судьи, в том числе вследствие грубого нарушения прав участников процесса, на судью, за исключением судьи Конституционного Суда Российской Федерации, может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде:

3) понижения в квалификационном классе;

4) досрочного прекращения полномочий судьи.

2. При наложении дисциплинарного взыскания учитываются характер дисциплинарного проступка, обстоятельства и последствия его совершения, форма вины, личность судьи, совершившего дисциплинарный проступок, и степень нарушения действиями (бездействием) судьи прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций.

3. Дисциплинарное взыскание в виде замечания может налагаться на судью при малозначительности совершенного им дисциплинарного проступка, если квалификационная коллегия судей придет к выводу о возможности ограничиться устным порицанием действий (бездействия) судьи.

4. Дисциплинарное взыскание в виде предупреждения может налагаться на судью за совершение им дисциплинарного проступка, если квалификационная коллегия судей придет к выводу о невозможности применения к судье дисциплинарного взыскания в виде замечания или если судья ранее подвергался дисциплинарному взысканию.

Информация об изменениях:

Статья 12.1 дополнена пунктом 4.1 с 1 сентября 2019 г. — Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 243-ФЗ

4.1. Дисциплинарное взыскание в виде понижения в квалификационном классе может налагаться на судью за существенное нарушение положений настоящего Закона и (или) кодекса судейской этики, если судья ранее подвергался дисциплинарному взысканию.

Понижение судьи в квалификационном классе осуществляется квалификационной коллегией судей путем принятия решения о понижении квалификационного класса судьи до квалификационного класса, непосредственно предшествующего квалификационному классу, имеющемуся у такого судьи на момент принятия указанного решения.

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 1 сентября 2019 г. — Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 243-ФЗ

5. Дисциплинарное взыскание в виде досрочного прекращения полномочий судьи может налагаться на судью в исключительных случаях за существенное, виновное, несовместимое с высоким званием судьи нарушение положений материального права и (или) процессуального законодательства, настоящего Закона и (или) кодекса судейской этики.

Дисциплинарное взыскание в виде досрочного прекращения полномочий судьи может налагаться на судью за нарушение указанных положений при осуществлении правосудия только при наличии жалобы или обращения участника (участников) процесса о нарушении его (их) прав незаконными действиями судьи, ранее подвергавшегося дисциплинарному взысканию, если допущенные судьей нарушения носят систематический и (или) грубый характер, повлекли искажение принципов судопроизводства, свидетельствуют о невозможности продолжения осуществления судьей своих полномочий и установлены вступившим в законную силу судебным актом вышестоящей судебной инстанции или судебным актом, принятым по заявлению об ускорении рассмотрения дела либо о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.

6. Решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания не может быть принято по истечении шести месяцев со дня выявления дисциплинарного проступка, за исключением периода временной нетрудоспособности судьи, нахождения его в отпуске и времени проведения служебной проверки, и по истечении двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 29-ФЗ пункт 7 статьи 12.1 настоящего Закона изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»

7. Решение о наложении на судью, за исключением судьи Конституционного Суда Российской Федерации, дисциплинарного взыскания принимается квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение вопроса о прекращении полномочий этого судьи на момент принятия решения, и может быть обжаловано в суд в порядке, установленном федеральным законом. Решение квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судьи может быть обжаловано в Дисциплинарную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Пункт 8 изменен с 1 сентября 2019 г. — Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 243-ФЗ

8. Если в течение года после наложения дисциплинарного взыскания, за исключением дисциплинарного взыскания в виде понижения в квалификационном классе, судья не совершил нового дисциплинарного проступка, то он считается не привлекавшимся к дисциплинарной ответственности.

Судья, к которому применено дисциплинарное взыскание в виде понижения в квалификационном классе, считается не привлекавшимся к дисциплинарной ответственности в случае, если он не совершил нового дисциплинарного проступка в течение предусмотренного пунктом 4 статьи 20.2 настоящего Закона срока пребывания в квалификационном классе, присвоенном ему в результате применения указанного дисциплинарного взыскания. По истечении этого срока повторная квалификационная аттестация судьи осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 20.2 настоящего Закона.

9. Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности судей Конституционного Суда Российской Федерации определяется Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 12.1 настоящего Федерального закона

Источник: http://base.garant.ru/10103670/52c76309b24d2ceead577058fbc4378e/

Методические рекомендации по реализации квалификационными коллегиями судей норм законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции

Методические рекомендации
по реализации квалификационными коллегиями судей норм законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции
(утв. решением Высшей квалификационной коллегии судей РФ от 26 января 2017 г.)

Читайте так же:  Украинский военный билет

Методические рекомендации по реализации квалификационными коллегиями судей норм законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции (далее — Методические рекомендации) подготовлены Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации во исполнение пункта 7 Указа Президента Российской Федерации от 1 апреля 2016 г. N 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы».

Целью разработки Методических рекомендаций является обеспечение правильного и единообразного применения законодательства Российской Федерации при реализации квалификационными коллегиями судей своих полномочий в сфере противодействия коррупции.

Задачами Методических рекомендаций являются:

информирование квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации:

1) о нормативно-правовом регулировании противодействия коррупции в сфере деятельности квалификационных коллегий судей;

2) о требованиях антикоррупционного законодательства в отношении судей и ответственности за их нарушения;

3) о вопросах, возникающих при рассмотрении материалов о нарушении судьями требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, и оказание методической помощи квалификационным коллегиям судей субъектов Российской Федерации;

определение основных направлений деятельности квалификационных коллегий судей по противодействию коррупции;

повышение эффективности форм контроля со стороны квалификационных коллегий судей за соблюдением судьями антикоррупционных обязанностей.

Методические рекомендации основаны на анализе практики применения квалификационными коллегиями судей дисциплинарных взысканий к судьям за несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции в 2010-2016 годах.

Ожидаемыми результатами использования Методических рекомендаций являются:

обеспечение правильного и единообразного применения квалификационными коллегиями судей законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции при рассмотрении заявлений претендентов на должности судей;

обеспечение правильного и единообразного применения квалификационными коллегиями судей дисциплинарных взысканий к судьям за несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции;

повышение эффективности деятельности квалификационных коллегий судей по противодействию коррупции в установленной сфере.

Настоящие Методические рекомендации разработаны для использования квалификационными коллегиями судей. Судьи и лица, претендующие на должность судьи, могут использовать Методические рекомендации в целях получения сведений о нормативно-правовом регулировании в сфере противодействия коррупции и ответственности судей за совершение коррупционных правонарушений.

Методические рекомендации не формулируют и не закрепляют отдельных составов дисциплинарных проступков. Установление оснований и порядка привлечения судьи к дисциплинарной ответственности относится к полномочиям законодателя, а реализация этих законоположений — к компетенции соответствующей квалификационной коллегии судей. Разъяснения практики применения законодательства, в том числе регулирующего вопросы дисциплинарной ответственности судей, даются Верховным Судом Российской Федерации (см. постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2016 г. N 13).

Вопрос о наличии оснований для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности за несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции и определение вида дисциплинарного взыскания решаются квалификационной коллегией судей в каждом случае на основе закона с учетом конкретных обстоятельств допущенных нарушений и существующей дисциплинарной практики во избежание несправедливого, неравного применения мер ответственности к отдельным судьям.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Разработаны Методические рекомендации по реализации квалификационными коллегиями судей норм законодательства о противодействии коррупции. Они основаны на анализе практики применения дисциплинарных взысканий к судьям в 2010-2016 гг.

Так, определены основные направления деятельности квалификационных коллегий судей. Закреплены положения о реализация норм законодательства о противодействии коррупции при рассмотрении заявлений претендентов на должности судей и руководителей судов.

Прописаны особенности применения дисциплинарных взысканий к судьям за несоблюдение законодательства.

Методические рекомендации по реализации квалификационными коллегиями судей норм законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции (утв. решением Высшей квалификационной коллегии судей РФ от 26 января 2017 г.)

Текст Методических рекомендаций официально опубликован не был

Источник: http://base.garant.ru/71609064/

Прокуроры об актуальном в законодательстве

Основания и порядок привлечения судьи к дисциплинарной ответственности

Разъясняет начальник отдела по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе прокуратуры г. Москвы Виталий Сергеевич Мирошниченко

Согласно положениям статей 120-122 Конституции Российской Федерации судьи как носители судебной власти независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону, судьи несменяемы и неприкосновенны.

За совершение дисциплинарного проступка, то есть виновного действия (бездействия) при исполнении служебных обязанностей либо во внеслужебной деятельности, в результате которого были нарушены положения Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и (или) кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом судей, что повлекло умаление авторитета судебной власти и причинение ущерба репутации судьи, на судью может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания, предупреждения, досрочного прекращения полномочий (статья 12.1 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»).

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности судей Конституционного Суда Российской Федерации определяется Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».

При наложении дисциплинарного взыскания учитываются характер дисциплинарного проступка, обстоятельства и последствия его совершения, форма вины и степень нарушения действиями (бездействием) судьи прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций, а также данные, характеризующие личность судьи, и его профессиональную деятельность.

Привлечение судей (за исключением судей Конституционного Суда РФ) к дисциплинарной ответственности отнесено к компетенции:

­­– высшей квалификационной коллегии судей.

– квалификационной коллегии судей субъектов Федерации.

Квалификационные коллегии судей формируются из числа судей федеральных судов, судей судов субъектов РФ, представителей общественности, представителей Президента РФ.

Нормы представительства установлены таким образом, что в квалификационных коллегиях судьи составляют большинство от общего числа (к примеру, в Высшей квалификационной коллегии — 18 из 29).

Закон запрещает избирать в состав квалификационных коллегий субъектов Российской Федерации председателей судов и их заместителей, а также избирать одновременно в совет судей (выборный орган, рассматривающий между конференциями судей все вопросы, отнесенные к компетенции последних, в том числе избрание судей в состав квалификационных коллегий вместо выбывших в период между конференциями) и квалификационную коллегию судей одного уровня. Судья не может быть членом квалификационных коллегий судей разных уровней, а также избираться на должность председателя или заместителя председателя квалификационной коллегии судей более двух раз подряд.

Читайте так же:  Огромные долги по кредитам что делать

Порядок и основания привлечения судьи к дисциплинарной ответственности распространяются в том числе на судью, срок полномочий которого истек в связи с достижением им предельного возраста пребывания в должности, продолжающего осуществлять свои полномочия до окончания рассмотрения по существу дела, начатого с его участием, либо до назначения нового судьи в данный суд.

Инициировать дисциплинарное разбирательство имеют право председатель соответствующего или вышестоящего суда с представлением либо орган судейского сообщества с обращением, к которым прилагаются материалы, подтверждающие совершение судьей дисциплинарного проступка и содержащие характеристику судьи. Квалификационная коллегия может самостоятельно истребовать иные материалы, которые сочтет необходимыми для рассмотрения. Также инициировать процедуру имеют право и граждане, которые направляют жалобу или сообщение, содержащее сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка, непосредственно в коллегию. Они проверяются коллегией самостоятельно, для чего из числа членов совета судей и членов квалификационной коллегии судей, а также представителей общественности и сотрудников аппарата квалификационной коллегии судей образуется комиссия, которая обязана доложить о результатах проверки. В качестве альтернативы возможно направление жалобы или сообщения для проверки председателю соответствующего суда.

Квалификационная коллегия принимает решение большинством голосов. Решение считается принятым, если за него проголосовали более половины членов квалификационной коллегии судей, принимавших участие в заседании. Если последствием решения для судьи является прекращение либо приостановление полномочий судьи или его отставка, оно принимается не менее двумя третями присутствующих членов. В этом случае голосование — тайное, а решение должно быть мотивированным. Решение подписывается председателем коллегиии секретарем. Решение подлежит оглашению, после которого вступает в законную силу.

Порядок работы квалификационных коллегий устанавливаются Положением о порядке работы квалификационных коллегий судей, утвержденным Высшей квалификационной коллегией судей РФ 22 марта 2007 года (в ред. от 19 мая 2016 года).

Решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания не может быть принято по истечении шести месяцев со дня выявления дисциплинарного проступка, за исключением периода временной нетрудоспособности судьи, нахождения его в отпуске и времени проведения служебной проверки, и по истечении двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка.

Судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при отправлении правосудия мнение или принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудного судебного акта.

Судья не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за сам факт принятия незаконного или необоснованного судебного акта в результате судебной ошибки, явившейся следствием неверной оценки доказательств по делу либо неправильного применения норм материального или процессуального права.

Решение квалификационной коллегии судей о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности может быть обжаловано в судебном порядке либо в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации лицом, в отношении которого оно принято.Общий срок установлен в десять дней с момента получения копии решения.

Из изложенного следует, что вопрос привлечения судей к дисциплинарной ответственности относится к исключительной компетенции органов судейского сообщества, без участия представителей органов прокуратуры.

Видео (кликните для воспроизведения).

В силу Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры не осуществляют надзор за деятельностью судов.

Источник: http://www.mosproc.ru/about-law/osnovaniya-i-poryadok-privlecheniya-sudi-k-distsiplinarnoy-otvetstvennosti/

ВККС объяснила, как наказывать судей за коррупцию

ВККС выпустила методические рекомендации по применению квалификационными коллегиями судей норм антикоррупционного законодательства. Отмечается, что, помимо ККС, рекомендации также могут использовать судьи и претенденты на судейскую должность для того, чтобы ознакомиться с правовым регулированием этой сферы и мерами ответственности за коррупционные правонарушения.

Пособие включает в себя три раздела: «Правовые основы и направления деятельности ККС в сфере противодействия коррупции», «Реализация норм законодательства о противодействии коррупции при рассмотрении заявлений претендентов на должности судей и руководителей судов» и «Применение дисциплинарных взысканий к судьям за несоблюдение требований законодательства о противодействии коррупции».

В приложениях к рекомендациям ВККС перечисляет основные требования (ограничения, запреты), предъявляемые к судьям для предупреждения с их стороны коррупционных правонарушений, а также разъясняет, как судья должен действовать в тех или иных ситуациях. Требования к служителям Фемиды и их обязанности по противодействию коррупции поделены на девять пунктов: 1. Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; 2. Представление сведений о расходах; 3. Открытие (наличие) счетов (вкладов), хранение наличных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами РФ, владение и (или) пользование иностранными фининструментами; 4. Урегулирование конфликта интересов; 5. Уведомление о внепроцессуальных обращениях; 6. Получение подарков, услуг, наград и иных благ; 7. Выполнение иной работы; 8. Родственные связи; 9. Использование информации и госимущества.

Кроме того, ВККС приводит конкретные случаи несоблюдения судьями антикоррупционного законодательства, ставшие основанием для наложения на них дисциплинарного взыскания в виде замечания, предупреждения или досрочного прекращения полномочий.

В каких случаях ККС выносили замечания

В этом разделе приводится семь примеров наложения такого дисциплинарного взыскания. Так, председатель суда получил замечание из-за того, что в аппарате суда работали его родной брат с женой. Другой служитель Фемиды использовал свой статус и служебный бланк при обращении в госорган для получения персональных данных, необходимых его брату для составления иска.

Зачастую судьи получают замечания из-за того, что «забывают» указать что-то в сведениях о своих доходах, расходах и имуществе. Например, один из судей попытался скрыть сумму, полученную им от продажи автомобиля, другой не указал принадлежащий его жене земельный участок, а еще один и вовсе не прописал в декларации квартиру. Их коллега не отчитался о доходах, расходах и имуществе своих несовершеннолетних детей, объяснив это раздельным проживанием с ними и отказом их матери предоставить такие данные. При этом он не подал заявление о невозможности по объективным причинам представить эти сведения, подчеркивает ВККС. Еще одна судья получила замечание за несвоевременную подачу такой отчетности (при этом квалифколлегия учла нахождение судьи в отпуске по уходу за ребенком и направление указанных сведений в суд по почте до истечения установленного срока).

Читайте так же:  Исковое на установление отцовства и алименты

За что служители Фемиды получали предупреждения

Поводом для вынесения предупреждения одной из судей стало то, что она приняла к своему производству исковое заявление от своего супруга, возбудила гражданское дело, провела подготовку к разбирательству и назначила судебное заседание. Впоследствии это дело передали другому судье. Другой служитель Фемиды рассмотрел ряд уголовных и гражданских дел с участием адвоката, являющегося его «свойственником», отмечает ВККС. При этом приговоры и решения, принятые по этим делам, вышестоящая инстанция оставила без изменения, и они не обжаловались по указанной причине.

Еще один судья при рассмотрении уголовного дела допустил внепроцессуальное общение с потерпевшим и его адвокатом, в ходе которого «высказал оценку представленным доказательствам и мнение о сути предполагаемого решения по делу, убеждая при этом потерпевшего и его представителя заранее согласиться с этим решением», подчеркивает ВККС. Другой судья, жена которого совершила административные правонарушения, зафиксированные камерой ГИБДД, обратился с заявлениями об отмене постановлений, заявив, что это он управлял авто в моменты регистрации нарушений. А поскольку он является судьей, к нему должен применяться особый порядок привлечения к административной ответственности. Из-за незаконного использования судьей своего статуса решение в отношении фактического правонарушителя не успели вынести в предусмотренный законом срок.

Предупреждения судьи также получали за неполные сведения о доходах, расходах и имуществе. Так, одна из судей не указала счета супруга в российских банках, при этом она пояснила, что муж не сообщил ей о них. Его коллега не отразил в декларации доход, полученный от продажи машин, а также не сообщил о том, что его родственники занимаются бизнесом. Другой судья не указал информацию о том, что его несовершеннолетнему сыну принадлежит доля в праве собственности на домовладение. А еще один служитель Фемиды скрыл от жилищной комиссии наличие у него в собственности жилья, что запрещало ему вставать на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилусловий.

Мантию с плеч

ВККС также приводит ряд примеров, когда коррупционные правонарушения становились основанием для досрочного прекращения полномочий судьи. Так, один из судей лишился мантии за педагогическую деятельность на территории РФ, финансируемую за счет средств иностранной организации. Другой судья, председательствующий по уголовному делу, неоднократно общался с подсудимым по телефону и встречался с ним, в том числе у себя дома. При этом характер их разговоров и встреч свидетельствовал о том, что они состояли в дружеских отношениях, отмечает ВККС. Она также учла, что оправдательный приговор, вынесенный судьей, в дальнейшем отменили, а дело направили на пересмотр. Кроме того, ранее тот же судья уже допускал нарушения процессуального и материального законодательства. Вероятнее всего, здесь речь идет о Дмитрии Маненкове, бывшем судье Майкопского гарнизонного военного суда, который лишился полномочий еще в 2010 году, и до последнего времени не оставляет надежды их вернуть (см. «Ничего нового: судьи не смогли убедить ВС вернуть им мантии»).

Коллегия также в качестве примера упоминает мирового судью, которая, действуя по просьбе председателя райсуда и желая помочь ему для дальнейшей поддержки в карьерном продвижении, обратилась к другому мировому судье с просьбой возвратить в ГИБДД поступившие к нему материалы административного производства. Речь идет о мировом судье Левобережного судебного участка Биробиджана Вере Исайкиной, которую ККС лишила полномочий осенью 2016 года. В январе она попыталась обжаловать это решение в ВККС, однако ее жалобу оставили без удовлетворения (см. «Горите вы с этой безумной работой»: ВККС рассмотрела жалобы судей»).

Другая судья хотела скрыть факт посещения судебного участка ее знакомым (в дальнейшем он стал ее супругом): она изъяла расписку мужчины о получении судебного решения, а также дала указания секретарю судебного заседания изменить нумерацию листов дела. Еще один судья захотел лично рассмотреть конкретное дело, в результате чего нарушил установленный в суде порядок регистрации и распределения исков. Принятое им решение отменили из-за нарушения норм процессуального права, подчеркивает ВККС. Другая судья рассмотрела дело об административном правонарушении в отношении своего сожителя, а ее коллега принял к производству иск знакомого адвоката, наложил в ходе его рассмотрения обеспечительные меры и вынес незаконное решение о признании права собственности на недвижимость в другом субъекте страны.

Источник: http://pravo.ru/news/view/137990/

Раздел III. Применение дисциплинарных взысканий к судьям за несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции

Общие положения

3.1.1. Несменяемость и неприкосновенность судьи являются средством защиты публичных интересов и предполагают повышенную ответственность судьи за выполнение им профессиональных обязанностей, соблюдение законов и правил судейской этики.

Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами, Кодексом судейской этики к судьям предъявляются квалификационные и иные требования (запреты, ограничения, обязанности), в том числе в целях реализации мероприятий противодействия коррупции. Краткое содержание основных требований, основания их предъявления и необходимые действия приведены
в приложении № 1.

Судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности
за несоблюдение антикоррупционных требований по основаниям
и в порядке, предусмотренными Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

За совершение дисциплинарного проступка на судью может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания, предупреждения, досрочного прекращения полномочий судьи (пункт 1 статьи 12.1 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»).

3.1.2. Судья считается не привлекавшимся к дисциплинарной ответственности, если он в течение года после наложения дисциплинарного взыскания не совершил нового дисциплинарного проступка (пункт 8
статьи 12.1 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»). Данный срок исчисляется со дня принятия квалификационной коллегией судей решения, в соответствии с которым судья был привлечен
к дисциплинарной ответственности.

3.1.3. Наложение ранее на судью дисциплинарного взыскания в виде замечания либо предупреждения само по себе при повторном совершении дисциплинарного проступка не влечет за собой обязательного наложения на него дисциплинарного взыскания в виде досрочного прекращения полномочий судьи (в том числе и в случае, если установленный пунктом 8 статьи 12.1 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» срок не истек).

Читайте так же:  С какой зарплаты удерживаются алименты

3.1.4. Дисциплинарное взыскание в виде замечания может налагаться на судью при малозначительности совершенного им дисциплинарного проступка, если по результатам голосования квалификационная коллегия судей придет к выводу о возможности ограничиться устным порицанием виновного действия (бездействия) судьи (пункт 3 статьи 12.1 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»).

В частности малозначительным может быть признан дисциплинарный проступок, последствия которого не повлекли существенного нарушения прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций.

Случаи несоблюдения судьями требований антикоррупционного законодательства, по которым квалификационные коллегии судей принимали решения о наложении дисциплинарного взыскания в виде замечания, приведены в приложении № 2.

3.1.5. Дисциплинарное взыскание в виде предупреждения может налагаться на судью в тех случаях, когда по результатам голосования квалификационная коллегия судей придет к выводу о невозможности применения к нему дисциплинарного взыскания в виде замечания (например, совершенный судьей дисциплинарный проступок не признан коллегией малозначительным) или когда судья ранее подвергался дисциплинарному взысканию за совершение дисциплинарного проступка (пункт 4 статьи 12.1 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»).

Случаи несоблюдения судьями требований антикоррупционного законодательства, по которым квалификационные коллегии судей принимали решения о наложении дисциплинарного взыскания в виде предупреждения, приведены в приложении № 3.

3.1.6. Дисциплинарное взыскание в виде досрочного прекращения полномочий судьи может налагаться на судью, если в результате тайного голосования квалификационная коллегия судей придет к выводу о наличии исключительных обстоятельств, указанных в пункте 5 статьи 12.1 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».

Дисциплинарное взыскание в виде досрочного прекращения полномочий может применяться к судье как за неоднократные нарушения, допущенные им в результате недобросовестного исполнения функции по отправлению правосудия или неисполнения (ненадлежащего исполнения) требований, установленных законодательством о противодействии коррупции, когда исчерпаны все иные средства воздействия, направленные на предупреждение дальнейших нарушений с его стороны, и принятые
к нему меры не дают оснований рассчитывать на добросовестное
и профессиональное выполнение им обязанностей судьи в будущем, так и за совершенное однократное грубое нарушение требований законодательства
о противодействии коррупции или однократное грубое нарушение при исполнении им служебных обязанностей либо во внеслужебной деятельности, которые дискредитируют судебную власть, причиняют ущерб репутации судьи и несовместимы с его статусом судьи.

Однократным грубым нарушением требований законодательства
о противодействии коррупции является, например, непредставление сведений о доходах, непредставление сведений о расходах и т.д. При этом решение квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судьи за совершение им дисциплинарного проступка должно основываться на имеющихся в материалах доказательствах, подтверждающих наличие указанных выше исключительных обстоятельств.

3.1.7. Основанием для прекращения полномочий судьи в соответствии
с положениями пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» является не только совершение судьей дисциплинарного проступка, за который на него наложено дисциплинарное взыскание в виде досрочного прекращения полномочий судьи (подпункт 13), но также:

прекращение гражданства Российской Федерации, приобретение гражданства иностранного государства либо получение вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства (подпункт 6);

нарушение судьей, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами (подпункт 6.1);

занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи
(подпункт 7). При этом виды деятельности, которой судья заниматься
не вправе, приведены в пункте 3 статьи 3 Закона Российской Федерации
«О статусе судей в Российской Федерации»;

отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда, а также если судья оказывается состоящим в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья
и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья
и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда (подпункт 11).

Особенностями вышеназванных норм является их императивный характер.

В этой связи производство по вопросу о прекращении полномочий судьи по указанным основаниям имеет свои особенности, заключающиеся
в том, что, установив факт наличия обстоятельств, указанных в подпунктах 6, 6.1, 7, 11 пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», квалификационная коллегия судей не переходит
к выбору вида дисциплинарного взыскания, а принимает решение
о досрочном прекращении полномочий судьи путем тайного голосования.

3.1.8. При прекращении полномочий судьи по основаниям, предусмотренным статьей 12.1, подпунктом 7 и 8 пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации «О статусе судей Российской Федерации», соответствующая квалификационная коллегия судей принимает решение
о лишении судьи квалификационного класса.

При прекращении полномочий судьи по основаниям, предусмотренным подпунктом 6 пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации «О статусе судей Российской Федерации», судья, полномочия которого прекращены, утрачивает квалификационный класс.

3.1.9. Случаи несоблюдения судьями требований антикоррупционного законодательства, по которым квалификационные коллегии судей принимали решения о наложении дисциплинарного взыскания в виде досрочного прекращения полномочий судьи, приведены в приложении № 4.

Дата добавления: 2017-03-11 ; просмотров: 276 | Нарушение авторских прав

Источник: http://lektsii.org/16-2595.html

Особенности производства по вопросам привлечения судей к дисциплинарной ответственности

3.2.1. Производство в квалификационной коллегии судей по вопросам привлечения судей к дисциплинарной ответственности осуществляется
в соответствии Федеральным законом «Об органах судейского сообщества
в Российской Федерации», статьей 28 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей.

Поводом для возбуждения квалификационной коллегией судей дисциплинарного производства являются представление председателя соответствующего или вышестоящего суда согласно его полномочиям либо обращение соответствующего совета судей о привлечении судьи
к дисциплинарной ответственности, либо составленное по результатам проверки жалобы заключение комиссии квалификационной коллегии судей
о наличии в действии (бездействии) судьи признаков дисциплинарного проступка (пункты 1 и 2 статьи 22 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»).

Читайте так же:  Сколько действует санминимум в мед книжке

3.2.2. Если квалификационная коллегия судей выявит обстоятельства, свидетельствующие о совершении судьей дисциплинарного проступка,
не указанные в представлении или обращении, она вправе в соответствии
с абзацем вторым пункта 1 статьи 22 Федерального закона «Об органах судейского сообщества» провести дополнительную проверку. Проведение дополнительной проверки может быть поручено члену квалификационной коллегии судей. Результаты дополнительной проверки оформляются в виде справки, копия которой направляется судье, и учитываются при рассмотрении представления, обращения в качестве дополнительных оснований привлечения судьи к дисциплинарной ответственности.

3.2.3. В ходе дисциплинарного производства судье должна быть предоставлена возможность реализации его прав на ознакомление
с имеющимися в квалификационной коллегии судей материалами проверки, на представление возражений и замечаний и других прав, установленных статьей 21 Федерального закона «Об органах судейского сообщества
в Российской Федерации» и статьей 28 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей.

3.2.4. По результатам рассмотрения представления председателя суда либо обращения органа судейского сообщества о привлечении судьи
к дисциплинарной ответственности, либо заключения комиссии о наличии
в действиях (бездействии) судьи признаков дисциплинарного проступка квалификационная коллегия судей решает вопрос, установлен ли факт совершения судьей дисциплинарного проступка.

Установление факта совершения судьей дисциплинарного проступка определяется по результатам открытого голосования членов квалификационной коллегии судей. Выводы квалификационной коллегии судей о совершении судьей дисциплинарного проступка должны быть основаны на доказательствах, учитываемых квалификационной коллегией судей при принятии такого решения.

3.2.5. Принятие квалификационной коллегией судей решения по вопросу о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности осуществляется в порядке, установленном пунктами 1 – 2.1 статьи 23 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

3.2.6. Решение по результатам рассмотрения вопроса о досрочном прекращении полномочий судьи в связи с совершением им дисциплинарного проступка или вопроса о прекращении отставки судьи в связи
с осуществлением им деятельности, не совместимой с должностью судьи, либо совершением поступков, его порочащих, принимается тайным голосованием членов квалификационной коллегии судей. Порядок тайного голосования установлен пунктом 4 статьи 18 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей.

Решение о прекращении либо приостановлении полномочий судьи или его отставке считается принятым, если за него проголосовали не менее двух третей членов квалификационной коллегии судей, принимавших участие
в заседании.

Иное решение считается принятым, если за него проголосовали более половины членов квалификационной коллегии судей, принимавших участие в заседании.

3.2.7. В качестве обстоятельств, не образующих дисциплинарный проступок, могут рассматриваться в частности:

1) представление судьей в установленный законодательством срок уточненных и достоверных сведений о доходах и имуществе при условии, что судья самостоятельно обнаружил в представленных им справках не отраженные или не полностью отраженные сведения;

2) заполнение судьей Справки в ином, не общепринятом, орфографическом порядке, при котором сохраняется смысловое содержание данных в Справке, либо когда заполнены разделы, графы Справки,
не подлежащие заполнению. Например:

некорректное указание почтового адреса (вместо правильного написания «проспект Строителей» или «пр-т Строителей» указывается
«пр. Строителей», вместо правильного написания «г. Волгоград» указывается «Волгоград» и т.д.);

некорректное указание наименования, адреса кредитной организации
с учетом правильного предоставления иной информации по соответствующему разделу Справки (например, указан не юридический адрес банка, а фактический адрес его филиала, в котором открыт счет, неправильно указана организационно-правовая форма кредитной организации – вместо ПАО «ВТБ 24» указано ВТБ 24, ВТБ и т.п.);

указание сведений о расходах, о сумме поступивших на счет денежных средств в отсутствие правовых оснований для представления данных сведений;

указание срочных обязательств финансового характера на сумму менее 500 тыс. рублей и т.д.;

3) ненадлежащее соблюдение требований антикоррупционного законодательства судьей вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (стихийные бедствия или иные чрезвычайные обстоятельства: пожар, наводнение, тяжелая болезнь и т.д.), которые объективно препятствовали представлению сведений о доходах, расходах, об имуществе
и обязательствах имущественного характера в установленный законодательством срок или получению информации (документов), необходимых для достоверного и полного отражения данных сведений;

4) ошибочное (неточное) указание сведений в Справке вследствие ошибок и неточностей, допущенных государственным органом или иной организацией в выданных судье документах (выписках), на основании которых им заполнялась Справка (ошибка в справке формы 2-НДФЛ, выписке по счету и т.п.), а также иных причин, когда неточность
в представленных сведениях возникла по причинам, не зависящим от судьи;

5) явные ошибки, не влекущие утаивание какой-либо информации (например, на титульном листе Справки указывается квартира как место регистрации, но в разделах 3.1 или 6.1 Справки в качестве объекта собственности или объекта, находящегося в пользовании, эта квартира не указана);

6) иные обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии умысла
в сокрытии сведений либо их недостоверности, в предоставленной Справке.

Обстоятельства, указанные в подпунктах 3 – 6 настоящего пункта, должны быть отражены в письменных пояснениях судьи и подтверждены соответствующими документами.

3.2.8. Истечение срока привлечения судьи к дисциплинарной ответственности не является основанием для прекращения дисциплинарного производства.

Если квалификационная коллегия судей придет к выводу о том, что факт совершения судьей дисциплинарного проступка установлен, но при этом срок привлечения к дисциплинарной ответственности истек, то
в резолютивной части решения квалификационная коллегия судей указывает, что решила признать совершение судьей дисциплинарного проступка, дисциплинарное взыскание на судью не накладывать в связи с истечением срока привлечения к дисциплинарной ответственности.

3.2.9. В случае, когда квалификационная коллегия судей придет
к выводу, что факт совершения судьей дисциплинарного проступка установлен и срок привлечения к дисциплинарной ответственности не истек, коллегия переходит к выбору вида дисциплинарного взыскания (пункты 1
и 6 статьи 12.1 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»).

Дата добавления: 2017-03-11 ; просмотров: 204 | Нарушение авторских прав

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://lektsii.org/16-2596.html

Дисциплинарная ответственность судьи за нарушение антикоррупционного
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here