К коммерческой тайне не относятся следующие сведения

Самая важная информация по теме: "К коммерческой тайне не относятся следующие сведения" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

Статья 5. Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну

Статья 5. Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну

Режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:

1) содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

2) содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;

Информация об изменениях:

Пункт 6 изменен с 29 апреля 2018 г. — Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 86-ФЗ

6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и социальным выплатам;

7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 5 настоящего Федерального закона

Источник: http://base.garant.ru/12136454/5633a92d35b966c2ba2f1e859e7bdd69/

Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну

Режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:

— содержащихся в учредительных документах юридического лица и документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

— содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

— о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

— о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого и населения ;

— о численности, составе работников, системе оплаты труда, условиях труда, в том числе об охране труда, показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, наличии свободных рабочих мест;

— о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

— о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

— об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

— о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, размерах и составе их имущества, расходах, численности и об оплате труда работников, использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческих организаций;

— о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

— обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иным федеральными законами.

Организации и лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, руководители государственных и муниципальных предприятий обязаны представить указанные выше сведения по требованию органов власти, имеющих на это право в соответствии с законодательством РФ, а также трудового коллектива предприятия. Однако Постановление, не обязывает предоставлять такие сведения по требованию любого лица. Кроме того, его действие не распространяется на сведения, которые в соответствии с законодательством составляют государственную тайну.

Отличие государственной тайны от коммерческой довольно условно, поскольку и коммерческая организация может назвать свои сведения не коммерческой, а служебной тайной. На практике к служебной тайне относятся сведения, к которым имеют доступ служащие в связи со своей работой. К ним можно отнести, например, различные документы с пометкой «для служебного пользования».

В соответствии с Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», государственные информационные ресурсы являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, зафиксированная на материальном носителе (бумаге, дискете и др.) с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать, отнесенная законом к категории ограниченного доступа.

Документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правого режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную, к которой относятся и документированные персональные данные о гражданах как налогоплательщиках, работниках и т.д. Следует подчеркнуть, что ст. 24 Конституции Российской Федерации не допускает сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия.

В соответствии с Указом Президента от 6 марта 1997 г. №188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера»[85], к данным сведениям относятся:

— сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях (например, сведения о кандидате в депутаты);

— сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;

— служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти, в соответствии с ГК РФ и другими федеральными законами (служебная тайна);

— сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписи, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.д.);

— сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен, в соответствии с ГК и другими федеральными законами (коммерческая тайна);

— сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Сохранение конфиденциальности информации обеспечивается обладающими ею заинтересованными лицами.

Запрещено относить к информации с ограниченным доступом следующие документы:

— законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

Читайте так же:  Отзыв о прохождении курсов повышения квалификации учителей в 2020 году

— документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населениям целом;

— документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;

— документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Отказ в доступе к открытой информации может быть обжалован в суде.

В соответствии с Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» целями защиты информации, в частности, являются:

— предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки информации;

— предотвращение угроз безопасности личности, общества, государства;

— защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных;

— сохранение государственной тайны.

За нарушение правил защиты информации, незаконную деятельность в области защиты информации и разглашение информации с ограниченным доступом установлена административная ответственность (ст. 13.12-13.14 КоАП РФ). На защиту информации направлены и положения ст. 183 УК, устанавливающие уголовную ответственность за незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну.

Между тем законодатель достаточно часто оперирует термином «тайна» и семантически созвучными с ним терминами: «конфиденциальный», «секретный» и т.п. По данным, приводимым в литературе, уже сегодня в законодательных и подзаконных нормативных актах фигурирует более сорока видов тайн, и их число продолжает расти.

В ряде федеральных законов имеются нормы, содержащие свои составы сведений, как относимых, так и не включаемых в число закрытых и находящихся в режиме коммерческой тайны. Так, согласно п. 4 ст. 10 ФЗ «О бухгалтерском учете»[86], содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной. В соответствии с п. 7 ст. 19 ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»[87], сведения о размерах и структуре доходов благотворительной организации, а также сведения о размерах ее имущества, расходах, численности работников, оплате труда и привлечении добровольцев не могут составлять коммерческую тайну.

Действующим законодательством не установлен исчерпывающий состав сведений, требующих закрытия в режиме служебной тайны. В отдельных федеральных законах, между тем, содержатся нормы, позволяющие говорить об имеющей, место демаркации, осуществленной законодателем в отношении коммерческой и служебной тайны. Так, в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе РФ»[88], поступающие в органы государственной налоговой службы сведения о полученных государственными служащими доходах и имуществе, принадлежащим им на праве собственности, составляют служебную тайну. Режим служебной тайны распространяется, согласно ст. 155 УК РФ, в отношении фактов усыновления (удочерения).

Банковская тайна как режим сведений, не подлежащих разглашению их третьим лицам, представляет собой самостоятельный вид тайны. В отличие от сведений служебного или коммерческого характера, чья ценность определяется, первую очередь, фактором их неизвестности, неизвестность сведений, находящихся в режиме банковской тайны, не является ее признаком, хотя он и должен присутствовать в качестве элемента, присущего любой из разновидностей тайн.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/7_47388_svedeniya-kotorie-ne-mogut-sostavlyat-kommercheskuyu-taynu.html

Коммерческая тайна.

Коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, который позволяет ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров (работ, услуг) либо получить иную коммерческую выгоду.

Информация, которая составляет коммерческую тайну — любые сведения (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющие действительную либо потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Обладатель информации, которая составляет коммерческую тайну — лицо, владеющее информацией, которая составляет коммерческую тайну на законном основании, ограничило доступ к этой информации и установило в отношении ее режим коммерческой тайны.

Разглашение информации, которая составляет коммерческую тайну — действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая коммерческую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, другой, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации или вопреки трудовому либо гражданско-правовому договору.

Коммерческая тайна: отнесение данных к ней, способы получения

С учетом положений Федерального закона от 29 июля 2004 года N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, а также на определение перечня и состава такой информации принадлежит ее обладателю.

Информация, составляющая коммерческую тайну, которая получена от ее обладателя на основании договора либо на ином законном основании, считается полученной законным способом.

В соответствии с частью 4 статьи 4 ФЗ «О коммерческой тайне» информация, составляющая коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, считается полученной незаконно, если:

— ее получение осуществлялось с умышленным преодолением принятых обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер по охране конфиденциальности такой информации;

— если получающее эту информацию лицо знало либо имело достаточные основания полагать, что эта информация – коммерческая тайна ее обладателя другого лица, и что осуществляющее передачу этой информации лицо не имеет законного основания на ее передачу.

Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну

Режим коммерческой тайны не может быть установлен в отношении следующих сведений:

1. содержащихся в учредительных документах юридического лица, а также в документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

2. содержащихся в документах, которые дают право на осуществление предпринимательской деятельности;

3. о составе имущества государственного либо муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

4. о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

5. о численности и составе работников, о системе оплаты труда и об условиях труда (в том числе об охране труда), о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, а также о наличии свободных рабочих мест;

6. о задолженности работодателей по выплате зарплаты, а также по другим социальным выплатам;

7. о нарушениях российского законодательства и фактах привлечения к ответственности за совершение таких нарушений;

8. об условиях конкурсов либо аукционов по приватизации объектов государственной, а также муниципальной собственности;

Читайте так же:  Постановление о передаче дела по подследственности образец в 2020 году

9. о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, а также об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческих организаций;

10. о перечне лиц, которые имеют право действовать без доверенности от имени юридического лица;

11. обязательность раскрытия которых либо недопустимость ограничения доступа к которым установлена другими федеральными законами помимо ФЗ «О коммерческой тайне».

Коммерческая тайна и предоставление сведений

Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию органа государственной власти, другого государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет ее указанным государственным органам на безвозмездной основе.

Мотивированное требование должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать указание цели, правового основания затребования и срок предоставления таких сведений, если иное не предусмотрено действующим законодательством.

В случае отказа обладателя указанных сведений предоставить их мотивированно требующему государственному органу (органу местного самоуправления) данные органы вправе затребовать такие сведения в судебном порядке.

Обладатель таких данных, а также государственные органы (органы местного самоуправления), получившие их на основании мотивированного требования, обязаны предоставить эти данные по запросу судов, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся в их производстве, в порядке и на основаниях, предусмотренных российским законодательством.

На документах, которые предоставляются указанным в настоящем разделе органам и содержат данные, являющиеся коммерческой тайной, должен быть нанесен гриф «Коммерческая тайна», указан обладатель таких данных.

При этом обладателям юридическим лицам необходимо указывать полное наименование и место нахождения, обладателям индивидуальным предпринимателям — фамилию, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства.

В свою очередь органами, указанными в настоящем разделе, должна быть обеспечена охрана конфиденциальности данных, предоставленных им обладателями таких данных.

Коммерческая тайна и права ее обладателя

Права обладателя сведений, которые являются коммерческой тайной, возникают с момента установления им в отношении таких сведений режима «Коммерческая тайна».

Обладатель вышеуказанных сведений имеет право:

— устанавливать, изменять, отменять в письменной форме режим коммерческой тайны в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2004 года N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» и гражданско-правовым договором;

— использовать сведения, составляющие коммерческую тайну, для собственных нужд в порядке, не противоречащем российскому законодательству;

— разрешать или запрещать доступ к сведениям, которые являются коммерческой тайной, определять порядок и условия доступа к ним;

— требовать от юридических и физических лиц, получивших доступ к сведениям, являющимся коммерческой тайной, органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, которым предоставлены такие сведения, соблюдения обязанностей по охране их конфиденциальности;

— требовать от лиц, которые получили доступ к сведениям, являющимся коммерческой тайной, в результате действий, совершенных случайно либо по ошибке, охраны конфиденциальности таких сведений;

— защищать в порядке, установленном законодательством, свои права в случае разглашения, незаконного получения либо незаконного использования третьими лицами сведений, в отношении которых обладателем установлен режим «Коммерческая тайна», в том числе требовать возмещения убытков, причиненных в связи с нарушением его прав.

КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА И ЕЕ ОХРАНА

На основании части 1 статьи 10 ФЗ «О коммерческой тайне» меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые ее обладателем, должны включать в себя следующее:

1. определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;

2. ограничение доступа к такой информации посредством установления порядка обращения с ней, а также контроля за соблюдением такого порядка;

3. учет лиц, которые получили доступ к сведениям, являющимся коммерческой тайной, и (или) лиц, которым такие сведения были предоставлены или переданы;

4. регулирование отношений по использованию такой информации работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;

5. нанесение на материальные носители, которые содержат информацию, составляющую коммерческую тайну, либо включение в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя такой информации.

При этом обладателям юридическим лицам необходимо указывать полное наименование и место нахождения, обладателям индивидуальным предпринимателям — фамилию, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства.

Важно знать: режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем информации, которая составляет коммерческую тайну, мер, указанных в пунктах 1-5 настоящего раздела.

Помимо мер, указанных в пунктах 1-5 настоящего раздела, обладатель информации, которая является коммерческой тайной, также вправе применять при необходимости средства и методы технической защиты конфиденциальности такой информации, другие не противоречащие российскому законодательству меры.

Охрана конфиденциальности информации, которая является коммерческой тайной, признается разумно достаточной, если:

  • исключается доступ к такой информации любых лиц без согласия ее обладателя;
  • обеспечивается возможность ее использования работниками, а также ее передачи контрагентам без нарушения режима коммерческой тайны.

Режим коммерческой тайны не может быть использован в целях, которые противоречат требованиям защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов третьих лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Коммерческая тайна и ее охрана в рамках трудовых отношений

Видео (кликните для воспроизведения).

Коммерческая тайна подлежит охране в рамках трудовых отношений. Для этого действующим законодательством предусмотрен ряд обязанностей, возложенных на работодателя и работника.

а) ознакомить под расписку работника, доступ которого к данным, являющимся коммерческой тайной работодателя (его контрагентов), необходим для исполнения им своих трудовых обязанностей с перечнем таких данных;

б) ознакомить под расписку работника с установленным работодателем режимом коммерческой тайны и с предусмотренными мерами ответственности за его нарушение;

в) создать работнику необходимые условия для соблюдения им установленного работодателем режима «Коммерческая тайна».

Доступ работника к коммерческой тайне осуществляется с его согласия, если это не предусмотрено его трудовыми обязанностями.

а) выполнять установленный работодателем режим коммерческой тайны;

б) не разглашать такие данные, обладателями которых являются работодатель и его контрагенты, а также без их согласия не использовать эти данные в личных целях в течение всего срока действия вышеуказанного режима (в том числе после прекращения действия трудового договора);

в) возместить причиненные работодателю убытки, если работник виновен в разглашении конфиденциальных данных, ставших ему известными в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

г) передать работодателю при прекращении или расторжении трудового договора материальные носители, содержащие конфиденциальные данные, имеющиеся в пользовании работника.

Работодатель вправе потребовать возмещения убытков, которые причинены ему разглашением конфиденциальных данных от лица, получившего доступ к таким данным в связи с исполнением трудовых обязанностей, но прекратившим трудовые отношения с работодателем, если конфиденциальная информация разглашена в течение срока действия режима коммерческой тайны.

Читайте так же:  Согласование перепланировки квартиры в санкт петербурге самостоятельно в 2020 году

Причиненные работником либо прекратившим трудовые отношения с работодателем лицом убытки не возмещаются, если коммерческая тайна разглашена вследствие несоблюдения работодателем мер по обеспечению ее режима, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

Работник имеет право обжаловать в судебном порядке незаконное установление режима коммерческой тайны в отношении данных, к которым он получил доступ в связи с исполнением трудовых обязанностей.

Обратите внимание: по мере выхода и вступления в силу изменений законодательства Российской Федерации часть информации, приведенной на этой странице, может оказаться устаревшей и не подлежащей применению.

Получить консультацию и заказать необходимую услугу Вы можете у юристов нашей компании по телефонам в Москве: +7 (495) 795-85-39, +7 (903) 713-67-52.

Источник: http://www.ustena.ru/poleznaya-informatsiya/kommercheskaya-taina/

Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ
«О коммерческой тайне»

С изменениями и дополнениями от:

2 февраля, 18 декабря 2006 г., 24 июля 2007 г., 11 июля 2011 г., 12 марта 2014 г., 18 апреля 2018 г.

Принят Государственной Думой 9 июля 2004 года

Одобрен Советом Федерации 15 июля 2004 года

ГАРАНТ:

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

29 июля 2004 года

Федеральным законом регулируются отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности и предупреждением недобросовестной конкуренции. Действие Закона распространяется на информацию, составляющую коммерческую тайну, независимо от вида носителя, на котором она зафиксирована.

Под коммерческой тайной понимается конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Устанавливается законодательное ограничение на отнесение информации к коммерческой тайне в интересах общества, государства и граждан. Так, режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении сведений о численности, составе работников, системе оплаты труда, об условиях труда, показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, наличии свободных рабочих мест, а также задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам.

Также устанавливается обязательность предоставления на безвозмездной основе органам государственной власти и местного самоуправления по их мотивированному требованию информации, составляющей коммерческую тайну.

Законом определяются права обладателя коммерческой тайны, регулируются отношения, связанные с коммерческой тайной, полученной при выполнении государственного контракта для государственных нужд. Также устанавливаются требования к охране конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, в том числе при трудовых отношениях и в гражданско-правовых отношениях.

Предусматривается ответственность за нарушение законодательства РФ о коммерческой тайне.

Грифы, нанесенные до вступления в силу Закона на материальные носители и указывающие на содержание в них информации, составляющей коммерческую тайну, сохраняют свое действие при условии, если меры по охране конфиденциальности указанной информации будут приведены в соответствие с требованиями Закона.

Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне»

Текст Федерального закона опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 9 августа 2004 г. N 32 ст. 3283, в «Российской газете» от 5 августа 2004 г. N 166, в «Парламентской газете» от 5 августа 2004 г. N 144

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 апреля 2018 г.

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 35-Ф3

Изменения вступают в силу с 1 октября 2014 г.

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник: http://base.garant.ru/12136454/

Перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну

Раньше перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, был утвержден Постановлением Правительства РФ от 05.12.1991 N 35. Теперь об этом Постановлении можно забыть — с появлением Закона оно не применяется. Новый список данных, которые предприятие не вправе засекречивать, содержит ст.5.

Изменений довольно много, причем большинство из них связано с работой бухгалтера.

Во-первых, из перечня исключена бухгалтерская и налоговая отчетность. Следовательно, сведения, которые приведены в балансах, отчетах о прибылях и убытках, в приложениях к балансу и налоговых декларациях, можно признать коммерческой тайной. Есть только одно исключение — годовая бухгалтерская отчетность открытых акционерных обществ, кредитных и страховых организаций, а также паевых и инвестиционных фондов. По Закону о бухгалтерском учете (ст.16) до 1 июня такие организации обязаны публиковать свои отчетные данные за предыдущий год.

Во-вторых, из перечня исключены «сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов». Фактически это означает, что грифом «коммерческая тайна» можно пометить все первичные документы. Стоит ли это делать — решать бухгалтеру. Сотрудникам налоговой инспекции и «экономической» службы МВД (которые обязаны хранить не только налоговую, но и коммерческую тайну) отчеты и первичные документы все равно будут доступны. Но если такие данные представляют ценность для конкурентов или для чиновников из других структур, то их тоже можно засекретить.

Кроме того, необходимо ограничить доступ к сводным учетным документам. Сведения бухгалтерских регистров и внутренней отчетности являются коммерческой тайной по Закону о бухгалтерском учете (п.4 ст.10). Но при подготовке перечня конфиденциальной информации к ним обязательно нужно добавить данные налогового и управленческого учета.

В-третьих, из «открытого» списка исчезли документы об уплате налогов и документы, подтверждающие платежеспособность организации. Таким образом, теперь все папки с выписками банка, платежными документами, справками о состоянии расчетного счета и банковскими гарантиями, можно признать коммерческой тайной.

К перечню сведений, которые нельзя засекречивать, добавились данные:

Ø о должностных лицах, которые могут действовать от имени фирмы без доверенности;

Ø обо всех нарушениях законодательства и о привлечении предприятия к ответственности (размеры нанесенного ущерба оглашать не обязательно);

Ø о показателях производственного травматизма и профзаболеваний;

Ø о задолженности работодателя по зарплате и социальным выплатам.

По-прежнему должны быть открытыми сведения, которые содержатся в учредительных документах, а также в документах, дающих право вести ту или иную деятельность (свидетельства о регистрации, лицензии, патенты и т.п.).

Читайте так же:  Как должны давать алименты

Кроме того, нельзя засекречивать данные о численности и составе работающих, об уровне зарплаты, об условиях труда и о наличии вакансий. Однако афишировать свое участие в уставных капиталах других организаций ваши сотрудники больше не обязаны — эти сведения могут быть помечены грифом «коммерческая тайна».

(Статья 5. Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну

Режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:

1) содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

2) содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;

6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.)

Для ограничения доступа к информации КТ руководитель издает приказ о введении «Перечня сведений, содержащих КТ предприятия», мер по охране этих сведений, установлению круга лиц, имеющих доступ к этой информации, и правил работы с конфиденциальными документами.

Сотрудники предприятия должны под расписку ознакомиться с приказом и приложениями к нему.

В случае необходимости этот список может обновляться, корректироваться и также должен быть заверен подписью руководителя с проставлением новой даты.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/8_134637_perechen-svedeniy-kotorie-ne-mogut-sostavlyat-kommercheskuyu-taynu.html

Глава 3. Сведения, не являющиеся коммерческой тайной

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона «О коммерческой тайне», право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю такой информации за исключением случаев, установленных законом. Каким критериям должна отвечать информация для распространения на нее правового режима коммерческой тайны, мы определили в главе 1. Теперь рассмотрим, какие сведения не могут составлять коммерческую тайну. Прежде всего, это, конечно, та информация, которая не обладает хотя бы одним из трех критериев (коммерческая ценность в силу неизвестности третьим лицам, отсутствие свободного доступа на законных основаниях, обладателем приняты меры к охране ее конфиденциальности).

Следующее ограничение вытекает из формы выражения информации вовне. Особенностью российского законодательства является требование о материальном носителе сведений, претендующих на высокое звание коммерческой тайны. То есть информация должна быть зафиксирована на любом материальном носителе — документах, изделиях или даже физических полях. На идеи, замыслы, сведения и иные данные независимо от их коммерческой ценности для их обладателя, если они не облачены в какой-либо материальной форме, правовой режим охраны коммерческой тайны не распространяется. Такой подход на первый взгляд выглядит нелогичным — ведь для информации главным является не форма, в которой она существует, а то, какова ценность содержащихся в ней сведений. Однако при таком подходе практически невозможно было бы ни доказать, ни опровергнуть факт несанкционированного доступа или хищения информации у ее обладателя.

Еще одно ограничение вытекает из установленного законодательством субъектного состава обладателей коммерческой тайны.

Обладателем может выступать юридическое лицо (в том числе, иностранная коммерческая компания) либо индивидуальный предприниматель. Граждане, выступающие в гражданском обороте в качестве потребителей, а также занимающиеся предпринимательской деятельностью без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, не могут выступать в качестве обладателей коммерческой тайны. Судебная практика придерживается аналогичного подхода.

В качестве примера можно привести Определение Верховного Суда РФ от 19 июня 2003 г. N КАС03-236 по вопросу применения норм о регулировании вопросов, связанных с коммерческой тайной, на физических лиц, не зарегистрированных в качестве частных предпринимателей в установленном порядке.

И наконец, статья 5 Закона «О коммерческой тайне» содержит перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. К ним относятся сведения:

1) содержащиеся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

2) содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения;

4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других негативных факторах;

5) о численности и составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, о наличии свободных рабочих мест;

6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

7) о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в своей деятельности;

10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

С принятием Закона «О коммерческой тайне» следует считать утратившим силу Постановление Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. N 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» (с изменениями и дополнениями от 3 октября 2002 г.). По сравнению с перечнем образца 1991 г. новый перечень уточнен, по ряду позиций расширен. Однако основное принципиальное отличие заключается в следующем: из нового перечня исключены сведения, относящиеся к отчетности о финансово-хозяйственной деятельности, иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей, документы о платежеспособности, документы об уплате налогов и других обязательных платежей. Исключение этой категории из перечня сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, является вполне закономерным.

Читайте так же:  Приказ замещение вакантной должности

Как уже ранее отмечалось, возможность получения госорганами и их должностными лицами конфиденциальных сведений не означает утрату этими сведениями статуса коммерческой тайны, поскольку доступ к информации имеют только конкретные лица в конкретных объемах, в обязанность которых входит обеспечение ее нераспространения. Как показывает практика, зачастую происходит смешение двух категорий сведений — тех, которые не могут составлять коммерческую тайну, и тех, которые отнесены к коммерческой тайне на законном основании, однако в силу требований различных нормативных актов обязаны предоставляться определенным лицам.

В качестве примера можно привести Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 7 сентября 2000 г. по делу N Ф09-1246/2000-ГК. Акционер обратился в суд, обжалуя отказ администрации акционерного общества предоставить ему копии документов бухгалтерского учета. Администрация АО мотивировала свой отказ тем, что истребуемые истцом документы содержали сведения, составляющие коммерческую тайну. Суд, рассмотрев материалы дела, в удовлетворении иска отказал, признал действия администрации АО правомерными и указал, что в предоставлении информации, составляющей коммерческую тайну, есть ограничения. Они установлены статьей 139 Гражданского кодекса РФ и пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». И закон ограничивает доступ к сведениям, содержащимся в документах (регистры бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности), которые истребовал акционер.

Подход законодателя об отнесении тех или иных категорий сведений к перечню сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, находит отражение и в судебной практике по данному вопросу. В качестве примера можно привести решение Верховного Суда РФ от 13 ноября 2003 г. N ГКПИ03-1188, вынесенное по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия «Кировторф» о признании недействующим и не подлежащим применению пункта 2 Постановления Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. N 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» в части слов «до и».

Как было установлено Верховным Судом РФ в ходе рассмотрения данного дела, пункт 2 вышеуказанного Постановления Правительства содержит запрет государственным и муниципальным предприятиям до и в процессе их приватизации относить к сведениям, составляющим коммерческую тайну, следующие данные: о размерах имущества предприятия и его денежных средствах; о вложении средств в доходные активы (ценные бумаги) других предприятий, в процентные облигации и займы, в уставные фонды совместных предприятий; о кредитных, торговых и иных обязательствах предприятия, вытекающих из законодательства РСФСР и заключенных им договоров; о договорах с кооперативами, иными негосударственными предприятиями, творческими и временными трудовыми коллективами, а также отдельными гражданами. ФГУП «Кировторф» обратилось с заявлением, считая нарушенными свои права оспариваемым нормативным правовым актом, установившим запрет отнесения сведений к коммерческой тайне до приватизации, и просило признать этот правовой акт недействующим из-за его противоречия статье 8 Конституции РФ и пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса РФ.

Как следует из представленных заявителем учредительных документов, ФГУП «Кировторф» является государственным унитарным предприятием. Заявитель полагает, что сообщение сведений о финансовом состоянии предприятия причинило ему существенный ущерб, и в связи с этим неоднократно обращался в различные судебные инстанции и правоохранительные органы. В удовлетворении заявлений было отказано со ссылкой на оспариваемый нормативный правовой акт, поскольку указанные ФГУП «Кировторф» сведения не относятся к коммерческой тайне. Считая нарушенными свои права принятием оспариваемого нормативного правового акта Правительством РСФСР, ФГУП «Кировторф» просило признать этот акт недействующим.

Правительство осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации, возложенную на него Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента РФ.

Согласно статье 114 Конституции РФ, а также действующей на момент вынесения рассматриваемого решения Верховным Судом РФ редакции статьи 14 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство РФ управляет федеральной собственностью .

Согласно действующей редакции Федерального конституционного закона о Правительстве РФ от 19 июня 2004 г. управление федеральной собственностью также относится к полномочиям Правительства РФ в сфере экономики.

Как посчитал ВС РФ, из положений статьи 139 Гражданского кодекса РФ следует, что определение сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, в процессе деятельности государственных унитарных предприятий находится в компетенции Правительства РФ, наделенного правом принятия правовых актов.

Кроме того, указанные в оспариваемом Постановлении Правительства РФ сведения не могут составлять коммерческую тайну, так как руководители федеральных государственных унитарных предприятий обязаны в порядке отчетности представлять эти сведения в Минимущество России и федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие регулирование деятельности в соответствующей отрасли, а поэтому к ним имеется свободный доступ со стороны третьих лиц на законном основании.

Обязанность по представлению такой отчетности возлагается статьей 13 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. N 34н.

Таким образом, Правительство РФ при определении перечня сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, действовало как собственник имущества федеральных унитарных предприятий в пределах предоставленных ему вышеуказанными нормативными актами полномочий, а поэтому доводы заявителя о нарушении статьи 8 Конституции РФ и статьи 1 Гражданского кодекса РФ о нарушении равенства участников гражданских правоотношений и ущемлении прав государственной собственности, находящейся у государственных унитарных предприятий, являются несостоятельными.

В связи с этим основания к удовлетворению заявления, по мнению ВС РФ, отсутствуют, поскольку оспариваемые положения нормативного правового акта приняты полномочным органом в полном соответствии с действующим законодательством и не противоречат указанным в заявлении нормам действующего законодательства.

На основании изложенного Верховный Суд РФ оставил заявление ФГУП «Кировторф» без удовлетворения.

Несмотря на то что Постановление Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. N 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» больше не действует в связи с принятием Закона «О коммерческой тайне», данное судебное решение не утратило актуальности. Это связано с тем, что статья 5 Закона «О коммерческой тайне» содержит положение, согласно которому к коммерческой тайне не могут быть отнесены сведения о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studfile.net/preview/6859024/page:3/

К коммерческой тайне не относятся следующие сведения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here