Объединение поселений в границах одного муниципального района в 2020 году

Самая важная информация по теме: "Объединение поселений в границах одного муниципального района в 2020 году" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

Превращение сельских районов в городские округа продолжается

«Прелести» нововведений в федеральный закон о местном самоуправлении (от 06.10.2003 № 131-ФЗ) в полной мере испытывают на себе жители Московской области. Вопреки мнению большинства региональная власть продолжает превращение сельских районов в городские округа.

За десять месяцев этого года муниципальных районов в Подмосковье стало меньше на семь административных единиц, а число городских округов выросло с 39 до 51. Математическое несоответствие объясняется тем, что поселения включают в другие городские округа. Так, в Орехово-Зуевском районе часть сельских поселений в январе отойдет к г. о. Орехово-Зуево, а часть — к г. о. Ликино-Дулево. Сельские поселения Ногинского района поделят между городскими округами Ногинск и Электросталь. Таким образом, в начале 2018 г. в Подмосковье будет 56 городских округов и 11 муниципальных районов.

В 2015 г., по данным Минюста России, было 35 городских округов и 36 муниципальных районов. В районах статус муниципальных образовании имели 177 сельских поселений и 111 городских. К 20 октября 2017 г. в области оставалось 98 сельских и 66 городских поселений. Соответственно, вдвое меньше стало местных бюджетов. Вместо децентрализации бюджетного процесса, к чему склоняется даже федеральная власть, создаются квазибюджеты новых муниципалитетов. Оставшиеся без финансового обеспечения в связи с утратой статуса муниципального образования поселения обрекаются на вымирание в «объятьях» городов.

Шаховской муниципальный район, в составе которого не было ни одного города, с 2015 г. — городской округ. Преобразуется и традиционно сельскохозяйственный Лотошинский район. А Коломенский городской округ собрал нынешней осенью рекордный урожай картофеля, опередив и сельские районы, и городские округа.

Не согласные с переменами жители Подмосковья и соседних областей в декабре 2016 г. года созвали Гражданский форум местного самоуправления. Спустя ровно год они провели уже второй форум в защиту поселенческого уровня местного самоуправления. На этот раз они предложили создать при Московской областной думе комиссию по оценке муниципальных преобразований. В резолюции собрания отмечается, что в случае непринятия инициативы участники форума оставляют за собой право «как на обращение в Совет Европы, так и на публичный протест в рамках закона».

В немалой степени объединению активных жителей Подмосковья и соседних областей способствовала «борьба» властей с полигонами твердых бытовых отходов. Прогремевшее на всю страну закрытие «мусорных Эверестов» у МКАД усилило нагрузку на другие свалки. Так, под Подольском реанимируется закрытый было полигон «Малинки», чтобы стать самым мощным в Европе. Встревожены такой же перспективой и жители Веневского района Тульской области. Их представитель Александр Аптекарев обратил внимание обозревателя «ЭЖ» на внушительную делегацию туляков на втором гражданском форуме местного самоуправления. «Еле уговорили еще школьников остаться дома. Они хотели пап и мам, дедушек и бабушек поддержать лозунгами и транспарантами, — сказал он. — Мусорная проблема всколыхнула и молодых, и старых».

«Вольница» региональных властей стала возможной благодаря потаканиям федеральных законодателей. Они приняли законы, которые узаконили — тавтология здесь уместна! — уже совершенные действия властей субъектов Федерации. То есть приняли законы обратного действия. В таблице представлена лишь часть депутатских деяний «во славу сельских территорий».

В результате, по сведениям ВШГУ РАНХиГС при Президенте РФ, в 2016—2017 гг. в Ставропольском крае девять муниципальных районов были преобразованы в городские округа, в Калининградской области — три, в Сахалинской и Тверской областях — по одному. По данным Минюста России, с 1 января 2016 г. по 1 июня 2017 г. число сельских поселений уменьшилось на 251 муниципальное образование, городских поселений — на 35 и сельских районов — на 23, а число городских округов увеличилось на 22 административные единицы. Минюст регистрирует осуществленные преобразования, поэтому у него нет статистики сходов или референдумов, на которых люди согласились или не согласились с «перезагрузкой» их уклада жизни. По действующему законодательству изменения статуса муниципального образования, его границ, равно как упразднение территориальной единицы, должны осуществляться с согласия местного населения или с учетом его мнения, выраженного представительным органом муниципального образования. В прессе появлялись единичные сообщения о противодействии проведению собраний местных сообществ, но еще меньше было известий о проведенных сходах граждан и муниципальных референдумах.

Изменения в закон о местном самоуправлении, вступившие в силу в 2017 г.

Дата начала действия

Основание введения изменения

11. Границы муниципальных образований

1.1) территория субъекта РФ разграничивается между поселениями и городскими округами. Территории с низкой плотностью сельского населения, за исключением территорий, указанных в пункте 3 настоящей части, могут не включаться в состав территорий поселений

1.2) территории всех поселений, а также возникающие на территориях с низкой плотностью сельского населения и (или) на территориях упраздняемых поселений межселенные территории входят в состав муниципальных районов

62-ФЗ от 03.04.2017

3.1) территорию городского округа составляют земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные земли, земли для развития городского округа

62-ФЗ от 03.04.2017

6) в состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью сельского населения более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью сельского населения — менее 3000 человек каждый)

501-ФЗ от 28.12.2016

8) в соответствии с законами субъекта РФ статусом сельского поселения с учетом плотности сельского населения субъекта РФ и доступности территории поселения может наделяться сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек

501-ФЗ от 28.12.2016

11) границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, как правило, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав, а границы городского округа, муниципального района — с учетом транспортной доступности до их административных центров и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений (населенных пунктов), входящих в их состав. Указанные требования в соответствии с законами субъектов РФ могут не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях

Читайте так же:  Внешнее совместительство документы

62-ФЗ от 03.04.2017

12) территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения, городского округа

62-ФЗ от 03.04.2017

15.1) границы городского округа устанавливаются с учетом необходимости создания условий для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры, обеспечения органами местного самоуправления городского округа единства городского хозяйства, а также для осуществления на всей территории городского округа отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов РФ

62-ФЗ от 03.04.2017

12. Изменение границ муниципального образования

2.2) изменение границ городских округов, влекущее отнесение территорий населенных пунктов, входящих в состав городских округов, к территориям поселений соответствующих муниципальных районов, осуществляется с согласия населения поселений и городских округов, выраженного представительными органами соответствующих поселений и городских округов, а также с учетом мнения населения муниципальных районов, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов

62-ФЗ от 03.04.2017

13. Преобразование муниципальных образований

3.1) объединение поселения с городским округом осуществляется с согласия населения поселения и городского округа, выраженного представительным органом соответствующих поселения и городского округа, а также с учетом мнения населения муниципального района, выраженного представительным органом соответствующего муниципального района. Объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, с городским округом осуществляется с согласия населения поселений, муниципального района и городского округа, выраженного представительным органом соответствующего поселения, муниципального района и городского округа. Поселение, объединенное с городским округом, утрачивает статус муниципального образования. Муниципальный район, в котором все поселения, входившие в его состав, объединились с городским округом, утрачивает статус муниципального образования

62-ФЗ от 03.04.2017

8) преобразование муниципальных образований влечет создание вновь образованных муниципальных образований в случаях, предусмотренных частями 3, 3.2, 4—6.1 настоящей статьи

494-ФЗ от 28.12.2016

Источник: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (действующая редакция)

Вопрос: возможно ли объединить все поселения муниципального района в городской округ?

В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона при наделении городского поселения статусом городского округа учитываются в том числе и перспективы развития городского поселения. При этом в указанной норме говорится о перспективе, подтвержденной генеральным планом данного городского поселения, то есть существующего муниципального образования, а не того, в который он будет преобразован.

Частью 31 статьи 13 Федерального закона предусмотрена возможность объединения городского округа с поселением. При этом в случае объединения с городским поселением последнее утрачивает статус муниципального образования и одновременно осуществляется изменение административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации, в результате которого происходит объединение городов как административно-территориальных единиц.

Системное толкование норм статьи 2, пункта 5 части 1 статьи 11, части 31 статьи 13 Федерального закона позволяет сделать вывод о том, что в результате административно-территориальных преобразований, обязательных при объединении городских поселений с городским округом, должны быть упразднены все города (кроме города, находящегося на территории городского округа) и поселки и объединены с городом, находящимся на территории городского округа. При этом в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 11 Федерального закона территорию поселения (а городской округ — поселение) составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов и другие земли, необходимые для рекреации и развития поселений. Вряд ли исторически сложившейся территорией данного города можно считать территорию другого города или поселка, находящегося от него на расстоянии в десятки километров. Требование Федерального закона об объединении подобных населенных пунктов также нереализуемо, поскольку новый целостный городской субъект на их месте не возникнет, поскольку составляющие его части отделены друг от друга значительными сельскими пространствами.

Рассматривая вопрос об объединении всех поселений, которые входят в состав муниципального района, с городским округом, следует учитывать положение Федерального закона, согласно которому объединение поселения с городским округом осуществляется с согласия населения поселения и городского округа, выраженного представительными органами указанных муниципальных образований. Должно быть также учтено мнение населения муниципального района, выраженное представительным органом муниципального района. Если объединяются все поселения, то данная норма становится невыполнимой, так как отсутствует население муниципального района.

Аналогичная ситуация возникает и в случае, если поселения, образующие муниципальный район, объединятся в одно поселение, претендуя в дальнейшем на статус городского округа. Получение такого статуса в силу нормы части 7 статьи 13 Федерального закона требует согласия остального населения муниципального района, что в отсутствие такого населения недостижимо. Следует обратить внимание и на то, что Федеральный закон не предусматривает возможность упразднения муниципального района.

Необходимо учитывать, что требование об обязательном формировании муниципальных образований на двух территориальных уровнях — в поселениях и муниципальных районах с разграничением и закреплением за каждым уровнем присущих ему полномочий по решению вопросов местного значения — является концептуальным положением Федерального закона. Это позволило создать единую систему местного самоуправления, соответствующую Конституции Российской Федерации, во всех субъектах Российской Федерации. Ограничение в Федеральном законе возможных вариантов преобразований муниципальных образований, не допускающее установления законодательными актами субъектов Российской Федерации новых вариантов изменения (преобразования) или прекращения статуса того или иного муниципального образования, направлено на обеспечение стабильности этой системы.

Дополнительно хотелось бы отметить, что согласно статье 11 Федерального закона в состав городского округа могут входить сельские территории. Однако указанную норму не следует рассматривать, как разрешающую включать в состав городского округа территории в размерах территорий муниципальных районов. Наделять статусом городского округа целесообразно урбанизированную территорию, а не территорию, которая по своему экономическому потенциалу, по характеру занятий населения является сельской. Если принять позицию, допускающую упразднение муниципальных районов с заменой их городскими округами, мы тем самым сделаем возможной абсурдную ситуацию создания городских округов, состоящих из сельских территорий. В том числе и в целях недопущения подобного абсурда в нормах Федерального закона (в пункте 5 части 1 и в абзаце втором части 2 статьи 11) закреплена взаимосвязь между перспективами территориального развития и статусом муниципального образования, при этом федеральным законодателем установлено требование о подтверждении указанных перспектив документально — генеральным планом поселения, городского округа.

Читайте так же:  Увольнение сразу после декретного отпуска

С учетом изложенного, объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, в новое муниципальное образование со статусом городского округа противоречит действующему законодательству.

Муниципальный округ — новый этап реформы МСУ

Политолог Александр Шахов и председатель Комиссии ОП РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению, эксперт Центра ПРИСП Андрей Максимов — о законопроекте, который вводит новое муниципальное образование — муниципальный округ.

В начале этого года Комитет Госдумы РФ по федеративному устройству и местному самоуправлению предложил ввести новое муниципальное образование – муниципальный округ. 19 марта законопроект был одобрен в первом чтении, что вызвало целый ряд мнений со стороны экспертов, коих можно поделить на сторонников и противников муниципальной реформы.

К преимуществам муниципального округа можно отнести упрощённую схему управления территорией, консолидированный бюджет, а также передачу ответственности за осуществление местного самоуправления на более высокий уровень. Также законопроект включает в себя положение о наделении местных органов власти муниципального округа всеми отдельными государственными полномочиями. То есть новый вид муниципалитета можно трактовать как альтернативу уже существующего городского округа.

Ввиду идентичных компетенций становится крайне сложно различить муниципальный и городской округ. Чтобы избежать путаницы в двух схожих понятиях, законодатель также предлагает ввести новые критерии городского округа. Согласно ним, две трети населения должны проживать в городских населённых пунктах. А количество сельских территорий не должно значительно преобладать над площадью городских поселений. Те же городские округа, что не выдерживают подобных требований, должны будут в срок до 2025 г. реорганизоваться в муниципальные округа. С позиции соавтора инициативы сенатора Вячеслава Тимченко, население может само проявить активность, чтобы изменить статус своего муниципального образования. В том числе он делает акцент на том, что объединение не носит обязательного характера.

Также претендентами на статус «муниципального округа» выступают муниципальные районы. Напомню, что при 2-хуровневой модели МСУ, городские и сельские поселения самостоятельно формируют советы депутатов и избирают глав муниципалитетов. А затем, уже без участия населения, из их числа составляется представительный орган самого муниципального района. Идея же муниципального округа предполагает переход к одноуровневой системе. Председатель Комиссии Общественной Палаты РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению, эксперт Центра ПРИСП Андрей Максимов отметил, что подобная стратегия действий может быть более успешна лишь в отдельных случаях. «Не всегда есть необходимость плодить множество структур. Очевидно, если в одном населенном пункте живет более 50% населения территории, то есть смысл его централизовать, чтобы объединить ресурсы, повысить качество управления. Та же ситуация возникает в удаленных, труднодоступных местностях, в малонаселенных территориях, в которых за пределами райцентра мы наблюдаем сплошную депопуляцию. Там у людей зачастую нет желания брать на себя ответственность за организацию местной власти. Для подобных случаев такой закон, такая форма организации власти может быть эффективной» — сообщил в ходе интервью Андрей Максимов.

Стоит сказать и о негативных последствиях, к которым может привести реформа местного самоуправления. Во-первых, это новое сокращение муниципальных образований. Данный шаг непосредственно влечёт за собой снижение возможностей жителей в сфере организации местного самоуправления. Чем меньше муниципалитетов, тем меньше советов депутатов и глав территорий, выражающих волю местного населения. Таким образом исчезает буферная зона между гражданами и вышестоящими органами. В этих условиях становится возможным издание директив, со стороны муниципального округа, которые могут быть нежеланными с точки зрения местных жителей. Сторонники реформы могут напомнить о том, что население способно вести диалог через публичные слушания. Однако, публичные слушания, как инструмент волеизъявления, никогда не станут достойной альтернативой совету депутатов. Публичные слушания носят не императивный, а консультативный характер, то есть при необходимости мнением населения можно просто пренебречь.

Во-вторых – это большая географическая дистанцированность власти. На примере Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района в Красноярском крае, создание муниципального округа не только не целесообразно, но и губительно. Расстояние между селом Сындасско и административным центром городом Дудинка составляет практически 900 км по воздуху. Как возможно допустить, чтобы в подобном районе может быть образован муниципальный округ? Местное самоуправление в сельских поселениях всегда отличалось возможностью напрямую обратиться к главе муниципалитета без каких бы то ни было препятствий. Система же городских и муниципальных округов лишает жителей этого преимущества.

Андрей Максимов: «Единообразная территориальная организация МСУ не всегда учитывает специфику страны, не всегда учитывает наличие территорий с разной системой расселения, с разным экономическим укладом и потенциалом, с разным уровнем желания (населения) участвовать в управлении». Другими словами, существующая 2-хуровневая система МСУ имеет свои положительные стороны. «Переход на 1-уровневую систему управления должен быть четко обусловлен определенными причинами и это должно быть скорее исключение, чем правило. Мы (экспертное сообщество, в частности, наша комиссия в ОП) не считаем правильным давать возможность региональным властям — в любой точке страны, без каких-либо четких критериев, ограничений — преобразовывать районы в муниципальные округа, ликвидировать «второй» уровень МСУ. На территории Центра, Юга России, Поволжья, где есть крупные населенные пункты за пределами райцентров, где достаточно развито сельское хозяйство, где земля имеет потенциал экономического и «демографического» использования — в этих случаях 2-хуровневая система управления более эффективна. Поэтому считаю, необходимы четкие критерии того, в каких случаях, в порядке исключения, муниципальный район может быть преобразован в муниципальный округ».

Алексей Диденко также отмечал, что муниципальный округ «создает барьеры для повсеместного создания городских округов». Однако, данное нововведение представляется абсолютно идентичным реформе о городских округах. Справедливости ради скажу, что включение в законопроект пункта об обязательном проведении местного референдума, при создании муниципального округа, может нивелировать возможность ограничения свободы осуществления местного самоуправления.

Авторами законопроекта «О муниципальном округе» выступают 22 депутата Государственной Думы и 4 члена Совета Федерации. По-моему мнению, такое большое число авторов законопроекта – это дополнительное свидетельство того, что он будет принят.

Введение муниципального округа должно быть более детализировано и персонифицировано. Оно более актуально для межселенных территорий и тех районов, где ещё нет развитой инфраструктуры или присутствует большое количество неосвоенных земель. Также будем надеяться, что ко второму чтению в инициативу включат положении об обязательном проведении местного референдума. В противном случае, перед нами предстанет очередной механизм по «закатыванию в асфальт» местного самоуправления.

Читайте так же:  Возврат компенсации работающим пенсионерам после увольнения

Объединительный процесс в единый муниципальный округ – это назревшая необходимость

Неоднократно наша газета в течение 2018 – 2019 года публиковала информацию по объединительному процессу, который сейчас происходит по всему Пермскому краю. С начала 2019 года преобразовано (укрупнено) 39 муниципальных образований (см. газету от 19.04.2019г. № 14 статья «Поселения Коми округа могут стать одним муниципалитетом»).

1 мая Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон № 87-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который вводит новый вид муниципального образования – муниципальный округ. Который позволяет властям российских регионов принимать закон о преобразовании сельских поселений входящих в состав муниципального района в единое муниципальное образование путём их объединения.

Муниципальным округом в соответствии с подписанным федеральным законом является несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Кроме того, федеральным законом регулируются также вопросы, связанные с содержанием наименований муниципальных образований, предусматривается возможность при отсутствии в населённом пункте возможности одновременного совместного присутствия более половины обладающих избирательным правом жителей данного населённого пункта поэтапного проведения схода граждан.

На очередном районном заседании Земского Собрания, которое прошло 26 апреля, присутствующие депутаты единогласно приняли решение о назначении публичных слушаний по вопросу преобразования поселений, входящих в состав Гайнского муниципального района, путём их объединения (см. газету от 03.05.2019г. № 15. Решение от 26.04.2019г. № 100-п на стр.4).

Вслед за депутатами Земского Собрания депутаты сельских поселений должны принять решение и назначить в своих территориях публичные слушания по обсуждению вопроса о преобразовании своей сельской территории.

На сегодняшний день все муниципалитеты Коми — Пермяцкого округа проводят на своих территориях процедуру преобразования.

В нашем районе все сельские поселения не в состоянии обеспечить собираемыми налогами даже на собственное содержание. Поэтому объединительный процесс в единый муниципальный округ – это назревшая необходимость.

Как мы все знаем, ежегодно происходит увеличение МРОТ. С 1 января 2019 года он составляет – 19 176 рублей, а уже в 2020 году будет составлять – 20 054 рубля с ежегодным увеличением. И можно сказать, что ни одно сельское поселение района не сможет выплачивать заработную плату работникам бюджетной сферы в соответствии с увеличением МРОТ.

По 131-му Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» у глав сельских поселений 13 полномочий. Кое-где эти полномочия остаются лишь на бумаге из-за отсутствия финансовых средств.

Во многих поселениях нет стратегии социально-экономического развития поселения, кроме того образовалась задолженность перед поставщиками (подрядчиками) за предоставленные услуги – электро-, тепло-, водоснабжение, за содержание дорог местного значения и т.п.

Что даст объединение в муниципальный округ?

Произойдёт оптимизация административно-территориального устройства, но главные изменения связаны всё-таки с финансово-экономической основой того или иного поселения. Давайте посмотрим, в одном поселении в 2018 году налогов собрали 1 386,0 тыс. руб., а потратили на содержание органов местного самоуправления 3 915,0 тыс. руб., в другом собрали – 2 630,0 тыс. руб., а потратили 3 582,0 тыс. руб. соответственно. Они практически не окупают себя.

Когда вопрос ставится об объединении в муниципальный округ, жители начинают волноваться: не будут ли ущемлены права граждан в поселении?

В поселениях останутся специалисты территориального управления муниципального округа, которые будут исполнять полномочия сельского поселения. За счёт сокращения административного аппарата, будут больше тратиться денежные средства на развитие этих поселений. Сейчас отремонтировать дороги в посёлках – большая проблема. Денег на это никогда нет. Появятся средства – можно будет не только проводить ямочный ремонт, но и капитальный ремонт дорог.

В программу социально-экономического развития муниципального округа, в обязательном порядке войдут мероприятия, по осуществлению полномочий сельских поселений, это и ремонт дорог и тротуаров, сбор и вывоз ТКО, уличное освещение, ремонт колодцев и т.д.

Полномочия депутатов при объединении в муниципальный округ?

В период объединения в муниципальный округ депутаты будут выполнять свои полномочия до проведения новых выборов. После проведения выборов полномочия будут выполнять депутаты объединённого муниципального округа.

Новая система объединения всех сельских поселений района заключается в следующем: в районе останется только одна администрация и один представительный округ, в сельских поселениях, а их в районе семь, не будет администраций и представительного органа. Полное название муниципального образования будет – Гайнский муниципальный округ.

P.S. Уважаемые жители района! Если у Вас есть вопросы при обсуждении этой темы – звоните и пишите в адрес редакции: тел 8(34245) 2-11-73 электронный адрес [email protected] Ждём Ваших обращений до 1 июня. Ваши вопросы в обязательном порядке направим в администрацию района.

Справка

15 мая в 17-00 ч. в КМЦ п. Гайны состоялись публичные слушания по вопросу преобразования всех сельских поселений, входящих в состав района, путём их объединения.

На территориях сельских поселениях входящих в состав района публичные слушания назначены:

Усть-Чёрновское с/поселение – на 20 мая в 17-00 ч. п. Керос, в 15-00ч. п. Усть-Чёрная.

Сёйвинское с/поселение – 20 мая в п. Чуртан и 21 мая в п. Сёйва с началом в 18-00 ч.

В-Старицкое с/поселение – 22 мая в 14-00 ч. п. Касимовка, в 18-30 ч. п. В-Старица.

Кебратское с/поселение – 28 мая.

Гайнское с/поселение – 20 мая.

Серебрянское с/поселение – 23 мая.

Иванчинское с/поселение решение о назначении публичных слушаний примет только 15 мая.

О некоторых аспектах образования городских и муниципальных округов путем объединения поселений в составе муниципального района и статуса населенных пунктов в границах объединяемых поселений после их вхождения в состав городского, муниципального округа

1. Федеральным законом от 1 мая 2019 года № 87-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» введен новый вид муниципального образования – муниципальный округ и одновременно скорректировано понятие городского округа.

Критериями разграничения муниципальных и городских округов является доля городского населения, доля площади городских территорий и плотность населения.

Совокупность населенных пунктов (как городских, так и сельских) может быть наделена статусом городского округа при условии, что 1) в городских населенных пунктах в его составе проживает не менее двух третей населения, 2) совокупный размер территорий сельских населенных пунктов не превышает в два и более раза площадь территорий городских населенных пунктов, 3) плотность населения в пять и более раз превышает среднюю плотность населения в Российской Федерации (пункт 3.3 части 1 статьи 11 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ).

Читайте так же:  Отмена постановления о прекращении исполнительного производства в 2020 году

Соответственно, статусом муниципального округа может быть наделена территория, объединяющая несколько населенных пунктов в случае, если она не отвечает вышеизложенным критериям.

2. Комитет неоднократно обращал внимание, что действующим законодательством не предусмотрено преобразование муниципальных районов в городской округ. Федеральным законом № 131-ФЗ предусмотрена лишь такая форма преобразования муниципальных образований, как объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, с городским округом (часть 3.1 статьи 13).

Объединение двух и более поселений возможно только при условии, если это не влечет изменения границ иных муниципальных образований, причем это осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного представительным органом каждого из объединяемых поселений (часть 3 статьи 13 Федерального закона № 131-ФЗ). Таким образом, в этой норме речь идет об объединении нескольких поселений в одно, которое остается в составе того же муниципального района. В случае объединения всех поселений в составе муниципального района в городской округ происходит упразднение муниципального района, т.е. это влечет изменение границ иного муниципального образования помимо объединяемых поселений. Одновременно устанавливаются границы нового (т.е. также «иного», не существовавшего на момент объединения поселений) муниципального образования – городского округа. Кроме того, при этом также полностью упраздняются поселения как вид муниципального образования, вместо создания нового поселения на базе объединяемых. Поэтому объединение всех поселений в составе района в городской округ не отвечает требованиям части 3 статьи 13 Федерального закона № 131-ФЗ.

По смыслу статьи 13 Федерального закона № 131-ФЗ, ее нормами предусмотрен исчерпывающий (закрытый) перечень форм преобразования муниципальных образований. В связи с этим осуществление преобразований в формах, не предусмотренных данным законом, недопустимо.

Таким образом, объединение всех поселений в составе муниципального района в городской округ, по мнению Комитета, не соответствует Федеральному закону № 131-ФЗ.

3. В Федеральном законе № 131-ФЗ отсутствует понятие городских округов с внутригородскими поселениями. Городской округ, в отличие от муниципального района, не имеет в своем составе муниципальных образований — поселений (статьи 2, 11 Федерального закона № 131-ФЗ).

В Федеральном законе № 131-ФЗ предусмотрен городской округ с внутригородским делением – это городской округ, в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации образованы внутригородские районы как внутригородские муниципальные образования. Частью 1 статьей 16.2 данного федерального закона установлен перечень вопросов местного значения внутригородских районов. Полномочия органов местного самоуправления городского округа с внутригородским делением и органов местного самоуправления внутригородских районов по решению указанных вопросов местного значения внутригородских районов могут разграничиваться законами субъекта Российской Федерации между органами местного самоуправления городского округа с внутригородским делением и органами местного самоуправления внутригородских районов (часть 3 статьи 16.2 Федерального закона № 131-ФЗ). Законами субъекта Российской Федерации и уставом городского округа с внутригородским делением и принятыми в соответствии с ними уставом внутригородского района за внутригородскими районами могут закрепляться также иные вопросы из числа установленных частью 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ вопросов местного значения городских округов.

Таким образом, вопросы местного значения, установленные частью 1 статьи 16.2 Федерального закона № 131-ФЗ, не могут передаваться в ведение городских округов, но полномочия по их решению могут разграничиваться между органами местного самоуправления городских округов и внутригородских районов законами субъекта Российской Федерации.

4. При объединении поселений с городским округом поселения утрачивают статус муниципального образования и входят в состав территории городского округа в качестве населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, если одновременно не осуществлена ликвидация данных населенных пунктов как административно-территориальных образований и включение их в состав территории города (часть 3.1 статьи 13 Федерального закона № 131-ФЗ).

5,6,7. В соответствии с частью 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Программы «Земский доктор», «Земский фельдшер» распространяются на медицинских работников (врачей, фельдшеров), прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек (п. 1 Приложения № 8 к государственной программе Российской Федерации «Развитие здравоохранения»).

Под сельской местностью в ведомственной программе «Устойчивое развитие сельских территорий» понимаются сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории, объединенные общей территорией в границах муниципального района, а также сельские населенные пункты и рабочие поселки, входящие в состав городских округов (за исключением городских округов, на территориях которых находятся административные центры субъектов Российской Федерации), городских поселений и внутригородских муниципальных образований г. Севастополя, на территориях которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции. Перечень таких сельских населенных пунктов и рабочих поселков на территории субъекта Российской Федерации определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Таким образом, возможность сохранения «сельских» льгот и участия в указанных выше программах для жителей сельской местности зависит от статуса населенных пунктов в составе объединяемых поселений после их вхождения в городской округ. Если они сохранят прежний статус или войдут в состав других населенных пунктов, подпадающих под вышеизложенные критерии, на них по-прежнему будут распространяться приведенные правовые нормы. В противном случае данные преференции будут утрачены жителями таких населенных пунктов.

8. Объединение рабочих поселков и вхождение их в городской или муниципальный округ само по себе не влечет упразднение в них военно-учетных столов.

Полномочия Российской Федерации на осуществление воинского учета на территориях, на которых отсутствуют структурные подразделения военных комиссариатов, переданы федеральным законом органам местного самоуправления поселений и органам местного самоуправления городских округов (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28 марта 1998 № 53-ФЗ
«О воинской обязанности и военной службе»). С учетом статьи 2 Федерального закона № 87-ФЗ данные положения распространяются и на мунциципальные округа.

Читайте так же:  Платежное поручение ндфл обособленное подразделение образец в 2020 году

Совокупность таких полномочий именуется первичным воинским учетом. Органы местного самоуправления поселений и органы местного самоуправления городских округов осуществляют первичный воинский учет граждан, проживающих или пребывающих на территориях указанных муниципальных образований.

Таким образом, Вопрос организации воинского учета, в том числе размещение военно-учетных столов на территории муниципального образования, решается органами местного самоуправления самостоятельно, исходя из географических и иных особенностей территории.

9. В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 87-ФЗ до 1 января 2025 года муниципальные округа участвуют в бюджетных, налоговых, гражданских и иных правоотношениях, органы местного самоуправления муниципальных округов решают вопросы местного значения, осуществляют установленные полномочия и права, соблюдают требования и исполняют предписания федеральных законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации наравне с городскими округами и органами местного самоуправления городских округов, если иное не предусмотрено указанными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также переходными положениями или нормами о вступлении в силу законов субъектов Российской Федерации, в соответствии с которыми муниципальные образования наделяются статусом муниципального округа. Таким образом, в части определения величины окладов муниципальных служащих к муниципальным округам должны применяться требования, установленные законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами для городских округов до специального урегулирования этого вопроса на региональном и муниципальном уровне.

10. После объединения поселений органы местного самоуправления в них упраздняются и принятые ими муниципальные правовые акты утрачивают силу. Применению подлежат муниципальные правовые акты, принимаемые органами местного самоуправления муниципального округа. Исходя из необходимости обеспечить единство правового и экономического пространства, равенство прав жителей муниципального округа, на всей его территории должны действовать единые нормативы арендных платежей, налогов и сборов.

Эксперты сомневаются в эффективности объединения малых поселений Удмуртии

Власти Удмуртии планируют объединить малые поселения в муниципальные округа, ссылаясь на сокращение численности сельского населения, снижение расходов и повышение управляемости территорий. Новую систему планируют ввести в 2020-2021 годах, когда закончится срок полномочий действующих органов местного самоуправления. Сохранить нынешнюю двухуровневую систему планируют лишь в крупных муниципалитетах. Эксперты считают, что это может негативно сказаться на качестве жизни селян и наоборот привести к колоссальному увеличению расходов для решения давно назревших проблем.

На заседании ассоциации законодательных органов власти ПФО председатель госсовета Удмуртии Алексей Прасолов рассказал о планах по объединению малых поселений в муниципальные округа. Он отметил, что существующая система местного самоуправления в республике была сформирована в середине 2000-ых годов. С тех пор, по словам господина Прасолова, изменилась численность сельского населения.

« Есть районы, где за последние 15 лет число жителей сократилось на 20-25%, а в поселениях на 40-50%. Люди переезжают в города и в крупные населенные пункты. Это привело к тому, что у нас некоторые муниципальные районы, особенно отдаленные, по числу жителей стали в несколько раз меньше отдельных сельских поселений»,— заявил Алексей Прасолов.

По мнению спикера регионального парламента, объединение малых поселений в округа позволит более эффективно использовать ресурсы, повысит управляемость территорий, сократит расходы на содержание управленческого аппарата и минимизирует затраты на проведение многочисленных выборов. «Значительная часть сельских поселений по сути живет за счет вышестоящих бюджетов. У большинства до 60% казны расходуется на содержание управленческого аппарата. В среднем по Удмуртии годовой бюджет сельского поселения — 2-2,5 млн руб. При таком финансировании эффективно решать вопросы очень сложно. И в это же время, существенные бюджетные средства вынуждены расходовать на проведение различного рода избирательных кампаний. Практика показывает, что организация выборов одного депутата сельского совета обходится в среднем в 110-120 тыс. руб.»,— добавил он.

Напомним, что в апреле 2019 года Госдума России приняла закон о введении в российскую систему местного самоуправления нового вида муниципального образования. Закон позволяет объединять сельские территории в муниципальные округа. Это позволит местным властям расширить географию объединительных процессов в регионе.

Ввести новую систему в Удмуртии планируют в 2020-2021 годах, когда в основном закончится срок полномочий действующих органов местного самоуправления. При этом будет учтено мнение населения. Сохранить действующую двухуровневую систему хотят лишь в крупных муниципалитетах.

Глава Красногорского района Владимир Корепанов поддерживает такую инициативу.

« Я считаю, что такая форма назрела, потому что сегодня особенно по сельским поселениям у нас довольно большое количество депутатов и очень сложно подобрать кандидатов, поэтому, я думаю, оптимальный вариант, который сегодня есть — это округа. У нас появится возможность выбрать из самых лучших и более квалифицированных людей»,— отметил господин Корепанов.

Также он сообщил, что пока в районе не подсчитывали количество возможных муниципальных округов.

И.о. директора Ижевского филиала РАНХиГС Максим Тенсин считает, что, скорее всего, объединение ничем хорошим для граждан не закончится. «Возьмем, к примеру, Ярский район, МО «Бачумовское», райцентр — Яр, между ними расстояние 15 км. Если мы раньше, например, за справками какими-то ходили в местную администрацию, то теперь надо будет ездить в Яр. А дорог нет, они отвратительные и т.д. Для людей это серьезная проблема, о которой надо будет думать. Необходимо будет решать вопрос о том, чтобы были представительства в населенных пунктах. Но об этом сейчас пока никто не говорит, у них самая главная задача, насколько я понимаю, это финансовая оптимизация. Как это скажется на качестве муниципального управления? Сейчас никто об этом не задумывается»,— подчеркнул господин Тенсин.

Видео (кликните для воспроизведения).

Он отметил, что, возможно, «под шумок» дело дойдет и до объединения муниципальных районов, так как это тоже экономия. «Прежде чем начинать такие масштабные изменения, надо просчитать все возможные последствия. Я думаю, что этот тренд на укрупнение неизбежен. Поселения не жизнеспособны сейчас. Ликвидировав местное самоуправление и не дав ничего взамен, наши власти придут к тому, что будет расти социальное недовольство, неудовлетворенность работой органов власти в целом, не только местного самоуправления, но и органов республиканских»,— считает эксперт.

Объединение поселений в границах одного муниципального района в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here