Основания для внесения в реестр недобросовестных поставщиков в 2020 году

Самая важная информация по теме: "Основания для внесения в реестр недобросовестных поставщиков в 2020 году" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

Основания для внесения в реестр недобросовестных поставщиков в 2020 году

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Письмо Министерства экономического развития РФ от 26 февраля 2016 г. N Д28и-436 О перечне оснований для включения участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) и сообщает.

Частью 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для включения участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Указанный перечень не предусматривает включение поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случае расторжения контракта посредством заключения мирового соглашения.

Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.

В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Директор Департамента
развития контрактной системы
М.В. Чемерисов

Обзор документа

Законом о контрактной системе предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для включения участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Указанный перечень не предусматривает включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случае расторжения контракта посредством заключения мирового соглашения.

Основания для внесения в реестр недобросовестных поставщиков в 2020 году

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Постановление Правительства РФ от 20 июля 2019 г. № 947 “О внесении изменений в Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)” (не вступило в силу)

Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 48, ст. 6265; 2014, N 43, ст. 5918).

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 20 июля 2019 г. N 947

Изменения,
которые вносятся в Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

1. Пункты 6 и 7 изложить в следующей редакции:

«6. В случае если победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик в течение 3 рабочих дней с даты признания победителя уклонившимся от заключения контракта направляет в уполномоченный орган информацию и документы, предусмотренные частью 4 статьи 104 Федерального закона.

7. В случае если участник закупки, с которым заключается контракт в случаях, предусмотренных пунктами 24, 25 — 25.3 части 1 статьи 93 Федерального закона, уклонился от заключения контракта, заказчик в течение 3 рабочих дней с даты признания такого участника закупки уклонившимся от заключения контракта направляет в уполномоченный орган информацию и документы, предусмотренные частью 5 статьи 104 Федерального закона.».

2. В пункте 11 слова «10 рабочих дней» заменить словами «5 рабочих дней».

3. Наименование графы 5 приложения к указанным Правилам после слов «являющегося учредителем юридического лица» дополнить словами «(за исключением публично-правовых образований)».

Обзор документа

— направления заказчиком в уполномоченный орган информации и документов об уклонении от заключения контракта;

— проверки уполномоченным органом представленных информации и документов на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика.

Уточнена форма реестра недобросовестных поставщиков.

Финансовые новости

Ненамеренная ошибка участника закупки не повод для включения в РНП

Опубликован Обзор судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года.

В п. 41 Обзора рассматривается судебный спор между заказчиком и исполнителем, оспаривающим правомочность включения его в реестр недобросовестных поставщиков в связи с несвоевременным предоставлением обеспечения по заключаемому госконтракту.

Поставщик, оспаривая в арбитражном включение его в РНП, ссылался на неправомерность признания его уклонившимся от заключения контракта, учитывая принятие им самостоятельных, активных действий по информированию заказчика о незначительной ошибке в перечислении денежных средств (917 рублей вместо полагающихся 1 375,50 рублей). При этом общество за сутки до оформления протокола о признании его уклонившимся от заключения контракта перечислило недостающие денежные средства, что свидетельствовало об отсутствии пренебрежительного отношения к обязанностям, установленным законом. Допущенная ошибка в расчете суммы обеспечения не повлекла существенной угрозы охраняемым законом общественным отношениям.

Кроме того, обществом была представлена информация, подтверждающая наличие у него на момент размещения электронного аукциона товаров в количестве, необходимом для надлежащего исполнения всех требований заказчика.

Решением арбитражного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.

Апелляционная инстанция, рассмотрев дело, отменила решение арбитражного суда, указав, что установление одного факта нарушения участником порядка предоставления обеспечения не является достаточным основанием для включения его в реестр недобросовестных поставщиков.

Апелляционный суд пришел к выводу, что действия участника по самостоятельному выявлению совершенной ошибки и перечислению недостающей денежной суммы обеспечения свидетельствуют об отсутствии факта уклонения от заключения контракта.

Читайте так же:  Алименты мировая практика

Кроме того, суд порсчитал, что заявитель объективно имел возможность заключить и исполнить контракт, т.к. в ходе аукциона им предложена наименьшая цена по сравнению с предложениями других участников, внесено обеспечение исполнения контракта, был подписан и отправлен заказчику проект контракта, имелся в наличии товар для поставки.

Президиум Верховного суда, соглашаясь с мнением арбитражного суда апелляционной инстанции, указывает, что санкция, вменяемая антимонопольным органом, влечет для участника торгов значительные неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера, несоизмеримые с совершенной и своевременно устраненной ошибкой в перечислении обеспечения, поскольку в будущем может ограничить права такого участника на участие в торгах по размещению государственных и муниципальных заказов.

Такая мера ответственности, как включение в реестр недобросовестных поставщиков, в рассматриваемом случае не отвечает целям реализации ведения реестра, поскольку совершенная и своевременно устраненная ошибка участника в предоставлении обеспечения носила незначительный характер и не свидетельствовала о цели уклониться от заключения контракта.

Эксперты Кредитно-Страхового агентства, принимая во внимание разъяснения Верховного Суда, рекомендуют поставщикам в случае невозможности соблюдения процедуры или сроков при заключении контракта принять все возможные меры для устранения нарушений. В зависимости от обстоятельств допущенных нарушений следует:

— уведомить заказчика письменно о проблемах и о готовности заключить и исполнить контракт;

— доплатить недостающее обеспечение;

— направить подписанный контракт заказчику всеми возможными способами;

— подготовить документы, подтверждающие наличие возможности исполнить контракт;

— обращаться в суд за защитой своих интересов.

В таком случае суд может встать на Вашу сторону, признав, что участник не имел намерения уклониться от заключения контракта и не подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков.

Кредитно-Страховое агентство – Ваш гид в мире Госзакупок!

Кого и как включают в реестр недобросовестных поставщиков

Наличие информации о компании (предпринимателе) в реестре недобросовестных поставщиков (далее – реестр и РНП) имеет для нее самые негативные последствия. Ведь до неопределенного круга лиц будет доведена информация о ее неблагонадежности и недобросовестности. А это может повлиять на решения о сотрудничестве, которые принимают потенциальные (и действительные) партнеры, ориентирующиеся на данные публичного реестра.

Кроме того, включение в реестр способно ограничить возможность участвовать в другой закупке. Причем речь идет не только о самой компании, но и о ее учредителях, руководителе, членах коллегиального исполнительного органа (ч. 1.1 ст. 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; далее – Закон № 44-ФЗ). Иначе говоря, компания не сможет (как это практиковалось ранее), например, учредить новое общество и снова участвовать в госзакупках.

Каков порядок ведения реестра

При этом она руководствуется Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1062. Они устанавливают в том числе требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра.

Сведения РНП о поставщике течение двух лет. По окончании этого срока информацию из реестра исключают (ч. 8–9 ст. 104 Закона № 44-ФЗ).

Кого могут включить в реестр

ФАС России может включить в реестр информацию о следующих лицах (ч. 1 ст. 104 Закона № 44-ФЗ).

1. Поставщики (подрядчики, исполнители), с которыми заказчики расторгли контракты в судебном порядке

Пример ситуации, когда поставщика могут включить в официальный реестр недобросовестных поставщиков из-за расторжения договора с заказчиком в судебном порядке

Поставщик неоднократно нарушает сроки поставки товара.

Такое нарушение контракта является существенным и дает право заказчику расторгнуть договор в судебном порядке (п. 2 ст. 450 ГК РФ).

Для этого заказчик должен сначала направить недобросовестному поставщику предложение о расторжении договора. После того как поставщик откажется (или по истечении установленного срока не будет получен его ответ), заказчик вправе обратиться в суд с требованием расторгнуть договор (п. 2 ст. 452 ГК РФ).

Когда решение суда вступит в законную силу (п. 3 ст. 453 ГК РФ), появятся основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков.

2. Поставщики (подрядчики, исполнители), которые существенно нарушили условия контракта, в результате чего заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения контракта

Контракт нарушен существенно, если заказчик лишается того, на что вправе был рассчитывать при его заключении (абз. 2 п. 2 ст. 450 ГК РФ). Какое нарушение будет считаться существенным, зависит от вида договора. Например, если арендатор больше двух раз подряд не внес арендную плату в установленный срок, использует имущество не по назначению и т. д., то такое нарушение будет считаться существенным (ст. 619 ГК РФ).

3. Участники закупок, уклонившиеся от заключения контрактов

Победитель закупки считается уклонившимся от заключения контракта, если он:

  • победитель конкурса, и не подписал к установленному сроку проект контракта, и (или) не представил все экземпляры контракта заказчику, и (или) не представил обеспечение исполнения контракта (ч. 3 ст. 54 Закона № 44-ФЗ);
  • победитель электронного аукциона, и не подписал к установленному сроку проект контракта, и (или) не представил обеспечение исполнения контракта (ч. 13 ст. 70 Закона № 44-ФЗ);
  • победитель закрытого аукциона и не представил подписанный контракт и (или) обеспечение исполнения контракта в срок, указанный в документации о закрытом аукционе (ч. 1 ст. 91 Закона № 44-ФЗ);
  • победитель запроса котировок и не представил подписанный контракт в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, и (или) выписку из ЕГРЮЛ (ч. 11 ст. 78 Закона № 44-ФЗ);
  • победитель запроса предложений, и не подписал к установленному сроку проекта контракта, и (или) не представил обеспечение исполнения контракта (ч. 17 ст. 83 Закона № 44-ФЗ);
  • в установленных законом случаях не предоставил информацию, подтверждающую его добросовестность, либо такая информация признана недостоверной (ч. 5 ст. 37 Закона № 44-ФЗ);
  • в установленных законом случаях не представил обоснование предлагаемой цены контракта (ч. 10 ст. 37 Закона № 44-ФЗ).

При этом победитель закупки вправе отказаться от заключения контракта, если заказчик требует:

  • заключить контракт на условиях, отличающихся от условий, указанных в конкурсной документации (документации об аукционе, запросе котировок), проекте контракта, заявке на участие в конкурсе (аукционе, котировочной заявке);
  • предоставить обеспечение исполнения контракта в размере, превышающем размер, указанный в конкурсной документации (документации об аукционе).
Читайте так же:  Сделали ошибку в трудовой книжке

Если победитель не смог подписать контракт по уважительным причинам , то он может сделать это на заседании антимонопольного органа, который рассматривает вопрос о включении его в официальный реестр недобросовестных поставщиков (п. 7 Разъяснений ФАС России по ведению реестра недобросовестных поставщиков, проведению проверок факта уклонения участника размещения заказа от заключения контрактов, осуществлению внеплановых проверок от 26 октября 2007 г.).

Какую информацию вносят в реестр

В РНП включается следующая информация о недобросовестном поставщике (ч. 3 ст. 104 Закона № 44-ФЗ):

  • наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, ИНН (для иностранного лица – аналог ИНН);
  • наименование, ИНН юридического лица (для иностранного лица – аналог ИНН), являющегося учредителем недобросовестного поставщика, фамилии, имена, отчества учредителей, членов органов управления недобросовестного поставщика;
  • объект закупки, цена контракта и срок его исполнения;
  • идентификационный код закупки (с 1 января 2016 года);
  • дата проведения закупки (в случае если победитель уклонился от заключения контракта);
  • дата признания несостоявшейся закупки, в которой единственный участник закупки, подавший заявку (или окончательное предложение) или признанный единственным участником закупки, уклонился либо отказался от заключения контракта;
  • дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта;
  • основания и дата расторжения контракта (в случае его расторжения по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта);
  • дата внесения информации в реестр недобросовестных поставщиков.

Какова процедура включения в реестр

Для включения в реестр недобросовестных поставщиков заказчик обязан передать в антимонопольный орган сведения о закупке и победителе (поставщике), а именно:

  • информацию о победителе (поставщике), предусмотренную пунктами 1 и 2 части 3 статьи 104 Закона № 44-ФЗ;
  • информацию о дате проведения закупки или дате заключения контракта (п. 3 ч. 3 ст. 104 Закона № 44-ФЗ);
  • выписку из протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке или из протокола о результатах закупки в части определения участника закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер;
  • иные документы, свидетельствующие об отказе победителя от заключения контракта;
  • копию решения суда о расторжении контракта;
  • письменное обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Вышеназванные документы заказчик должен передать в определенные сроки. Их продолжительность зависит от основания включения поставщика в реестр :

  • если победитель уклонился от заключения контракта – в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта с участником, заявке (предложению) которого присвоен второй номер (ч. 4 ст. 104 Закона № 44-ФЗ);
  • если от заключения контракта уклонился единственный участник закупки, с которым заключается контракт в случаях, предусмотренных пунктами 24 и 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, – в течение пяти рабочих дней с момента окончания срока подписания контракта (ч. 5 ст. 104 Закона № 44-ФЗ);
  • если контракт расторгнут по решению суда или в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта – в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта (ч. 6 ст. 104 Закона № 44-ФЗ).

ФАС России в течение 10 дней проверяет сведения, которые предоставил ему заказчик, и принимает решение о включении информации о конкретном поставщике в РНП.

Если заказчик не предоставит (предоставит заведомо недостоверную информацию) информацию о недобросовестных участниках закупки (поставщиках), то будет привлечен к административной ответственности. При этом штраф для должностных лиц составляет от 10 000 до 15 000 руб., а для юридических лиц – от 30 000 до 50 000 руб. (ст. 19.7.2-1 КоАП РФ).

Обязан ли заказчик направлять сведения для включения в реестр недобросовестных поставщиков, если от заключения контракта уклонился участник, заявке или предложению которого присвоен второй номер?

Нет, заказчик не обязан направлять в реестр такие сведения.

Это следует из пункта 1 письма ФАС России от 8 декабря 2014 г. № АЦ/50130/14 и судебной практики (постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 31 июля 2015 г. № 08АП-5731/2015 по делу № А75-2002/2015).

Обязан ли заказчик направлять для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведения об участнике (поставщике), если они уже были ранее включены в этот РНП?

Закон № 44-ФЗ не содержит исключений. Если участник уклоняется от заключения контракта, контракт расторгнут по решению суда или заказчик отказался от исполнения контракта в одностороннем порядке, то заказчик должен направить соответствующие сведения об участнике (поставщике) для включения в реестр (п. 4, 5, 6 ст. 104 Закона № 44-ФЗ).

Обзор судебной практики по ФЗ №44: основания для включения в РНП

Предлагаю вашему вниманию обзор арбитражной практики рассмотрения споров, возникающих при применении Федерального закона №44-ФЗ. В настоящей публикации хочу рассмотреть основания для включения юридического лица или индивидуального предпринимателя в Реестр недобросовестных поставщиков (далее — «РНП»).

Не внесено обеспечение исполнения контракта? Это не факт недобросовестности исполнителя!

Индивидуальный предприниматель (далее — «ИП») была объявлена победителем электронного аукциона на поставку бумаги для нужд учреждения. В качестве обеспечения исполнения контракта ею была внесены денежные средства в меньшем размере от необходимой суммы. После получения от Учреждения соответствующего уведомления, ИП были переведены оставшиеся денежные средства.

Новая таблица от Марата Дзюнова по срокам в законе о госзакупках, 44-ФЗ.

Однако Учреждением был составлен протокол об отказе от заключения контракта и направлены сведения в антимонопольный орган, который принял решение о включении ИП в Реестр недобросовестных поставщиков (далее — «РНП»). ИП обжаловала решение антимонопольного органа в судебном порядке.

Решением суда первой инстанции, оставленном без изменения судом апелляционной инстанции, заявленные ИП требования были удовлетворены. Судом кассационной инстанции вышеназванные решение и постановление оставлены без изменения, кассационная жалоба антимонопольного органа — без удовлетворения. Основанием послужило то, что внесение ИП суммы обеспечения исполнения контракта в меньшем объеме произошло ошибочно, что свидетельствует об отсутствии у ИП умысла по уклонению от заключения контракта. Что, в свою очередь, послужило отсутствием оснований для включения ИП в РНП. (См. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 13.03.2015 по делу № А53-19910/2014, есть во вложении).

Неправомерность включения организации в РНП только по причине расторжения контракта

Между государственным заказчиком и ИП, по результатам открытого аукциона в электронной форме, был заключен государственный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту встроенного нежилого помещения. Этот контракт был расторгнут в судебном порядке. Антимонопольный орган пришел к выводу об отсутствии необходимости включения ИП в РНП, так как в действия ИП отсутствуют признаки недобросовестности.

Читайте так же:  Удержание вещи как способ обеспечения исполнения обязательства в 2020 году
Видео (кликните для воспроизведения).

Государственным заказчиком данное решение антимонопольного органа обжаловано в судебном порядке, в удовлетворении требований заявителю отказано. Судом апелляционной инстанции решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба государственного заказчика без удовлетворения в связи с тем, что основанием для включения в РНП является уклонение от исполнения условий контракта, выраженных в недобросовестном поведении, совершенном действии или бездействии.

При отсутствии доказательств факта недобросовестного поведения или злонамеренного уклонения от исполнения своих обязательств факт расторжения контракта не является автоматическим основанием для включения ИП в РНП. (См. Постановление Второго арбитражного суда от 10.09.2014 № А29-3152/2014, есть во вложении).

Неправомерность включения в РНП победителя электронного аукциона ввиду отсутствия возможности подписать контракт с использованием электронной торговой площадки

Заказчик обратился в антимонопольный орган с жалобой на действия участника закупки, не подписавшего на электронной торговой площадке проект контракта в установленные сроки. Решением антимонопольного органа участник закупки признан нарушившим законодательство в сфере государственных закупок и включен в РНП. Суд признал решение антимонопольного органа незаконным, посчитав, что отсутствие у участника закупки возможности подписать проект контракта в установленные сроки не влечет включения данного участника в РНП. (См. Решение Арбитражного суда Самарской области от 19.03.2015 по делу № А55-30210/2014, есть во вложении).

Выводы судебных актов, из приведенной подборки говорят о том, что обязательным условием для включения организации (либо ИП) в РНП является доказательство факта недобросовестного поведения поставщика (подрядчика, исполнителя), выраженного в виде злостного уклонения от исполнения своих обязательств. Если же нарушение положений ФЗ №44, или неисполнение обязательств обусловлено объективными причинами, либо неумышленными ошибочными действиями, то в данном случае нарушитель не будет внесен в РНП.

Коллеги, а у кого был опыт споров с ФАС с целью исключения компании из РНП?

Включение в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участнике

Основания для включения (внесения) в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участнике

Заказчик обязан направлять в контрольный орган (ФАС России, ее территориальные органы) информацию об участнике закупки и поставщике (подрядчике, исполнителе; далее — поставщик) для включения в реестр недобросовестных поставщиков в случаях, предусмотренных в ч. 4 — 6 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ).

К таким случаям относятся следующие:

1) победитель определения поставщика признан уклонившимся от заключения контракта;

2) участник закупки, контракт с которым заключается на основании п. п. 24, 25 — 25.3 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, уклонился от его заключения.

Уклонившимся считается, например, участник, который не предоставил обеспечение исполнения контракта в срок (ч. 5 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

3) контракт расторгнут по решению суда;

4) контракт расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.

Примечание. Участник электронной процедуры, заявке которого присвоен второй номер, считается уклонившимся от заключения контракта в следующих случаях (ч. 15 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ):

— участник направил протокол разногласий , но потом не подписал (не направил) проект контракта;

— он подписал и направил проект контракта, но не представил требуемые документы (информацию), подтверждающие, что обеспечение исполнения контракта предоставлено и антидемпинговые требования соблюдены согласно ст. 37 Закона N 44-ФЗ (при необходимости).

Если контракт расторгнут по соглашению сторон, направлять сведения для включения в реестр не нужно. Такой вывод следует из ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ.

СИТУАЦИЯ: От заключения контракта уклонился участник, информация о котором уже включена (внесена) в РНП. Необходимо ли заказчику в этом случае направлять сведения о таком участнике для включения в РНП?

Ответ: Да, необходимо.

Обоснование: В соответствии с положениями ч. 4, 5 ст. 104 Закона N 44-ФЗ заказчик при уклонении участника от заключения контракта обязан направить предусмотренные данным Законом документы и информацию о таком участнике для включения ее в РНП. Каких-либо исключений Закон N 44-ФЗ не содержит.

Порядок и сроки включения (внесения) в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участнике

Передать сведения для включения в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) необходимо в течение трех рабочих дней с даты:

1) признания победителя уклонившимся от заключения контракта (ч. 4 ст. 104 Закона N 44-ФЗ);

2) признания участника уклонившимся от заключения контракта, который заключается согласно п. п. 24, 25, 25.1, 25.2, 25.3 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (ч. 5 ст. 104 Закона N 44-ФЗ);

3) расторжения контракта по решению суда или в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта (ч. 6 ст. 104 Закона N 44-ФЗ).

Установлено два способа направления сведений и необходимых документов в уполномоченный орган (п. 9 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062; далее — Правила):

1) на бумажном носителе;

2) в электронной форме с использованием электронной подписи.

Если сведения не направлены в контрольный орган или направлены несвоевременно, а также если переданная информация недостоверна, на должностных лиц заказчика может быть наложен штраф в размере 20 тыс. руб. (ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ).

Заявление и документы для включения (внесения) сведений в реестр недобросовестных поставщиков

Требования к информации и документам, которые заказчик должен направить в контрольный орган, установлены ч. 3 — 6 ст. 104 Закона N 44-ФЗ.

Документы и информация на бумажном носителе подаются с заявлением (сопроводительным письмом), подписанным уполномоченным должностным лицом заказчика. Такое письмо должно содержать перечень прилагаемых документов.

Если сведения подаются в форме электронного документа, то он должен быть подписан электронной подписью указанного лица (п. 9 Правил).

Участие в заседании комиссии по вопросу о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участнике

Закон N 44-ФЗ не возлагает на заказчика обязанности участвовать в заседании комиссии контрольного органа.

Вопрос о включении сведений в РНП рассматривается с участием представителей заказчика в следующих случаях (п. 12 Правил):

— участник закупки уклонился от заключения контракта;

— контракт с поставщиком расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика исполнять контракт из-за существенных нарушений его условий.

Читайте так же:  Срок давности привлечения к дисциплинарной ответственности военнослужащего в 2020 году

Если представители заказчика не явились на заседание, комиссия принимает решение в их отсутствие (п. 12 Правил).

В случае когда контракт расторгнут по решению суда, на уполномоченный орган не возлагается обязанность рассматривать вопрос о включении сведений в РНП при участии представителей заказчика.

Принять участие в заседании целесообразно, поскольку у комиссии могут возникнуть вопросы, которые потребуют разъяснений.

Чтобы принять участие в заседании, заказчику необходимо:

1) определить, кто будет представлять его интересы — руководитель или иное лицо;

2) подготовить документы для участия в заседании:

— доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия действовать без доверенности;

— дополнительные документы, если уполномоченный орган в уведомлении указал на необходимость их представления;

3) выработать позицию относительно допущенных участником, поставщиком нарушений, которые послужили основанием для направления сведений в контрольный орган;

4) обеспечить явку представителя на заседание (если планируется, что интересы заказчика представляет не руководитель, а иное лицо).

В случае принятия антимонопольным органом решения об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в РНП заказчик вправе оспорить в суде такое решение (п. 42 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)).

Рекомендуем ознакомиться:

Не нашли ответа на свой вопрос?

Узнайте, как решить

именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта . Или позвоните нам по телефону:
8 800 350-84-13 (доб. 192)

ФАС РФ может включить недобросовестного поставщика в реестр значительно позже даты принятия решения

Добрый день, дорогие коллеги и соратники! Думаю, что многим из вас близка тема государственных и муниципальных закупок и «награждения» подрядчиков почетным знаком недобросовестности. В законе установлен определенный срок, в течение которого сведения о таких подрядчиках появляются в общедоступном Реестре недобросовестных подрядчиков. О том, что случится, если такой срок нарушен, рассказала Судебная коллегия ВС РФ по экономспорам в Определении от 12.08.2016 № 310-КГ16-5426 по делу № А48-2255/2015.

Главный вывод: сведения о включении компании в реестр недобросовестных поставщиков могут появиться в интернете намного позже даты, когда соответствующее решение было принято антимонопольным органом. Такое опоздание не является нарушением, если к моменту внесения записи срок исключения компании из реестра еще не наступил.

Кому интересно: государственным (муниципальным) заказчикам, компаниям и предпринимателям, которые являются или планируют стать поставщиками, подрядчиками, исполнителями в государственных (муниципальных) закупках.

Запись о недобросовестном поставщике три месяца добиралась до реестра

Муниципальное учреждение (заказчик) и общество и ограниченной ответственностью (подрядчик) по итогам электронного аукциона заключили договор на разработку научно-проектной документации. По решению арбитражного суда этот договор расторгнут в связи с существенным нарушением условий подрядчиком. Заказчик направил в антимонопольный орган письмо с просьбой внести сведения о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Приказом антимонопольного органа от 17.09.2014 общество на два года было включено в РНП, однако на сайте zakupki.gov.ru запись об этом появилась только 3 декабря.

Общество обратилось в суд с заявлением о признании недействительным приказа УФАС о включении общества в РНП и об обязании антимонопольного органа исключить из РНП соответствующую реестровую запись. Свои требования общество обосновало тем, что его не известили о времени о месте рассмотрения антимонопольным органом вопроса о включении информации о нем в РНП, не направили решение о включении информации в РНП. Кроме того, информация в РНП о дате расторжения контракта не соответствует дате постановления суда апелляционной инстанции по делу о расторжении контракта, а информация об обществе в РНП была внесена на два месяца позже даты вынесения оспариваемого приказа.

Суд первой инстанции с претензиями общества согласился и требование удовлетворил, исходя из того, что антимонопольный орган в любом случае должен проверять информацию о недобросовестном поставщике, а в данном случае проверка не проводилась. Суд руководствовался положениями п. 12 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (утв. постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1062, далее – Правила ведения РНП). Эта норма предусматривает, что вопрос о включении информации о компании в РНП в связи с односторонним отказом заказчика от контракта при нарушении со стороны подрядчика рассматривается с участием представителей и заказчика, и подрядчика. По результатам рассмотрения такого вопроса выносится решение (а не приказ, как было в рассмотренном деле). Однако вопреки указанным требованиям общество не было извещено о времени и месте рассмотрения вопроса о включении информации о нем в РНП, решение антимонопольный орган также не вынес.

Апелляционная инстанция отменила решение и в удовлетворении требований отказала. По мнению судей, Правила, на которые ссылалась первая инстанция, не распространяются на случаи расторжения госконтракта по решению суда, а потому соблюдать их антимонопольному органу было не нужно. По мнению суда, действия Управления ФАС в данном случае регулируются приказом ФАС России от 27.08.2007 № 267 (далее – Приказ № 267). Нарушение срока внесения сведений об обществе в РНП, по мнению судей, не свидетельствует о незаконности действий заказчика и антимонопольного органа.

Арбитражный суд округа вновь поддержал общество, отменив постановление и оставив в силе решение первой инстанции.

Антимонопольный орган не опаздывает с внесением записей, он задерживается

В Верховном суде РФ подрядчику отстоять свою позицию не удалось — судьи отменили постановление кассационной инстанции и оставили в силе постановление апелляционного суда. Основанием для включения сведений о подрядчике в РНП стало судебное решение, которым расторгнут муниципальный контракт. Поскольку данное решение обязательно для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций,должностных лиц и граждан, у антимонопольного органа не было обязанности проверять информацию, содержащуюся в этом судебном акте. Само по себе такое решение является достаточным основанием для включения общества в РНП.

При этом судьи отметили, что внесение сведений о недобросовестном поставщике в РНП может происходить и на основании приказа антимонопольного органа (а не решения, как того требовала первая инстанция), если основанием для внесения такой записи является судебное решение (п. 7 Приказа № 267).

Для внесения сведений о компаниях в РНП законодательством установлен определенный срок. При этом включение лица в РНП не предполагается бессрочным, а ограничено двумя годами со дня его внесения в указанный реестр (ч. 9 ст. 104 Закона № 44-ФЗ). Антимонопольный орган включил информацию о подрядчике в РНП с нарушением установленного срока, однако это не повлекло нарушения прав и законных интересов компании, поскольку срок для исключения информации из реестра на момент рассмотрения дела судом не наступил.

Читайте так же:  Дополнительный отпуск водителю школьного автобуса

Отмечу, что вопрос о том, как в случае подобной просрочки считать двухлетний срок – с момента внесения данных в РНП или с момента вынесения приказа, никто из судов не затронул. Если два года антимонопольный орган будет считать формально, с момента внесения записи в РНП, то данные о подрядчике будут содержаться в реестре необоснованно долго (и, полагаю, незаконно). Если же считать два года с момента издания приказа, это не будет соответствовать норме ч. 7 ст. 104 Закона № 44-ФЗ. В то время как задержку внесения записи в РНП на несколько месяцев сложно будет признать не нарушающей права и законные интересы подрядчика (или поставщика, исполнителя). Представляется, что самый реалистичный вариант — исчислять срок с момента, когда такая запись должна была быть внесена в РНП в соответствии с установленными законом сроками. Хотя это, конечно, только теория.

Реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ и 44-ФЗ

Что такое реестр недобросовестных поставщиков и на каких основаниях в него попадают сведения об участнике закупки?

Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) представляет собой «черный список» неблагонадежных участников закупок, который размещен в открытом доступе в Единой информационной системе в сфере закупок. Попадая в реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ и 44-ФЗ, компании лишаются возможности участвовать в закупочных процедурах. Причем запись о недобросовестных поставщиках заносится в реестр сроком на два года.

С точки зрения технической составляющей процесса правила ведения реестров по 223-ФЗ и 44-ФЗ во многом схожи. Но по порядку ведения эти реестры отличаются друг от друга.

Общий момент заключается в том, что направление в должные сроки и должным образом сведений в реестр недобросовестных поставщиков об участниках закупки, уклонившихся от заключения договора, а также о поставщиках, с которыми договоры по решению суда (в одностороннем порядке по инициативе заказчика в случаях, предусмотренных 44-ФЗ) расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров, являются обязанностью заказчиков (как государственных, так и корпоративных). Сведения направляются в письменном или в электронном виде в центральный аппарат ФАС или ее территориальные органы по месту нахождения заказчика, направляющего сведения.

В рамках 223-ФЗ заказчикам дается право установить требования к участникам процедуры об отсутствии сведений как в реестре по 223-ФЗ, так и в реестре по 44-ФЗ. При этом можно использовать как оба эти реестра, так и любой из них. Таким образом, можно отклонить заявку от участника, сведения которого включены в данные реестры.

Что касается 44-ФЗ, то ч.1.1 ст. 31 44-ФЗ позволяет заказчику устанавливать требования об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков соответствующего участника закупочной процедуры, в том числе об отсутствии информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции ЕИО участника закупки — юридического лица. Таким образом, в рамках 44-ФЗ компания можем установить требования и в дальнейшем отклонить заявку в том случае, если в реестре недобросовестных поставщиков сведения содержатся по ряду параметров. В рамках 44-ФЗ заказчики могут пользоваться только одним реестром по 44-ФЗ.

Основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков

Как в корпоративном, так и в государственном секторе эти основания схожи.

Согласно ч. 2 ст. 104 44-ФЗ основаниями для включения сведений об участнике закупки (поставщике) в РНП являются:

  • уклонение участника закупки от заключения контракта;
  • расторжение контракта с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по решению суда в связи с существенным нарушением ими условий контракта;
  • односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

Если для 223-ФЗ основанием для включения в РНП является расторжение договора по решению суда, в связи с существенным нарушением поставщиком условий договора, то в 44-ФЗ, помимо расторжения договора по решению суда, введен новый инструмент, защищающий права заказчика, — это возможность одностороннего расторжения договора по инициативе заказчика, если участником закупочной процедуры не исполняются либо ненадлежащим образом исполняются обязательства по договору.

Поиск государственных и коммерческих закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ на 86 площадках

Случаи расторжения договора по соглашению сторон, как в рамках 44-ФЗ, так и в рамках 223-ФЗ, не являются основанием для включения в реестр. Если заказчик расторгнул договор по соглашению сторон или договор расторгнут по инициативе поставщика в рамках 44-ФЗ, сведения о таком поставщике в реестр не вносятся. Если стороны договорились и не имеют никаких претензий друг к другу, то признаков недобросовестности и злого умысла в действиях поставщика быть не может. Следовательно, не может быть и оснований для внесения в РНП.

Нельзя также включать в реестр недобросовестных поставщиков, если договор расторгнут в рамках споров в Третейском суде. В данном случае для включения в реестр (как в рамках 223-ФЗ, так и в рамках 44-ФЗ) необходимо решение арбитража.

Заказчик не обязан направлять сведения в РНП, если от заключения контракта уклонился участник, заявке или предложению которого присвоен второй номер (Письмо Минэкономразвития РФ от 10.07.2015 N Д28и-1968, Письмо ФАС России от 08.12.2014 N АЦ/50130/14). В силу самого 44-ФЗ в ряде случаев лица, занявшие второе место, просто освобождены от обязанности по заключения договора. А если нет обязанности, то нет и возможности вменения санкций за незаключение договора.

Порядок направления сведений в реестр недобросовестных поставщиков

Постановление Правительства РФ от 22.11.2012 №1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»» утверждает процедуру подачи сведений о недобросовестных поставщиках, участниках закупки в ФАС РФ и правила ведения ею данного реестра.

Развернутый комментарий по этому вопросу дает специалист в сфере закупок по 223-ФЗ Оксана Шипунова:

Видео (кликните для воспроизведения).

Онлайн-обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ и контрактной системе

Основания для внесения в реестр недобросовестных поставщиков в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here