Ответственность за нарушение законодательства о приватизации в 2020 году

Самая важная информация по теме: "Ответственность за нарушение законодательства о приватизации в 2020 году" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

Содержание

Число нарушений законов о приватизации государственного и муниципального имущества в 2010 году возросло

Число нарушений законов о приватизации государственного и муниципального имущества в 2010 году возросло. Таковы результаты проверки Генпрокуратуры.

Выявлены частые случаи, когда органы местного самоуправления только по инициативе прокуроров приводят в соответствие с законодательством нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы приватизации муниципального имущества.

Кроме того, обнаружены факты несоблюдения законодательства о приватизации госимущества органами власти субъектов РФ.

Всего прокурорами выявлено 5 452 нарушения законов, в том числе 1 083 незаконных правовых акта. По результатам рассмотрения протестов прокуроров уже отменено или приведено в соответствие с законодательством 914 незаконных правовых акта, а на основании представлений об устранении нарушений законодательства к дисциплинарной ответственности привлечено 270 должностных лиц. По материалам прокурорских проверок правоохранительными органами возбуждено 16 уголовных дел. Кроме того, по инициативе прокуроров на 20 нарушителей порядка распоряжения государственной собственностью наложены административные штрафы.

Прокурорами в связи с нарушениями законодательства о приватизации в суды общей юрисдикции и арбитражные суды направлено 270 исков на сумму 3 492 тыс. руб. Из рассмотренных судом исков по 227 требования прокуроров удовлетворены.

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство
  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.07.97 N 123-ФЗ (ред. от 05.08.2000) «О ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА И ОБ ОСНОВАХ ПРИВАТИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Наименование документ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.07.97 N 123-ФЗ (ред. от 05.08.2000) «О ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА И ОБ ОСНОВАХ ПРИВАТИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Вид документа закон
Принявший орган президент рф, гд рф, сф рф
Номер документа 123-ФЗ
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 05.08.2000
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус отменен/утратил силу
Публикация
  • В данном виде документ опуббликован не был.
  • (в ред. от 21.07.97 — «Российская газета», N 148, 02.08.97;
  • «Финансовая газета», N 34, 25.08.97, N 35, 01.09.97;
  • «Собрание законодательства РФ», 28.07.97, N 30, ст. 3595)
Навигатор Примечания

Статья 30. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о приватизации

1. За нарушение настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации о приватизации физические и юридические лица несут ответственность в случаях и в порядке, которые предусмотрены гражданским, административным и уголовным законодательством Российской Федерации.

Убытки, причиненные в результате совершения противоправных действий в связи с нарушением законодательства Российской Федерации о приватизации, подлежат возмещению в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

2. Соответствующие органы по управлению имуществом и продавцы имущества вправе по вопросам, отнесенным к их компетенции соответственно законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления:

выступать в суде, арбитражном суде от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований;

направлять в органы прокуратуры материалы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел.

Соответствующие органы по управлению имуществом, продавцы имущества освобождаются от уплаты государственной пошлины при обращении в суд, арбитражный суд по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Путин ввел в КоАП процентные штрафы за нарушения при приватизации госимущества

Президент РФ Владимир Путин подписал закон, которым устанавливаются административные штрафы для руководителей государственных и муниципальных унитарных предприятий за несоблюдение порядка согласования сделок с государственным и муниципальным имуществом. Документ размещен на портале официального опубликования правовых актов.

КоАП РФ дополняется двумя новыми статьями «Нарушение порядка согласования при совершении сделки по распоряжению государственным (муниципальным) имуществом» и «Непредоставление или ненадлежащее представлении сведений (информации) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области приватизации и управления государственным имуществом».

По первой статье для руководителей ГУПов и МУПов устанавливаются штрафы в размере от 1 до 10 % от совершаемой сделки. Альтернативным наказанием станет дисквалификация на срок от шести месяцев до трех лет. Предприятия же будут штрафовать на 10–20 % от сделки.

Ненадлежащее представление информации о сделках повлечет штрафы для граждан в размере 3000–5000 руб., для должностных лиц в размере 10000–20000 руб., для юрлиц – от 70 000 до 100 000 руб.

Согласно действующему законодательству согласования с Росимуществом требуют крупные сделки с имуществом, стоящим не меньше 10 % уставного фонда, или 50 000 МРОТ (298 млн руб.). Такие сделки, как правило, касаются приватизации, предоставления займов или поручительств. До настоящего времени санкций за нарушения порядка проведения таких сделок не было, что, как отмечали разработчики документа, «приводило к отчуждению имущества из государственной или муниципальной собственности в результате незаконных действий со стороны руководителей».

С текстом Федерального закона от 28 ноября 2015 года № 344-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части повышения эффективности управления государственным (муниципальным) имуществом» можно ознакомиться здесь.

Законодательная база Российской Федерации

Энциклопедия ипотеки

Дед Мороз уже выбирает себе квартиру в VR шоу-рум арендного жилья ДОМ.РФ в ТДЦ «Новинский».

Читайте так же:  Приказ о делегировании полномочий на подписание документов в 2020 году

Какое жилье пользуется спросом

Новые законы для защиты прав покупателей жилья

Как облегчить долговую нагрузку

Какие регионы оперативно вносят данные в единую систему строительства?

Более 300 застройщиков строят жилье с использованием счетов эскроу

Вопрос-ответ

Возможно ли приватизировать жилое помещение без согласия одного из совместно проживающих членов семьи нанимателя?

Техосмотр сейчас можно пройти в любом регионе или только где стоит машина на учете?

Приходилось ли Вам участвовать в коррупции (брать или давать взятку) в этом месяце?

Темы новостей

  • Главная
  • Все новости

В Госдуму внесен законопроект о приватизации жилья до 2020 года

16 января 2017 года

В документе указано, что право бесплатной приватизации за собой сохранят жители Крыма, жителей аварийных домов и других категорий граждан.

Первый зампредседателя комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Александр Сидякин внес на рассмотрение нижней палаты законопроект о продлении бесплатной приватизации до 2020 года для отдельных категорий граждан, в том числе крымчан и жителей аварийных домов. Напомним, по действующему законодательству приватизация завершается 1 марта текущего года.

«Законопроектом предлагается продлить до 1 января 2020 года срок приватизации жилых помещений для граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, граждан, подлежащих переселению из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании срока действия договора найма предоставленного им специализированного жилого помещения», — говорится в пояснительной записке.

Депутат объясняет необходимость принятия поправок тем, что значительная часть граждан, проживающих в аварийном и ветхом жилье и ожидающих расселения, лишатся после 1 марта 2017 года возможности воспользоваться своим правом на бесплатную приватизацию. Таким образом, они будут поставлены в неравное положение с гражданами, получившими и приватизировавшими жилье до указанной даты.

Основания для оспаривания приватизации квартиры

С помощью приватизации, муниципальная квартира переходит в собственность тех граждан, которые в ней участвуют. В практике не редко встречаются ситуации, когда в ходе приватизации квартир были допущены такие нарушения, которые ведут к признанию приватизации недействительной.

Для признания приватизации квартиры недействительной, необходимо обратиться с иском в суд.

Чаще всего, с этой целью готовят следующие иски:

— о признании недействительным договора передачи (приватизации) жилого помещения;

— о признании недействительными сделок, вытекающих из договора передачи жилого помещения (сделок купли-продажи, дарения, мены и т.д.).

В ходе признания недействительным договора передачи квартиры в собственность в порядке приватизации, признаются ничтожными и все последующие сделки со спорной квартирой. Поэтому, если на момент подачи иска приватизированная квартира была повторно продана или подарена, в исковое заявление включается дополнительное требование о признании сделок недействительными. Данное исковое требование может быть предъявлено и в отдельном иске уже после признания договора приватизации недействительным.

Основаниями для признания недействительным договора передачи квартиры в собственность в порядке приватизации являются:

  1. Отсутствие заявлений об отказе в участии в приватизации и о согласии с приватизацией всех лиц, имеющих право на приватизацию.

Согласно ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» для заключения договора приватизации жилья должно быть получено согласие на это всех проживающих в жилом помещении совершеннолетних членов семьи, имеющих право на участие в приватизации, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Соответственно, отсутствие такого согласия, оформленного письменно, может стать основанием для признания договора приватизации недействительным.

  1. Незаконное исключение несовершеннолетних детей из участия в приватизации без разрешения органа опеки и попечительства, также является причиной для признания договора приватизации недействительной сделкой, совершенной с нарушением закона, без учета интересов ребенка.

Оспаривая невключение в договор о приватизации несовершеннолетних, проживающих в спорном жилом помещении, нужно иметь в виду, что Закон РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не предусматривал такой обязанности до 11.08.1994 года и до этой даты включение несовершеннолетних в договор не считалось обязательным. Несмотря на это, невключение несовершеннолетнего в договор о приватизации могло быть осуществлено только с согласия родителя, усыновителя, опекуна или попечителя несовершеннолетнего и с одобрения органов опеки и попечительства. Если такое согласие получено не было, действительность договора можно оспорить.

  1. Подпись в заявлении о согласии на приватизацию или об отказе от участия в приватизации была подделана. Данное обстоятельство доказывается при помощи почерковедческой экспертизы.
  2. Договор передачи квартиры в порядке приватизации можно оспорить, если на момент подписания отказа от участия в приватизации и согласия на приватизацию спорной квартиры гражданин был введен в заблуждение относительно природы сделки и правовых последствий ее совершения или в полной мере не осознавал значение своих действий и не мог руководить ими.

Данные обстоятельства можно доказать, например, экспертным заключением, выданным по результатам проведения психиатрической экспертизы, Выпиской из истории болезни, справкой из поликлиники.

  1. На момент заключения договора приватизации квартиры гражданин был незаконно снят с регистрационного учета в спорном жилом помещении, из- за чего не мог принять участия в приватизации.

Для того, чтобы проверить, кто был зарегистрирован в квартире и имел право на приватизацию, надо получить расширенную выписку из домовой книги или единый жилищный документ. Сравните, тех, кто был зарегистрирован в квартире на момент приватизации и тех, кто квартиру на себя приватизировал. Убедитесь, что люди, которые были зарегистрированы в квартире, но не участвовали в приватизации, писали отказ.

Для признания недействительным договора передачи квартиры в порядке приватизации существует срок. По требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности срок давности составляет 1 год, а по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной — 3 года (ст. 181 ГК РФ).

Читайте так же:  Как запросить справку об алиментах

Поэтому, если с момента приватизации прошло уже много лет, то велика вероятность того, что договор передачи квартиры в порядке приватизации никто уже не оспорит.

Запись на консультацию к адвокату по телефону: 8(985)998-58-08

Путин подписал закон о бессрочной приватизации жилья

С этими изменениями в законодательстве бесплатная приватизация жилья для российских граждан стала бессрочной. Документ, одобренный Советом Федерации 15 февраля, опубликован сегодня на официальном портале правовой информации.

Ранее предполагалось, что бесплатная приватизация завершится 1 марта 2017 года. Продлить ее до 2020 года предполагалось для крымчан, лиц, подлежащих переселению из аварийных домов, и детей-сирот.

По словам пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, Владимир Путин всегда был сторонником идеи бессрочной бесплатной приватизации жилья. За бессрочное продление высказывался и премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.

Отметим, что на данный момент в стране приватизировано 78% квартир.

Статья 30. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о приватизации. 1. За нарушение настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации о приватизации физические и юридические лица несут ответственность в случаях и в порядке, которые предусмотрены гражданским, административным и уголовным законодательством Российской Федерации.

Убытки, причиненные в результате совершения противоправных действий в связи с нарушением законодательства Российской Федерации о приватизации, подлежат возмещению в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
2. Соответствующие органы по управлению имуществом и продавцы имущества вправе по вопросам, отнесенным к их компетенции соответственно законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления:
выступать в суде, арбитражном суде от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований;
направлять в органы прокуратуры материалы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел.
Соответствующие органы по управлению имуществом, продавцы имущества освобождаются от уплаты государственной пошлины при обращении в суд, арбитражный суд по вопросам, отнесенным к их компетенции.

План приватизации содержит немало «спорных» активов

Заместитель министра экономического развития РФ Оксана Тарасенко

Что продать, а что оставить?

План приватизации на 2020-2022 годы внесен на рассмотрение в правительство Министерством экономического развития. Такое заявление сделала замминистра экономического развития Оксана Тарасенко, курирующая в министерстве тему приватизации, сообщило агентство «Интерфакс».

Согласно сообщению, в новый план из предыдущей программы на 2017-2019 годы перекочевали, в частности, «Совкомфлот», «Махачкалинский морской торговый порт» и НМТП. Заместитель министра указала также на наличие «спорных» компаний.

«Например, «Транснефть», «РусГидро» и «Россети» и РЖД сейчас не внесены в план, — сообщила она. — Но мы ряд из них рассматривали в самом начале подготовки программы. Если правительство посчитает нужным, оно включит их в новый план. По регламенту мы должны принять прогнозный план до конца года и, соответственно, все замечания должны быть сняты. Сняты они могут быть исключительно на уровне правительства РФ», — рассказала Оксана Тарасенко. «Очень важно нам всем понимать — сколько дивидендов приносит та или иная компания. Поэтому мы будем в правительстве еще обсуждать и с точки зрения этой корреляции: что стоит продавать, а что нам приносит хорошее бюджетное наполнение через дивиденды», — пояснила она логику дискуссии вокруг доработки плана.

Агентство «Интерфакс» напомнило, что Минфин при обсуждении нового плана приватизации предложил включить в него ряд крупных активов, в том числе «Аэрофлот», «Зарубежнефть», Государственную транспортную лизинговую компанию (ГТЛК), РЖД и телевизионную компанию «Первый канал». Но позже в интервью «Интерфаксу» Оксана Тарасенко сообщила, что ГТЛК и «Первый канал», скорее всего, в план приватизации включены не будут.

Бороться с закулисными деструктивными процессами

Госкомпании приносят хорошие дивиденды в казну согласно закону, подписанному президентом в апреле 2017 года и предписывающему платить дивиденды в размере 50% от чистой прибыли, отмечает эксперт Международного финансового центра Владимир Рожанковский. Однако, добавляет он, изучая все «за» и «против» следует учитывать, что если компания неэффективна и ее прибыль снижается, то в абсолютном выражении 50% могут оказаться меньше, чем 25% после ее акционерной трансформации. Чем более разнообразен и разнороден состав акционеров той или иной коммерческой структуры, тем более эффективной и прибыльной она должна быть, чтобы отвечать их совокупным интересам, говорит эксперт.

Так у РЖД, говорит Владимир Рожанковский, есть все веские причины стать, наконец, публичной компанией, но необходимо проводить серьезнейшее IPO, делать повсеместные роад-шоу в лучших традициях лучших времен отечественного фондового рынка. Есть ли у нас такая команда, несмотря на санкции? Наверное, считает аналитик, такую команду собрать можно, но необходима воля и дисциплина – то, чего в последнее время в инвестиционном секторе порой не хватает. Кстати, считает он, тут стоило бы начать с госбанков. Банки, рассказывает он, вынуждены постоянно конкурировать между собой и разрабатывать все более и более надёжные инвестпродукты.

Видео (кликните для воспроизведения).

С его точки зрения, и госпакет «Первого канала» следует однозначно рекомендовать в качестве одного из интересных вариантов приватизации с сохранением части контроля у государства. Это необходимо для его большей зрелищности и разнообразия контента, на которые в эпоху YouTube и тысячи частных онлайн-телеканалов есть колоссальнейший неудовлетворенный спрос.

Как осуществить по-настоящему эффективную приватизацию – отдельный большой вопрос, так как, шутка ли, отечественный фондовый рынок деградирует уже почти целое десятилетие, заключает Владимир Рожанковский. Всегда любой процесс легче предотвратить, чем бороться с его последствиями, но здесь мы имеем то, что имеем, так что надо хотя бы показать желание преодолевать такие последствия. Менеджмент компаний должен вновь вспомнить, как надо готовить международные роад-шоу, выдвигать ярких людей на публичные презентации и бороться со всеми закулисными деструктивными процессами, затрудняющими свободное и ликвидное обращение таких ценных бумаг на биржах мира: манипуляциями, сговорами, непрозрачностью, несвоевременным предоставлением публичной информации, инсайдерской торговлей и т.д.

Читайте так же:  Решение учредителя о продлении полномочий генерального директора в 2020 году

Министерствам жаль активы

Приватизация преследует несколько целей, указывает руководитель группы аналитиков Центра аналитики и финансовых технологий Марк Гойхман. Прежде всего, бюджет озабочен привлечением дополнительных доходов от продажи госимущества. Предполагается, что это принесёт казне почти 18,5 млрд руб. в 2020-2022 годах даже без «спорных» компаний, не включенных сейчас в план.

Кроме того, продолжает аналитик, привлечение в капитал компаний частных инвестиций может стать стимулом более динамичного их развития, повышения капитализации. Это окажется важным для значимых инвестпроектов эмитентов, привлечения не только акционерного, но и долгового финансирования. Наконец, поступление в обращение дополнительных пакетов акций увеличивает масштабы отечественного фондового рынка, биржевой и внебиржевой торговли, в целом привлекает к данной деятельности множество крупных и небольших инвесторов, включая физических лиц.

При этом совершенно необязательно отдавать в приватизацию контрольный пакет акций. Во многих случаях речь идет лишь о расширении круга владельцев при сохранении ключевых позиций в компаниях у государства. Так, акции многих компаний уже обращаются на рынке, но оно сохранит доминирующий пакет даже при его уменьшении. Например, доля государства в корпорации «Россети» — 88%, «Транснефть» — 78,6%, «РусГидро» — 61%.

Выбор конкретных компаний для приватизации рассматривается со многих позиций и с учетом разносторонних и порой противоречивых интересов участников, обращает внимание аналитик. В план для бюджета целесообразно включать активы, привлекательные для рынка при имеющейся и будущей конъюнктуре, от которых можно получить значимый доход.

С другой стороны, добавляет Марк Гойхман, есть во многих случаях ведомственные интересы, противоречащие стремлению Минфина получить доход. Эти позиции часто выражают министерства, которые стремятся сохранить больший контроль и возможные дивиденды от своих профильных предприятий. Поэтому, например, Минэнерго, по его мнению, против приватизации «РусГидро», «Россетей», «Транснефти», Минтранс – «Аэрофлота», а Минэкономики – РЖД.

Раздел 6. Ответственность за нарушение законодательства о приватизации. Рассмотрение споров.

Статья 30. Споры относительно приватизации государственного имущества.
Споры относительно приватизации государственного имущества, кроме споров, которые возникают из публично-правовых отношений и отнесенные компетенции административных судов, решаются хозяйственным судом в порядке, установленному Хозяйственным процессуальным кодексом Украины. ( Статья 30 с изменениями, внесенными согласно Закона N 762-IV ( 762-15 ) от 15.05.2003; в редакции Закона N483-V ( 483-16 ) от 15.12.2006)

Статья 56. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации и города Москвы о приватизации. 1. За нарушение законодательства о приватизации и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации и города Москвы физические и юридические лица несут ответственность в порядке и в случаях, предусмотренных гражданским, административным и уголовным законодательством Российской Федерации.

2. Убытки, причиненные в результате совершения противоправных действий в связи с нарушением законодательства Российской Федерации о приватизации, подлежат возмещению в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
3. В случае невыполнения руководителями унитарных предприятий, находящихся в процессе приватизации, требований настоящего Закона орган по управлению собственностью вправе в установленном порядке принимать решения о расторжении ранее заключенных договоров с руководителями унитарных предприятий, а в случае отсутствия договоров — об освобождении от занимаемой должности.

Проблемы применения законодательства о приватизации

И. Соколова, старший прокурор отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики и охраны природы прокуратуры Санкт — Петербурга.

По состоянию на 1 июля 1996 г. в Санкт — Петербурге приватизировано 4245 предприятий, из них акционировано — 793, продано на аукционе — 303, на коммерческом или инвестиционном конкурсе — 1079, выкуплено арендных предприятий — 2067. Всего от приватизации предприятий получено 291314,9 млн. руб., от приватизации нежилого фонда — 82716,3 млн. руб., от приватизации земельных участков — 56545,0 млн. руб. .

Информация по данным статистики КУГИ Санкт — Петербурга.

Учитывая отсутствие необходимого уровня государственного регулирования экономики, необходимость обеспечения конституционных прав граждан и сохранения общественного достояния, прокурорский надзор в области приватизации государственных и муниципальных предприятий на протяжении ряда лет продолжает оставаться одним из приоритетных направлений в деятельности органов прокуратуры.

При осуществлении надзора прокуроры неизбежно сталкиваются с несовершенством и противоречивостью законодательства в этой области, что, с одной стороны, препятствует достижению главной цели приватизации — созданию широкого слоя собственников и на этой основе подъему и развитию производства, а с другой — не позволяет средствами прокурорского надзора устранить нарушения действующего законодательства.

Рассмотрим некоторые из таких проблем.

Например, ст. 14 Закона «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» предусматривает месячный срок для рассмотрения заявки на приватизацию предприятия. Статья 31 того же Закона устанавливает административную ответственность за нарушение указанного срока. Однако из-за отсутствия четкого механизма реализации это требование закона продолжает оставаться декларативным .

См., напр.: А. Казарина. Экономическая преступность и правотворческая практика. — Законность, 1996, N 6, с. 6.

Установлен также срок для утверждения планов приватизации предприятий (3 месяца, а по решению Госкомимущества Российской Федерации — не более 6 месяцев). Однако ответственность за его нарушение законодательством не установлена. В то же время эти нарушения носят массовый характер. Сроки рассмотрения заявок не отслеживаются Комитетом по управлению городским имуществом (КУГИ) Санкт — Петербурга, зачастую проволочки носят умышленный и корыстный характер. Анализ, проведенный прокуратурой города по результатам проверки исполнения законодательства о приватизации государственных и муниципальных предприятий, показал, что в 1995 г. по сравнению с 1994 г. количество поступивших заявок на приватизацию предприятий сократилось со 172 до 84, а число не утвержденных по ним планов приватизации увеличилось с 42,4 до 70%.

Подобное «торможение» приватизации создает условия для разбазаривания и уничтожения имущества приватизируемых предприятий, ухудшения их экономического положения, неплатежеспособности, нарушения трудовых и иных прав работников, навязывания трудовым коллективам способов приватизации и т.п. По многим предприятиям планы приватизации не утверждаются по 2 — 4 года.

Читайте так же:  Ответственность поручителя является


В частности, с 31 марта 1992 г. не утвержден план приватизации Колпинского оптово — розничного плодоовощного объединения. 28 октября 1992 г. решением Санкт — Петербургского городского Совета был поддержан избранный трудовым коллективом способ приватизации в виде продажи на коммерческом конкурсе с сохранением его профиля. Однако КУГИ города в нарушение действующего законодательства 14 июля 1994 г. основные средства предприятия (здание со встроенными холодильными и вентиляционными установками) сдал в долгосрочную аренду на 25 лет АОЗТ «Компания тропических фруктов» и акционерному обществу им. Э. Тельмана. Таким образом, находящееся в процессе приватизации предприятие было фактически ликвидировано. В связи с невозможностью осуществления хозяйственной деятельности длительное время сотрудникам не выплачивалась заработная плата и они вынуждены были увольняться по собственному желанию. Процедура ликвидации предприятия произведена только в 1996 г.

Аналогичным образом с 20 апреля 1992 г. до 1996 г. не принималось решение по заявке магазина N 29 Выборгского района. 3 января 1996 г. имущество предприятия было уничтожено в результате пожара, в связи с чем возбуждено уголовное дело.

Несвоевременное решение КУГИ по заключению договора аренды нежилых помещений с муниципальным предприятием «Кафе Госцирк» способствовало захвату его имущества частным предприятием, при этом деятельность коллектива была парализована, сопровождалась причинением материального ущерба.

Не менее остро стоит проблема приватизации предприятий, в планах которых предусмотрена продажа имущества, долей, паев, акций на коммерческих или инвестиционных конкурсах.

Законодательство не содержит достаточных гарантий, обеспечивающих выполнение условий конкурсов покупателями приватизируемых объектов. Поскольку фонды имущества не анализируют эти процессы, статистика здесь отсутствует. Прокурорские проверки свидетельствуют об увеличении нарушений законодательства о приватизации. Так, если в 1995 г. сигналы о фактах неисполнения или ненадлежащего исполнения условий договора по итогам конкурсов и инвестиционных конкурсов не поступали в прокуратуру, то только с марта по октябрь 1996 г. из 8 представлений, направленных в органы управления по вопросам приватизации, 5 были связаны с неисполнением покупателями условий конкурсов.

Фонды имущества не в полной мере осуществляют контроль за исполнением условий договоров купли-продажи по итогам конкурсов, неохотно выходят в арбитражный суд с исками о признании сделок приватизации недействительными в порядке ст. 30 Закона о приватизации государственных и муниципальных предприятий.

Это связано с тем, что предприятия, их доли, паи, акции перепродаются на вторичном рынке по несколько раз. Новые покупатели не связаны условиями конкурса и, как правило, не намерены вкладывать средства в развитие производства или переоборудование предприятия, рассматривая его только как объект недвижимости, расположенный на выгодном по местоположению и коммуникациям земельном участке.

До настоящего времени отсутствуют нормативные документы, определяющие четкую процедуру разработки инвестиционных программ приватизируемых предприятий. Согласно действующему законодательству инвестиционная программа является неотъемлемой частью плана приватизации, утверждается руководством соответствующего комитета по управлению городским имуществом и не может быть изменена при продаже фондом имущества.

Кроме того, законодательно не определен предельный срок, в течение которого должна быть разработана и утверждена инвестиционная программа предприятия. Поэтому часто встречается ситуация, когда после передачи и продажи акций сотрудникам предприятия, требующего инвестиций, инвестиционная программа по несколько лет не разрабатывается, предприятие работает в полнагрузки или вообще простаивает.

Еще одна проблема, с которой сталкиваются прокуроры, — соотношение законности предоставления льгот членам трудовых коллективов и полноты получения средств от приватизации.

Согласно ст. ст. 6 и 7 Закона о приватизации государственных и муниципальных предприятий, фонды имущества получают выручку от приватизации предприятий в соответствии с доходами, учтенными в бюджетах, и нормативами, установленными Государственной программой приватизации . Одновременно на фонды имущества возложен контроль за предоставлением работникам приватизируемых предприятий предусмотренных законом льгот. Поскольку согласно п. 10.1 Государственной программы приватизации под средствами, полученными от приватизации, понимается вся денежная выручка от продажи объектов приватизации и иные поступления (в том числе регистрационный сбор, залог и пр.), правомерность предоставления льгот работникам приватизированных предприятий имеет существенное значение при определении размера выручки от приватизации. Являясь стороной по договорам купли-продажи объектов приватизации, фонды, будучи заинтересованными в первую очередь в получении средств от приватизации, так как это влияет на материальное благополучие работников фондов, с меньшей охотой заботятся об охране прав трудовых коллективов. А правовой механизм такой охраны не разработан.

Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 28, ст. 1617.

Порядок образования и расходования целевых фондов, а также размеры средств, направленных на эти цели, определяются Правительством Российской Федерации.

Пункт 6.3 «Основных положений Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года» возлагает контроль за целевым назначением средств от приватизации на соответствующие финансовые органы . Вопрос заключается в том, что, прежде чем контролировать расходование средств, их необходимо сначала получить.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 13, ст. 1408.

Негативное влияние на режим законности в обозначенной правовой сфере оказывает рассогласованность норм приватизационного и финансового законодательства. Доходы от приватизации не являются налоговыми платежами. Более того, они не подлежат обложению налогами, хотя выступают важным источником пополнения бюджета. Поэтому, как свидетельствует арбитражная практика, органы государственной налоговой службы не рассматриваются как надлежащие истцы по искам о взыскании в бюджеты недополученных средств от приватизации.

Сами же комитеты по управлению имуществом и фонды имущества не принимают должных мер по защите государственной собственности и устранению нарушений законодательства о приватизации.

Например, КУГИ Санкт — Петербурга по вопросам сохранности государственного имущества в 1994 г. было заявлено 111 исков (57% от общего числа), в 1995 г. — 24 (2,2%) таких исков. По вопросам приватизации в 1994 г. исков вообще не заявлялось, а в 1995 г. было 36 исков (3,3%). Из 65 исков по вопросам приватизации, заявленных к комитету в 1994 и 1995 гг., судебные органы удовлетворили 35 (53,8%).

Читайте так же:  Сколько процентов от зарплаты платят алименты

Аналогичным образом обстоит дело и в Фонде имущества Санкт — Петербурга. Если в 1994 г. количество исков, заявленных к Фонду и удовлетворенных судами, составило 60,2%, то в 1995 г. — уже 75%.

Такой комплекс мер позволил бы активизировать деятельность должностных лиц по организации процесса подготовки объектов приватизации к продаже, ускорить и упорядочить процесс продаж, снизить вероятность подготовки инвестиционных программ «по заказу будущего покупателя», сократить участие в конкурсах лиц, паразитирующих на вторичном рынке предприятий, недвижимости и ценных бумаг, увеличить поступление средств от приватизации в бюджеты.

В КПРФ предложили обязать правительство раскрыть планы приватизации на 2020-2022 гг.

Москва. 25 сентября. INTERFAX.RU — Первый зампред думской фракции КПРФ Николай Коломейцев в ходе заседания Госдумы предложил депутатам запросить в правительстве информацию о планах приватизации на 2020-2022 года, которые готовятся в закрытом режиме и о которых на Давосском форуме сообщил глава Минэкономразвития Максим Орешкин.

Об этом говорится в подготовленном КПРФ протокольном поручении. В документе также предлагается запросить информацию о сделках по продаже госкомпаний иностранным инвесторам, готовящихся в закрытом режиме.

«Среди документов, которые должны представлять нам к рассмотрению бюджета в первом чтении, раньше был план приватизации, который потом технично исключили. Прошу протокольным поручением соответствующий комитет запросить в Минэкономразвития — все-таки пусть они в закрытом режиме сообщат об их планах, что конкретно планируется и кому продать», — обратился Коломейцев к депутатам.

Замглавы комитета Госдумы по экономической политике Владимир Гутенев в ответ заявил, что комитет не поддерживает данное поручение в принципе. Парламентарий отметил, что «вызывать ироничную улыбку в правительстве, когда мы (депутаты — ИФ) просим сообщить о планах, которые готовятся в секретном режиме, мне кажется, от лица парламента не стоит».

«Мы обязаны знать, как депутаты», — пояснил свою позицию Коломейцев. В итоге парламентарии не поддержали проект поручения.

В конце января 2019 года глава Минэкономразвития Максим Орешкин на панельной сессии «Сохраним Россию конкурентоспособной» в рамках Давосского форума сообщил, что российские власти в закрытом режиме прорабатывают целый ряд сделок по приватизации, в том числе с иностранными инвесторами.

«Мы работаем над целым рядом различных сделок, мы работаем в закрытом формате. Когда вы готовите сделки, это не должно быть публичным, не нужно это обсуждать публично, с кем мы ведем переговоры, о чем мы говорим. Есть целый ряд активов, которые станут позитивными для российской экономики, на наш взгляд, если поступят дополнительные инвестиции также и со стороны иностранных партнеров, мы работаем с ними над этими активами», — сказал Орешкин.

Статья 30. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о приватизации. 1. За нарушение настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации о приватизации физические и юридические лица несут ответственность в случаях и в порядке, которые предусмотрены гражданским, административным и уголовным законодательством Российской Федерации.

Убытки, причиненные в результате совершения противоправных действий в связи с нарушением законодательства Российской Федерации о приватизации, подлежат возмещению в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
2. Соответствующие органы по управлению имуществом и продавцы имущества вправе по вопросам, отнесенным к их компетенции соответственно законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления:
выступать в суде, арбитражном суде от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований;
направлять в органы прокуратуры материалы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел.
Соответствующие органы по управлению имуществом, продавцы имущества освобождаются от уплаты государственной пошлины при обращении в суд, арбитражный суд по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Думский комитет поддержал создание единого сайта о приватизации

7 июня 2016, 16:29

Москва. 7 июня. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ — Комитет Госдумы по вопросам собственности на заседании во вторник рекомендовал нижней палате парламента принять в первом чтении правительственный законопроект о едином сайте, который будет размещать информацию о приватизации.

Официальное раскрытие информации о приватизации будет происходить на сайте torgi.gov.ru. Все остальные ресурсы, которые публикуют информацию о приватизации, будут считаться дополнительными источниками информации.

Законопроект также устанавливает требование ко времени размещения: информация должна быть опубликована на сайте не позднее 10 часов утра дня, когда информация должна быть раскрыта в соответствии с законодательством о приватизации. Ответственным за размещение будет продавец государственного имущества.

Действующее законодательство предусматривает раскрытие информации о приватизации в интернете на различных сайтах, определенных правительством и уполномоченными органами, а также на сайте продавца госимущества.

При такой множественности источников официального раскрытия информации о приватизации возникает вопрос, как оценить, надлежащим ли образом раскрыта информация о приватизации в каждом конкретном случае. Например, информация размещена на всех сайтах, но в разное время; информация размещена не на всех сайтах.

Законопроект также предусматривает, что вознаграждение независимым продавцам федерального имущества будет выплачиваться не из федерального бюджета, а за счет средств покупателя. Сумма вознаграждения не будет входить в цену продажи имущества и будет выплачиваться отдельно. Эта поправка упростит механизм выплаты вознаграждения и ускорит получение продавцом причитающихся ему денежных средств.

Видео (кликните для воспроизведения).

«В будущем продажа имущества через независимые от государства специализированные торговые площадки должна стать основной формой отчуждения имущества на торгах. Преимущества данной формы продажи основаны на наличии мотивации профессионального продавца к достижению максимально высокой цены продажи, поскольку его вознаграждение исчисляется в процентах к сумме цены продажи имущества», — говорится в пояснительной записке к документу.

Ответственность за нарушение законодательства о приватизации в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here