Педагогические ошибки воспитателей инструкция по исправлению в 2020 году

Самая важная информация по теме: "Педагогические ошибки воспитателей инструкция по исправлению в 2020 году" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

Повышение зарплаты воспитателям с 1 января 2020

Во многих сферах заработки трудящихся растут, но повысят ли зарплату воспитателям в 2020 году? На заседании Кабмина было принято постановление, согласно которому работникам сферы образования уже в 2020 будет повышена оплата труда на 20-70%. Поэтапный рост зарплат будет длиться до 2023. Особого внимания заслуживает тот факт, что зарплата будет увеличена для всех учителей и педагогов в детском саду. Оплату труда бюджетников было решено привязать к прожиточному минимуму, который в России меняется в соответствии с индексацией.

Из чего складывается зарплата воспитателя

Единственным источником финансирования воспитательских зарплат выступает госбюджет. Исключением считаются только сады частного характера. Родители оплачивают услуги дошкольного заведения, а из этих выплат начисляются зарплатные средства воспитателям. При расчете зарплаты учитываются разные критерии вроде:

  • квалификационного уровня педагога, влияющего на разряд;
  • доплата за должность ответственного за группу дошкольного возраста;
  • региональные доплат, установленные местными властями;
  • доплаты за сложные трудовые условия;
  • выходы в ночные смены;
  • допуслуги для дошкольников;
  • если у сада имеется статус узкоспециализированного дошкольного заведения.

Люди, решившие посвятить себя столь важной профессии, должны обладать повышенной эрудицией и любознательностью, которая будет постоянно подталкивать к совершенствованию профессиональных навыков. Интеллектуальный уровень дошкольного педагога крайне важен для формирования гармонично развитой личности ребенка. Воспитатели фактически должны дополнять ребенку родителей, выступая в роли добрых нянюшек.

Потому логично, что преподавательский состав в ДОУ заслуживает достойного денежного поощрения за свои труды. К тому же у сотрудников дошкольной образовательной системы масса обязанностей:

  • постоянное повышение квалификации, профессиональных навыков, облегчающих и повышающих продуктивность общения с малышами;
  • выступать в качестве достойного примера для дошкольника, научить, как вести себя в различных жизненных ситуациях, чтобы малыш развивал навыки социальной коммуникации;
  • способность постоянного самоконтроля и самообладания, решения всех вопросов без перехода на повышенные интонации;
  • возможность выступать для ребятишек неким подобием энциклопедии, в любой момент воспитатель должен быть способным ответить на любой вопрос дошколенка.

Сотрудник дошкольного учреждения будет получать больше, если работает с детками, имеющими проблемы речевого развития. Обычно сумма доплаты за подобные условия достигает 15-20% от размера оклада.

По желанию можно совмещать занимаемую должность, например, подрабатывая на продленках, что повысит размер зарплаты еще на 10%. Также воспитатель может повысить зарплату за счет дополнительного преподавания иностранного либо русского языка в саду.

Повысят ли зарплату воспитателям в 2020 году: последние новости

Первое незначительное повышение по решению Правительства и Госдумы в рамках новой реформы состоялось в 2020. Хоть повышение и стало незначительным – всего на 200-500 рублей, Минтруда и соцзащиты отметили, что это только начальный этап предстоящей реформы. Повышение зарплаты воспитателям в 2020 году предполагает такие этапы:

  1. Устарелая тарифная сетка в 27 разрядов будет заменена на современную, обновится схема распределения профессионально-квалификационных групп.
  2. Оклад воспитателей будет привязан к прожиточному минимуму.
  3. Оклады будут тарифицировать на местном (региональном) уровне.
  4. Зарплаты всех бюджетников повысятся на 80%.

Пока же зарплата работников дошкольных садов остается на самом низком уровне, если сравнивать ее с остальными бюджетниками.

Когда стоит ждать повышения

Поэтапное повышение уже началось. Следующий этап стартует с 1 января будущего года. Финансирование направляется в первую очередь на повышение заработка медиков, воспитателей ДОУ, учителей и прочих работников социальной области. Вывести достойные оклады воспитателям чиновники смогут не раньше 2020, когда запланированная индексация должна составить 150%.

Небольшая оплата труда выступает сегодня основной причиной нехватки квалифицированных сотрудников в дошкольной образовательной сфере. На сегодня средний оклад воспитателя по стране составляет 29 тыс. руб. Столь высокий размер оклада обусловлен повышенными зарплатами в Москве и области. Если же реально смотреть на вещи, то средний заработок воспитателя сегодня по стране составляет порядка 13 000 руб., что в 2 с лишним раза ниже показателей, прописанных в официальных источниках.

Итак, первое повышение ожидается с начала будущего года. Насколько точно будет соблюдаться график реформы повышения заработков в дальнейшем, сказать сложно. Это зависит от экономики, которая на сегодня пребывает в крайне нестабильном состоянии. Последние новости в отношении индексации воспитательских зарплат обнародовала замначальника Минтруда Ельцова, и выполнять их обязаны все работодатели.

На сколько поднимут

Повышение окладов ожидается для всех бюджетников, к числу которых относят прокурорских и чиновничьих деятелей, работников силовых структур и Следкома, судей и судебных сотрудников. В целом для культурных деятелей, представителей дошкольного образования, остальных педагогов и медиков, научных работников ожидается повышение зарплат:

Если сравнивать с силовиками, чиновниками и остальными служащими, указанными выше, то последним поднимут зарплату на 3,8% и 4% в 2020 и 2021 соответственно.

Будут ли сокращения

Поскольку ожидается повышение зарплаты воспитателям с 1 января 2020, то многие работники сферы ДОУ обеспокоены вероятным сокращением штата. Власти отмечают, что поводов для волнений нет, доказательством чего выступают такие аргументы:

  • в стране наблюдается остра нехватка квалифицированных кадров в сфере дошкольного образования;
  • государство настроено на активную реализацию проекта, направленного на устранение очередей в детские сады, посредством открытия новых дошкольных учреждений;
  • ранее уже была проведена оптимизация кадрового состава.

Насколько конкретно вырастут заработки сотрудников ДОУ, станет ясно по мере прохождения этапов реформы. Реформирование должно привести к повышению престижности бюджетных профессий. Уже хорошо, что государство обратило внимание на существование данной проблемы и взялось за ее решение. Если произойдет обещанное повышение платы воспитательского труда, то появится больше желающих прийти в подобную профессию.

Читайте так же:  Регистрация договора переуступки права требования на квартиру в 2020 году

Педагогические ошибки воспитателей: инструкция по исправлению

В этой статье – 12 педагогических ошибок, которыми грешили воспитатели в прошлом полугодии при общении с детьми. Предлагаем инструкцию, как избежать таких ошибок или исправить, чтобы повысить компетентность воспитателей.

Расскажите воспитателям, какие конкретные ошибки нельзя допускать в работе с детьми.
12 ситуаций помогут увидеть, в чем ошибаются воспитатели, а инструкция подскажет, как это исправить.

Какие действия воспитателя можете считать педагогической ошибкой

Педагогическая ошибка – когда воспитатель неправильно использует метод или прием в работе с дошкольниками, что приводит к менее эффективным результатам воспитания и обучения. Чаще всего педагогические ошибки совершают из-за неопытности начинающие воспитатели. Однако ошибаться могут и педагоги со стажем.

Кликните на картинку, чтобы посмотреть ошибку

Например, в младшей группе воспитатель ежедневно учит малышей мыть руки или одеваться на прогулку. В процессе этих режимных моментов она решает культурно-гигиенические задачи, формирует у детей навыки самообслуживания, воспитывает желание помогать товарищу. Однако часто можно наблюдать такую ситуацию: воспитатель сама одевает отстающего ребенка, чтобы быстрее собрать его на прогулку. Такими действиями педагог формирует у ребенка потребительское отношение, неумение и нежелание обслуживать себя. Казалось бы, мелочь, но в педагогике нет мелочей. Каждое действие или слово воспитателя влияет на ребенка, и важно, чтобы это влияние было положительным.

Главное в статье Скрыть Примеры педагогических ошибок и инструкции, как их исправить Главное в статье Скрыть

ОШИБКА № 1
«Молочные реки кисельные берега»

ОШИБКА № 2
«Равняйсь! Смирно»

ОШИБКА № 3
«Как угорелый!»

ОШИБКА № 4
«Постоишь в углу и поймешь!»

ОШИБКА № 5
«Любимчик в группе»

ОШИБКА № 7
«Невыносимый ребенок!»

ОШИБКА № 8
«Никаких успехов»

ОШИБКА № 9
«Ты лучше, чем он»

ОШИБКА № 11
«Семеро одного ждут»

ОШИБКА № 12
«Смотри, как нужно сделать»

Главное в статье Скрыть Как реагировать на педагогические ошибки

Памятка для воспитателей

Педагогические ошибки следует рассматривать как своеобразные педагогические задачи и обсуждать их с воспитателями. Детальный анализ того, что неправильно сделала воспитатель, поможет ей обогатить свой педагогический опыт и совершенствовать профессиональное мастерство.

Когда старшие воспитатели, руководители ДОО сталкиваются с ошибками в работе педагогов, они должны не делать замечания, а вместе разбирать их и искать правильные решения. Ведь решить педагогическую задачу, подробно разобрать ситуацию – значит найти способ, как помочь воспитателю, какую дать методическую подсказку.

Педагогические ошибки надо разбирать индивидуально с каждым воспитателем и на методических мероприятиях в педагогическом коллективе. Когда воспитатели обсуждают ошибки коллективно, они предлагают разные варианты решений, учатся анализировать педагогический процесс, приходят к пониманию того, какие педагогические воздействия формируют те или иные качества личности ребенка. Благодаря этому в будущем воспитатели смогут контролировать свои действия и застрахуют себя от многих педагогических ошибок.

Пути преодоления педагогических ошибок и затруднений

Устранение ошибок в планировании воспитательной работы

Деятельность по устранению педагогических ошибок можно рассматривать как важный аспект профессионально-личностного развития педагога.

Принято выделять несколько направлений повышения профессионально-личностного развития педагога:

Индивидуализация работы над ошибками необходима ещё и потому, что компетентность формируется и развивается в процессе осмысленной деятельности, связанной с решением значимых для индивида проблем, с разрешением объективно существующих противоречий.

10 Повышение профессиональной компетентности молодого учителя. Анализируя свою деятельность, учитель испытывают значительные затруднения при выявлении собственных ошибок, их причин и путей их устранения. Вместе с тем, развитие умения видеть свои ошибки, понимать их причины, намечать возможные пути для их преодоления и работать над их устранением, постоянно сверяясь с полученными результатами — достаточно эффективный путь к овладению профессиональным мастерством.

Работу молодого педагога по повышению профессиональной компетентности можно представить как совокупность реализуемых в деятельности функций самоуправления: самоанализа, самомотивации, самоцелеполагания, самоконструирования, самоорганизации, самоконтроля, самокоррекции.


По мнению С.В.Сидорова, структура профессиональной компетентности в области устранения педагогических ошибок включает два взаимосвязанных блока компетенций: аксиологический и практический.

В аксиологическом блоке выделяются:

знание типологии, сущности и характера, признаков и

примеров педагогических ошибок;

знание возможных негативных последствий тех или иных

понимание важности устранения педагогических ошибок в своей работе;

знание способов устранения тех или иных педагогических ошибок.

В практический блок входят:

опыт классификации и узнавания педагогических ошибок в практической деятельности;

опыт выявления причин педагогической ошибки;

опыт моделирования и осуществления деятельности, направленной на устранение педагогической ошибки;

опыт преодоления педагогических ошибок в новых для себя ситуациях.

Это становится возможным, если в работе используются краткие опорные материалы, составленные с учётом специфики школы и помогающие педагогу осмысливать важность преодоления недостатков в своей работе, с минимальными затратами времени обнаруживать свои ошибки и исправлять их в дальнейшей педагогической деятельности.

Адаптированная схема анализа (АСА) разрабатывается на основе любой схемы анализа с учётом педагогических ошибок. В ней выделяются следующие этапы.

Посещение учебных занятий, воспитательных дел. Выделение ошибок, обоснование их возможных негативных последствий, описание характерных признаков.

Выявление причин выделенных ошибок.

Определение путей устранения ошибок, разработка кратких алгоритмизированных указаний по устранению ошибок.

Педагогические ошибки отрицательно сказываются на эффективности работы педагога при её осуществлении. Поскольку работа над ошибками относится к регулятивно-коррекционной функции управления, устранение педагогических ошибок логично рассматривать как самокоррекцию, осуществляемую во взаимосвязи с прочими функциями самоуправления.

Читайте так же:  Стоимость выкупа земельного участка от кадастровой стоимости в 2020 году

Для устранения ошибок, связанных с нарушением логики целеполагания при планировании воспитательной работы необходимо совершенствовать планирование воспитательной работы;

Планирование в значительной мере предопределяет результаты и эффективность всей системы воспитательной работы. Целенаправленное и четкое планирование помогает педагогам избежать многих ошибок и отрицательных явлений. Обоснованный план позволяет наметить общие перспективы и конкретные пути решения поставленных воспитательных задач.

Предназначение плана — упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить выполнение таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов.

При грамотной организации планирования план станет не формальной бумагой, а документом, способным защитить педагога от необоснованных требований и претензий, доказывающим системный подход к организации педагогического процесса. Поэтому, прежде всего, необходимо относиться к плану как к своему рабочему документу, который нужен самому педагогу, а не администрации, чтобы действовать не хаотично, а в соответствии со своим замыслом, целями, возможностями и требованиями к педагогическому процессу.

План будет являться помощником в построении воспитательной работы, если соответствует ряду требований:

Общий ход любого планирования можно представить тремя этапами:

  • — составление педагогами проекта плана (его контуров);
  • — коллективное планирование (апробация, корректировка, проверка замыслов педагога, сбор предложений, идей учащихся, родителей);
  • — внесение педагогом корректив в первоначальные замыслы, проект плана с учетом результатов коллективного планирования; окончательное оформление плана воспитательной работы.

При планировании воспитательной работы необходимо учитывать:

  • — результаты воспитательной работы и выводы, полученные в ходе анализа;
  • — воспитательные и организационно-педагогические задачи;
  • — материалы, советы и рекомендации педагогической и методической литературы по воспитательной работе;
  • — передовой опыт страны, города, школы;
  • — возможности родителей, общественности;
  • — воспитательный потенциал социального окружения школы, предприятий, культурных учреждений;
  • — традиционные праздники учебного года
  • — события, факты, связанные с жизнью страны, города, села
  • — события, даты, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей
  • — традиции школы
  • — дела проводимые ближайшими культурными учреждениями
  • — предложения педагогов, учащихся, родителей,

По сути, планирование есть процесс моделирования своей деятельности на какой-то период времени (или какого-то направления, вида деятельности), когда молодой учитель представляет мысленно модель своей работы: содержательную, организационную, структурную. Поэтому все шаги можно объединить в несколько этапов планирования:

  • 1) подготовительный: определение предмета и отрезка времени, структурирование предмета;
  • 2) аналитический: анализ результатов и имеющегося опыта, диагностика, обобщение результатов анализа;
  • 3) моделирующий: целеполагание, коллективное планирование, выбор содержания и средств, прогноз результатов, распределение событий во времени;
  • 4) заключительный (оформительский): выбор структуры плана и его оформление.

Общий алгоритм планирования можно представить следующим образом:

  • 1 шаг — определение предмета планирования. Сначала надо ответить на вопрос: что необходимо спланировать (всю деятельность, какое-то направление, конкретное дело).
  • 2 шаг — определение временного периода: какой период времени необходимо спланировать (год, четверть).
  • 3 шаг — структурирование предмета планирования. То, что планируется, необходимо разделить на возможные составные части (например, можно выделить направления деятельности, вычленить содержательные и тематические блоки), т. е. представить идеальный образ планируемого, а затем отобрать нужное и реальное. Для того чтобы спланировать работу на год, нужно продумать, из чего вся деятельность будет складываться, и выделить все возможные направления. Осуществляя идеологическую и воспитательную работу с обучающимися классному руководителю в своей деятельности необходимо опираться на основные составляющие воспитания, определенные Кодексом об образовании Республики Беларусь: гражданское и патриотическое, идеологическое, нравственное, эстетическое, воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности, воспитание культуры здорового образа жизни, гендерное, семейное, трудовое и профессиональное, экологическое, воспитание культуры безопасной жизнедеятельности, воспитание культуры быта и досуга.

Структурирование предмета планирования помогает сделать план реалистичным, избежать глобальности и расплывчатости.

4 шаг — анализ результатов работы и состояния коллектива.

Видео (кликните для воспроизведения).

Необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся, их уровень развития, интересы, способности, индивидуальные особенности, а также условия, в которых педагог будет работать, специфику учреждения и образовательного процесса. Кроме того, классный руководитель должен осознавать свой собственный профессиональный уровень. На данном этапе планирующий свою деятельность должен определить направления анализа и осуществить его.

Общий алгоритм планирования подходит для любого вида деятельности, для любого типа плана, для любого отрезка времени. Для того чтобы получить задуманный результат, процесс планирования должен быть беспрерывным, систематичным, тогда изложенный алгоритм повторится несколько раз: при перспективном планировании (на год и более), при периодическом планировании (на четверть, полугодие) и т.д.

Таким образом, целенаправленное и четкое планирование помогает молодым педагогам избежать многих ошибок и отрицательных явлений. Обоснованный план позволяет наметить общие перспективы и конкретные пути решения поставленных воспитательных задач. Предназначение плана — упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить выполнение таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов.

При грамотной организации планирования план станет не формальной бумагой, а документом, способным защитить молодого педагога от необоснованных требований и претензий, доказывающим системный подход к организации педагогического процесса. Процесс планирования должен быть беспрерывным, систематичным, тогда изложенный алгоритм повторится несколько раз: при перспективном планировании (на год и более), при периодическом планировании (на четверть, полугодие) и т.д.

Далее рассмотрим пути устранения ошибок в организации воспитывающей деятельности.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

Ошибки — специфический компонент любой челове­ческой деятельности. Педагогическая деятельность не яв­ляется исключением и протекает отнюдь не безошибочно. Совершение педагогических ошибок — явление далеко не редкое. Несмотря на то, что педагогические ошибки нельзя рассматривать как однозначное зло, при определенных ус­ловиях они могут рассматриваться как диалектический путь познания истины, тем не менее последствия их, как пра­вило, болезненны, а иногда и драматичны для детей.

Читайте так же:  Получили сертификаты об окончании курсов бизнес бастаушортанды в 2020 году

Коварство педагогической ошибки состоит в том, что факт ее совершения педагогом осознается весьма редко. Это делает процесс устранения ее последствий малоэф­фективным, а извлечение опыта из ошибочной деятель­ности невозможным.

Профессионально-педагогическая ошибка

— это непред­намеренная неправильность конкретных процедур образова­ния, проявляющаяся в несоответствии этих процедур обще­принятым эталонам профессиональной педагогической дея­тельности.

С точки зрения личностно-деятельностного подхода, все разнообразие педагогических ошибок можно разделить на две большие группы:

♦ ошибки стратегии профессионально-педагогической деятельности и

♦ ошибки тактики профессионально-педагогической де­ятельности (рис. 14).

Первая группа ошибок характеризуется тем, что они совершаются на этапе прогнозирования предстоящей пе­дагогической деятельности; ошибки второй группы совершаются непосредственно в процессе педагогического вза­имодействия с учащимися — это ошибочные действия, поступки, реакции.

В первой группе выделим ошибки целеполагания и ошиб­ки планирования.

К ошибкам педагогического целеполагания относятся следующие.

1. Неосознанность педагогом целесообразного характера педагогической деятельности. Любая деятельность но­сит целенаправленный характер, однако цель может быть не осознана субъектом деятельности, а это неиз­бежно ведет к стихийности в работе. В этом случае пе­дагог строит свою работу на основе невыявленных, нео­пределенных, случайных целей, что приводит к неуда­чам, низкой эффективности образования как резуль­тата педагогической деятельности.

2. Ошибки методики целеобразования. Это нарушения, допускаемые педагогом в логике построения, форму­лирования, взаимодействия, соподчиненности целей разных уровней. Причиной подобных ошибок являет­ся непонимание значимости или неумение педагога трансформировать цели более высокого уровня обоб­щенности в цели собственной практической деятельности. Неумение интериоризировать внешние (глобаль­ные) цели образования во внутренние (цели собствен­ной профессиональной деятельности) проявляется в неграмотных, недиагностируемых формулировках це­лей. Чтобы предупредить совершение таких ошибок, необходимо осознать, что специфика педагогической деятельности требует от педагога личностного приня­тия социальной задачи общества, творческого понима­ния целей и задач, умения учитывать интересы ребен­ка и преобразовывать их при разработке цели учебной деятельности. Для этого необходима специальная ра­бота учителя по освоению методики целеобразования.

3. Ошибки планирования педагогической деятельности. Они тесно связаны с ошибками целеполагания, по­скольку эти два процесса протекают синхронно. Выде­лять их в отдельную группу имеет смысл лишь для бо­лее глубокого понимания этого процесса.

Итак, ошибки планирования чаще всего являются след­ствием ошибочного целеполагания. Во-первых, принятие ошибочной цели ведет к разработке ошибочных способов ее реализации, что, естественно, повлечет за собой оши­бочную практическую деятельность учителя. Во-вторых, неосознанность целей педагогической деятельности при­водит к стихийному планированию. К примеру, в практи­ке деятельности учителей нередко наблюдается парадок­сальный факт, когда учителя сначала разрабатывают план урока, а потом подгоняют, можно сказать, «притягивают за уши» задачи этого урока. При таком подходе, безуслов­но, становятся ясными сетования ряда учителей на необ­ходимость заниматься ненужной работой по «украшатель­ству» поурочного плана расписыванием воспитательных, обучающих и развивающих задач. Бессмысленность по­добного формального подхода очевидна.

Но как же удается учителям создать план урока, мино­вав этап целеполагающего планирования? Сделать это не­сложно. Стихийное планирование предполагает ориента­цию на стереотипы, клише, предлагаемые методически­ми разработками, или перенесение опыта других в опыт собственной деятельности без творческого осмысления, без учета индивидуальных особенностей учащихся, их ре­альных учебно-познавательных возможностей и потребностей, собственных профессиональных возможностей, собственного стиля педагогической деятельности, реаль­ных условий протекания образовательного процесса. Не­гативные последствия стихийного планирования настоль­ко очевидны, что их можно оставить без комментариев, оговорив только, пожалуй, одно: стихийное планирова­ние влечет за собой невозможность для педагога понять причины собственных промахов и достижений и, как след­ствие, — существенное усложнение процесса совершен­ствования педагогической деятельности. Иногда стихийно спланированная педагогическая деятельность приносит по­ложительные результаты, однако это означает лишь то, что учитель случайно не ошибся или интуитивно, подсоз­нательно реализовал процесс целеполагания и планиро­вания грамотно. Так, может быть, в случае развитой педа­гогической интуиции нет смысла в осознании целепола­гания и планирования?

Полагаем, что это не так. Во-первых, деятельность пе­дагога является профессиональной и, следовательно, тре­бует отчета в своей результативности не на уровне ощу­щений, а на основе принятых в науке показателей и кри­териев. Учащиеся (воспитанники) тоже должны быть вклю­чены в процесс целеполагания и планирования собственной учебно-познавательной деятельности. Образовательный про­цесс носит, как известно, двусторонний характер и поэто­му невозможен без активности самих учащихся (воспитан­ников).

Спектр ошибок в методике планирования представлен, в свою очередь:

а) ошибками в оценке соподчиненности и последователь­ности или комплексности реализации целей с точки зре­ния достижения главной цели деятельности учителя;

б) ошибочными представлениями о реальной педагогичес­кой ситуации;

в) рассогласованием системы запланированных мер с за­дачами деятельности, главной целью;

г) отсутствием критериев и показателей успешности пла­нируемой деятельности или просчетами в их выборе или разработке;

д) невнесением своевременных корректив в запланирован­ное вследствие догматического восприятия плана;

е) внесением в запланированное необоснованных изме­нений или изменений, выходящих за рамки компетен­ции и функционала учителя.

Существует категория педагогов-авантюристов (по мет­кому определению В.Н. Сороки-Росинского), которые, ко­нечно же, из благих побуждений стремятся испробовать в своей работе все, что встречают нового и заслуживающе­го, по их мнению, внимания. Подобные педагоги склон­ны самовольно вносить изменения в содержание и мето­дику обучения, стихийно экспериментировать, предъяв­ляя к учащимся требования, например, пользоваться вме­сто учебника их собственными разработками уроков или другими учебниками. В понимании данной группы педаго­гов это и есть педагогическое творчество. Это, по нашему мнению, — педагогический произвол, осуществляемый вследствие ошибочного понимания характера и сути пе­дагогического творчества.

К ошибкам второй группы относятся ошибки организа­ции педагогического взаимодействия, педагогического обще­ния, запредельно-этические ошибки.

Читайте так же:  Отстранение от работы трудовое право

Остановимся на краткой характеристике ошибок органи­зации педагогического взаимодействия на примере одной из их разновидностей — ошибок дидактического взаимодействия.

К этой группе ошибок относятся:

а) ошибки в собственной преподавательской деятель­ности в ходе предъявления содержания преподаваемого предмета (методические просчеты);

б) ошибки организации и руководства учебно-познаватель­ной деятельностью детей (ошибки педагогического ме­неджмента).

Ошибки в собственной преподавательской деятельно­сти (методические просчеты) проявляются как непонят­ное объяснение темы, ее бессистемное изложение, усложненная наукообразная речь учителя, недостаточная или избыточная эмоциональность изложения содержания учеб­ного материала, раскрытие темы наспех, нерациональное использование времени урока, неумелое и нецелесообраз­ное использование технических средств обучения, ошиб­ки в реализации методов обучения.

Каждой из перечисленных ошибок можно посвятить отдельную статью, поскольку последствия подобного рода настолько значительны, что заслуживают отдельного рас­смотрения.

Ошибки организации и руководства учебно-познава­тельной деятельностью учащихся по их характеру мы квалифицируем также как методические просчеты. Выделение их в отдельную подгруппу обусловлено лишь тем фактом, что первая группа ошибок возникает в деятельности преподавателя по отношению к преподаванию предмета и опосредованно влияет на учащихся. Другая же категория ошибок непосредственно связана с влиянием на детей в процессе обучения. Эти ошибки вызывают эмоциональ­ные поведенческие реакции учащихся, часто конфликт­ного характера.

В книге В.И. Журавлева «Основы педагогической конфтиктологии» данные ошибки учителей описаны с пози­ции учащихся, что дает возможность учителям посмотреть на себя «со стороны» непосредственных и главных участников образовательного процесса.

«К числу осознаваемых школьниками промахов учителя на уроках относятся разнообразные отступления от тре­бований к организации контроля знаний учащихся. Их прямые замечания сводятся к следующему:

♦ несогласие с нетерпимостью учителей к сверхпрограмм­ным знаниям в ответах при опросе на уроках, к отступ­лениям учащихся от стандартных моделей ответов на вопросы учителя;

♦ возражения подростков против того, что на уроках не­которых учителей оценку «2» ставят за неподготовлен­ность к занятиям без учета причин этого;

♦ протест против того, что их стыдят или им читают длин­ные нотации за слабые ответы.

Возмущение подростков также вызывают:

♦ контрольные работы, проводимые внезапно, без пре­дупреждения;

♦ крикливые реакции на ответы учащихся невпопад, не­приемлемость элементов шутки учащихся при опросе на уроках, нервные крики учителей в ответ на отказ подростка отвечать на их вопросы;

♦ проверка того, что не было задано, и др.

Репутация учителя падает из-за нервной реакции на рассуждения подростков, что данный предмет в жизни пригодится не всем и многие могут обойтись без того, на что в школе затрачивается столько времени; из-за неуме­ния распределять темы равномерно, в результате чего в конце четверти начинается спешка. Раздражение у подро­стков возникает, когда они видят, как на уроке педагог занимается посторонними делами, заполняет какие-то бланки, жует. Бывают случаи, когда класс становится сви­детелем межпедагогических (между педагогами. — Т.Ю.) нервных дебатов непосредственно на уроке» с. 81)

Будущие педагоги могут поразмышлять, и, возможно, дополнить этот далеко не полный список ошибок, но по­размышлять не отстраненно, а личностно, и продумать индивидуальные способы предупреждения подобных оши­бок в собственной деятельности.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы

Преемственность в работе учителя-дефектолога и воспитателя в УДО

Преемственность в работе учителя-дефектолога и воспитателя в УДО

Устранение речевых нарушений у детей требует комплексного подхода, поскольку речевые нарушения связаны с целым рядом причин как биологического, так психологического и социального характера. Эффективность коррекционной работы с детьми посещающих ПКПП (пункт коррекционно-педагогической помощи) определяется четкой организацией их пребывания в УДО, правильным распределением нагрузки в течение дня и преемственностью в работе учитель-дефектолога и других специалистов детского сада.

Но всего лишь задействовать в коррекционно-образовательной работе все перечисленные силы мало. Самое главное — довести до каждого из звеньев этой цепи смысл предстоящей работы. А заключается он в следующем:

Необходимо, чтобы все взрослые, окружающие ребенка, четко представляли цель своей деятельности, которая заключается, с одной стороны, в полноценном развитии ребенка, имеющего отклонения в речевом (или каком-либо другом) развитии, а с другой — в слаженном взаимодействии между собой.

Каждый из участников процесса формирования корректного образовательного пространства должен не только иметь верные представления о том, каким необходимо быть это пространство, но и нести ответственность за свой отрезок этого пространства и осуществлять двухстороннюю связь с другими участниками этого процесса.

Очень важно, чтобы медицинский и педагогический персонал, родители были вооружены необходимым инструментарием для предстоящей работы, основную часть которого составляют специальные знания, необходимые для понимания важности и механизма своего влияния на развитие ребенка, и практические умения по оказанию ребенку действенной помощи в коррекции его развития.

Не менее важно, чтобы влияние каждого из секторов коррекционно-развивающего пространства на развитие ребенка строилось последовательно и постепенно — от простого к сложному, от исправления недостатка к достаточно длительной автоматизации, являющейся залогом успеха всей коррекционной работы. Здесь необходимо заметить, что само формирование общего, единого развивающего пространства происходит поэтапно. Сначала целесообразно осуществлять два параллельных процесса: становление психолога-медико-педагогического консилиума как формы взаимодействия

Последнее условие эффективности взаимодействия — достижение результата. Результатом взаимодействия являются достижения качества дошкольной подготовки, прогнозирование школьных успехов ребенка и выработка рекомендаций для родителей по его дальнейшему сопровождению, а также планирование работы по отслеживанию успехов ребенка в начальной школе, помощь педагогам школы в сопровождении детей с особенностями речевого развития на начальном этапе обучения

Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя в коррекции речевых нарушений

Читайте так же:  Расторжение брака и взыскание алиментов подсудность

Успех коррекционно-воспитательной работы определяется продуманной системой, частью которой является логопедизация всего учебно-воспитательного процесса.
Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевые нарушения, привели к необходимости планирования и организации четкой, скоординированной работы учителя-дефектолога и воспитателей, в работе которого выделяются следующие основные направления.

Воспитатель совместно с учителем-дефектологом участвует в исправлении у детей речевых нарушений, а также связанных с ними внеречевых психических процессов. Кроме того, он должен не только знать характер этих нарушений, но и владеть основными приемами коррекционного воздействия для исправления некоторых из них.

У большинства таких детей есть отклонения и в других компонентах языковой системы: дети испытывают лексические затруднения, имеют характерные грамматические и фонетические ошибки, что отражается в связной речи и сказывается на ее качестве. Для многих детей характерна недостаточная сформированность внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики. Коррекционная работа не должна ограничиваться только упражнениями в плановой речи. Поэтому основными задачами в работе учитель-дефектолога и воспитателя в преодолении речевых нарушений можно назвать всестороннюю коррекцию не только речи, но и тесно связанных с нею неречевых процессов и формирование личности ребенка. Так же повысить эффективность коррекционно-образовательной работы.

Перед занятиями учитель-дефектолог проводит обследование: оно длится в течение полумесяца. Учитель-дефектолог вместе с воспитателем осуществляет целенаправленное наблюдение за детьми в группе и на занятиях, выявляют структуру речевого нарушения, поведение, личностные характеристики детей.

Совместно с воспитателем оформляет родительский уголок, готовит и проводит педагогический совет и родительские собрания. Ежедневные прогулки, игры на свежем воздухе, спортивные развлечения укрепляют нервную систему, создают эмоциональный подъем.

Воспитатель в подборе речевого материала должен помнить о речевых проблемах каждого ребенка. Но у него не всегда есть возможность отследить те моменты, которые могут помешать в работе правильного закрепления речевого материала. В массовой литературе не всегда напечатаны подходящие чистоговорки, скороговорки, стихотворения.

В ходе занятий педагоги стараются варьировать требования к устным ответам воспитанников, стимулируя умения практически использовать разные модели высказывания — от простых до более сложных.

Немаловажная роль отводится и речевому дыханию Важнейшие условия правильной речи — это плавный и длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков. Учитель-дефектолог и воспитатель следят, чтобы при вдохе поза была свободной, плечи опущены.

Специальными исследованиями установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких дифференцированных движений рук. Поэтому речевое развитие рекомендуется стимулировать тренировкой движений пальцев рук, особенно у детей с речевой патологией. В процессе коррекционной работы воспитателем уделяется большое внимание развитию мелкой моторики. Так, во внеучебное время можно предложить детям складывать мозаику, пазлы, фигуры из спичек или счетных палочек, тренироваться в развязывании и завязывании шнурков, собирать рассыпанные пуговицы или мелкие предметы, карандаши разного размера. Детям можно предложить работу в тетрадях для развития навыков письма, рекомендованные для детей с речевыми нарушениями.

Особое место в работе воспитателя занимает организация подвижных игр для детей с речевыми нарушениями, ввиду того, что дети данной категории часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Планируя работу по организации игровой деятельности, воспитатель должен четко представлять реальность физических возможностей каждого ребенка и дифференцированно подбирать подвижные игры. Подвижные игры, которые обычно составляют часть физкультурных, музыкальных занятий, могут быть проведены на прогулке, на праздничных утренниках, в час развлечений.
Игры с движением необходимо сочетать с другими видами деятельности детей. Подвижные игры одновременно помогают успешному формированию речи. В них часто встречаются присказки, четверостишия, они могут предваряться считалкой для выбора водящего. Такие игры способствуют также развитию чувства ритма, гармоничности и координированности движений, положительно влияют на психологическое состояние детей.

Работа воспитателя по обучению детей сюжетно-ролевой игре – также необходимый элемент педагогической деятельности. В сюжетно-ролевых играх воспитатель активизирует и обогащает словарь, развивает связную речь, обучает ритуальному взаимодействию в знакомых ребенку социально-бытовых ситуациях (прием у врача, покупки в магазине, поездка в транспорте и пр.). Сюжетно-ролевые игры способствуют развитию коммуникативно-речевых навыков, стимулируют общительность детей, воспитывают социальные навыки и умения.

Интересные формы работы в этом направлении проводит специалист по фольклору. Ведь народные игры с пальчиками и обучение детей ручному труду (вышивание, биссероплетение, изготовление простых игрушек и т.д.) обеспечивают хорошую тренировку пальцев, создают благоприятный эмоциональный фон. Занятия по народоведению способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, улавливать их ритм, повышают речевую активность детей. Кроме того, знание детьми фольклора (потешек, русских народных сказок) можно использовать на индивидуальных занятиях для закрепления правильного произношения звуков. Например: «Ладушки — ладушки» — для закрепления звука [ш], песенку Колобка из одноименной сказки — для закрепления звука [л].

Видео (кликните для воспроизведения).

Все занятия воспитателя, дидактические игры, режимные моменты используются для упражнения детей в доступной самостоятельной речи. Воспитатель организует такие режимные моменты, как умывание, одевание, прием пищи, и одновременно упражняет детей в кратких или развернутых ответах на вопросы, в зависимости от этапа учитель-дефектологической работы и индивидуальных речевых возможностей ребенка. Утренние и вечерние прогулки укрепляют физическое состояние детей, обеспечивают полноценный сон.

Педагогические ошибки воспитателей инструкция по исправлению в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here