Полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях в 2020 году

Самая важная информация по теме: "Полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях в 2020 году" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

Содержание

Конституционный Суд РФ подтвердил правомерность составления должностными лицами органов внутренних дел (полиции) протоколов о посягающих на общественный порядок и общественную безопасность административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ

Конституционный Суд РФ признал абзац второй части 6 статьи 28.3 КоАП РФ не противоречащим Конституции РФ.

Конституционный Суд РФ, в частности, указал следующее. Установив в абзаце втором части 6 статьи 28.3 КоАП РФ, что составление протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законами субъектов РФ, должностными лицами органов внутренних дел (полиции) возможно исключительно в случае передачи им соответствующих полномочий соглашениями, заключенными между органами исполнительной власти субъектов РФ и компетентным федеральным органом исполнительной власти, федеральный законодатель, соблюдая конституционное разграничение полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и образующих ее субъектов, не допустил каких-либо отступлений от конституционных принципов федеративного правового государства, верховенства закона, разделения властей и юридического равенства и не вышел за пределы своих дискреционных полномочий.

Соответственно абзац второй части 6 статьи 28.3 КоАП РФ не может быть признан противоречащим Конституции РФ, поскольку по своему нормативному содержанию в системе действующего правового регулирования он предполагает, что:

заключение соглашений о передаче осуществления полномочий по составлению протоколов о предусмотренных законами субъектов РФ административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, должностным лицам органов внутренних дел (полиции) направлено на обеспечение сбалансированного сочетания интересов образующих единую систему исполнительной власти Российской Федерации федеральных и региональных органов исполнительной власти, отвечающего задачам эффективной административно-правовой защиты прав и свобод граждан;

инициатива заключения таких соглашений должна исходить от органов исполнительной власти субъектов РФ, которые не могут быть принуждены к их подписанию на неприемлемых для себя организационно-правовых, финансовых или иных условиях, а федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, не вправе произвольно отказывать органам исполнительной власти субъектов РФ в их заключении в случаях, когда проекты соответствующих соглашений отвечают требованиям, установленным федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ;

должностные лица органов внутренних дел (полиции) обязаны в рамках полномочий, возложенных на них КоАП РФ и Федеральным законом «О полиции», оказывать содействие в привлечении виновных в совершении предусмотренных законами субъектов РФ административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, и при отсутствии соответствующих соглашений, заключенных между органами исполнительной власти субъектов РФ и МВД России.

Полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях в 2020 году

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Письмо Минфина России от 24 марта 2015 г. N 10-05-05/16110 О механизме перечисления ассигнований органами исполнительной власти субъектов РФ по соглашениям с федеральным органом исполнительной власти (МВД России) в случае передачи ими части полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность

Департамент бюджетной политики в сфере государственной военной и правоохранительной службы и государственного оборонного заказа в связи с обращениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации информирует о механизме перечисления ассигнований органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашениям с федеральным органом исполнительной власти (МВД России) в случае передачи ими части полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в соответствии со статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно статье 138.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — Бюджетный кодекс) в целях финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий субъекта Российской Федерации, переданных для осуществления федеральным органам исполнительной власти, в случаях, установленных федеральными законами, из бюджета субъекта Российской Федерации федеральному бюджету предоставляются межбюджетные трансферты в форме субвенций.

Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что цели и условия предоставления субвенций федеральному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливаются соглашениями между федеральным органом исполнительной власти и высшим исполнительным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно положениям статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) при условии, что передача этих полномочий предусматривается соглашениями между федеральными органами исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий (далее — Соглашение о передаче полномочий).

Читайте так же:  Как подают заявление на алименты жене

В случае заключения Соглашения о передаче полномочий в бюджете субъекта Российской Федерации должны быть предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление субвенций федеральному бюджету в целях финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации, возникающих при выполнении переданных полномочий субъекта Российской Федерации.

В пределах указанных бюджетных ассигнований из бюджета субъекта Российской Федерации в установленном порядке осуществляется перечисление субвенции на счет N 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации», открытый территориальному органу Федерального казначейства, для последующего зачисления их в доход федерального бюджета, с отражением на лицевом счете главного администратора доходов федерального бюджета в соответствии с правовым актом, наделяющим его соответствующими полномочиями (в рассматриваемом случае — МВД России).

Одновременно сообщаем, что в приложении 1 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, зарезервирован код классификации доходов бюджетов: «000 2 02 03999 01 0000 151 Прочие субвенции федеральному бюджету».

Необходимые изменения учтены в проекте приказа Минфина России «О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 N 65н».

Также полагаем необходимым отметить, что субвенции, поступившие из бюджетов субъектов Российской Федерации в федеральный бюджет, в соответствии со статьей 232 Бюджетного кодекса направляются на увеличение расходов федерального бюджета соответственно целям предоставления субвенций, с внесением изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в федеральный закон о бюджете на текущий финансовый год и плановый период.

Одновременно обращаем внимание, что пункт 2.1.4 и раздел 3 типового Соглашения, направленного высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации письмом Правительственной комиссии по профилактике правонарушений от 09.12.2014 N 12/6867, должны быть приведены в соответствие со статьями 47 и 48 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции», согласно которым финансовое обеспечение деятельности полиции является расходным обязательством Российской Федерации и обеспечивается за счет средств федерального бюджета, а материально-техническое обеспечение деятельности полиции осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующий год. В этой связи из Соглашений должны быть исключены позиции, связанные с передачей субъектами Российской Федерации материально-технических средств МВД России, а финансовые средства должны передаваться субъектами Российской Федерации, как говорилось выше (в соответствии со статьей 232 Бюджетного кодекса), в форме субвенций.

Директор Департамента А. Попов

Обзор документа

Региональные органы исполнительной власти вправе передавать часть полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественные порядок и безопасность, МВД России. При этом между органами должно быть заключено соответствующее соглашение. Если соглашение заключено, в бюджете региона должны быть предусмотрены субвенции федеральному бюджету на исполнение переданных полномочий.

Субвенция перечисляется на счет N 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации», открытый территориальному органу Казначейства России, с отражением на лицевом счете МВД России.

Вместе с тем в классификации доходов бюджетов зарезервирован КБК 000 2 02 03999 01 0000 151 «Прочие субвенции федеральному бюджету». Необходимые изменения учтены в проекте приказа Минфина России о поправках в порядок применения бюджетной классификации.

Субвенции, фактически полученные при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете доходов, направляются на увеличение расходов федерального бюджета соответственно целям предоставления указанных средств. При этом корректируется сводная бюджетная роспись, изменения в закон о бюджете не вносятся.

Одновременно Минфин России отмечает, что из вышеназванных соглашений должны быть исключены позиции, связанные с передачей регионами МВД России материально-технических средств. Финансирование должно производиться в форме региональных субвенций.

Полномочия должностных лиц организаций вневедомственной охраны по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию

Приказом Росгвардии от 06.10.2016 № 268 утвержден Перечень должностных лиц войск национальной гвардии Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Должностные лица подразделений вневедомственной охраны вправе составлять следующие протоколы об административных правонарушениях:

1. Ст. 17.10 КоАП РФ «Нарушение порядка официального использования государственных символов Российской Федерации»;

2. Ст. 17.12 КоАП РФ «Незаконное ношение форменной одежды со знаками различия, с символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов».

3. Ст. 18.2 КоАП РФ «Нарушение пограничного режима в пограничной зоне»;

4. Части 1 и 6 ст. 19.3 КоАП РФ «Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации»;

5. Часть 1 ст. 19.4 КоАП РФ «Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль»;

6. Ст. 19.4.1 КоАП РФ «Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля»;

7. Часть 1 ст. 19.5 КоАП РФ «Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль»;

8. Ст. 19.6 КоАП РФ «Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения»;

9. Ст. 19.6.1 КоАП РФ «Несоблюдение должностными лицами органов государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле»;

10. Статья 19.7 КоАП РФ «Непредставление сведений (информации)»;

11. Ст. 19.13 КоАП РФ «Заведомо ложный вызов специализированных служб»;

Читайте так же:  Расторжение договора по взаимному соглашению сторон образец в 2020 году

12. Ст. 19.23 КоАП РФ «Подделка документов, штампов, печатей или бланков, их использование, передача либо сбыт»;

13. Ст. 19.33 КоАП РФ «Невыполнение требований о представлении образцов продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования»;

14. Ст. 20.5 КоАП РФ «Нарушение требований режима чрезвычайного положения»

15. Ст. 20.6 КоАП РФ «Невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;

16. Ст. 20.13 КоАП РФ «Стрельба из оружия в отведенных для этого местах с нарушением установленных правил или в не отведенных для этого местах».

Полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях в 2020 году

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Приказ МВД РФ от 5 мая 2012 г. № 403 “О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию”

В соответствии с частью 2 статьи 27.3, частью 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также пунктом 11 части 1 статьи 12, пунктом 8 части 1 статьи 13, пунктом 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»*(1) — приказываю:

1. Утвердить Перечень должностных лиц системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Должностные лица, перечисленные в Перечне, указанном в пункте 1 настоящего приказа, осуществляют административное задержание в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Считать утратившими силу приказы МВД России от 2 июня 2005 г. № 444*(2), от 15 ноября 2006 г. № 916*(3), от 11 октября 2007 г. № 877*(4), от 16 июня 2008 г. № 516*(5), от 26 января 2010 г. № 37*(6), от 7 июля 2010 г. № 492*(7).

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра, ответственных за деятельность соответствующих подразделений.

Министр
генерал армии
Р. Нургалиев

*(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 7, ст. 900.

*(2) Зарегистрирован в Минюсте России 21 июля 2005 г., регистрационный № 6824.

*(3) Зарегистрирован в Минюсте России 16 января 2007 г., регистрационный № 8743.

*(4) Зарегистрирован в Минюсте России 8 января 2007 г., регистрационный № 10449.

*(5) Зарегистрирован в Минюсте России 1 июля 2008 г., регистрационный № 11912.

*(6) Зарегистрирован в Минюсте России 19 февраля 2010 г., регистрационный № 16463.

*(7) Зарегистрирован в Минюсте России 25 августа 2010 г., регистрационный № 18238.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 июня 2012 г.
Регистрационный № 24709

Приложение
к приказу МВД РФ
от 5 мая 2012 г. № 403

Перечень
должностных лиц системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях*(1)

Видео (кликните для воспроизведения).

Примечание. На сотрудников органов внутренних дел, не являющихся сотрудниками полиции, предоставляемые настоящим Перечнем права распространяются при условии выполнения ими в установленном порядке задач, возложенных законом на полицию, при реализации полномочий соответствующих должностных лиц, указанных в настоящем Перечне*(4).

*(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1; 2006, № 1, ст. 10; 201 I. № 27, ст. 3873.

*(2) Далее — «Кодекс».

*(3) Далее — «оперуполномоченный».

*(4) Порядок привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, не являющихся сотрудниками полиции, а также стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, утвержден приказом МВД России от 15 августа 2011 г. № 942 (зарегистрирован в Минюсте России 27 октября 2011 г., регистрационный № 22158).

Обзор документа

Заново утвержден Перечень должностных лиц системы МВД России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.

Перечень содержит 6 разделов: центральный аппарат; главные управления и управления на транспорте по федеральным округам; министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления по иным регионам; управления, отделы по муниципалитетам, по ЗАТО, на особо важных и режимных объектах, Управление на комплексе «Байконур»; линейные управления, отделы на ж/д, водном и воздушном транспорте; центры спецназначения.

Все должностные лица перечня могут проводить административное задержание.

Аналогичный приказ МВД России от 2 июня 2005 г. признан утратившим силу.

Разъяснения Комитета по отдельным вопросам составления протоколов об административных правонарушениях в сфере благоустройства территорий

По проблемам законодательного регулирования административного законодательства субъектами Российской Федерации в части проблемы отсутствия у сотрудников полиции полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, полагаем необходимым отметить, что согласно положению части 1 статьи 47 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (далее – Федеральный закон № 3-ФЗ) финансовое обеспечение деятельности полиции является расходным обязательством Российской Федерации и обеспечивается за счет средств федерального бюджета.

До начала действия Федерального закона № 3-ФЗ возложение законом субъекта Российской Федерации на сотрудников органов внутренних дел обязанности по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных региональным нормативным правовым актом, согласовалось с положениями Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» (утратившим силу с 1 марта 2011 года в связи с принятием Федерального закона № 3-ФЗ), в соответствии с которыми милиция общественной безопасности подчинялась органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации и финансировалась за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Читайте так же:  Дисциплинарное взыскание в виде увольнения приказ

С 1 января 2012 года финансирование милиции общественной безопасности осуществляется исключительно за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

В данной связи, в соответствии с частью 6 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами, уполномоченными соответствующими субъектами Российской Федерации.

Вместе с тем в ряде законов субъектов Российской Федерации сохранялись положения, предусматривающие, что протоколы об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных данными законами субъектов Российской Федерации, составляются сотрудниками органов внутренних дел. Недопустимость данных положений была неоднократно отмечена судебной практикой, выраженной, в том числе, решениями Верховного Суда Российской Федерации в Определениях от 27 февраля 2013 г. № 46-АПГ13-2, от 14 августа 2013 г. № 78-АПГ13-15, от 13 ноября 2013 г. № 91-АПГ13-2.

Данное обстоятельство связано с тем, что полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и не входит в систему органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации (статья 4 Федерального закона № 3-ФЗ, статья 1 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») и, соответственно, законодатель субъекта Российской Федерации не может наделять должностных лиц органов внутренних дел (полиции) полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 78 Конституции Российской Федерации предусмотрена возможность передачи органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации федеральным органам исполнительной власти осуществления части исключительно своих полномочий.

Исходя из этого Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 247-ФЗ «О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Федеральный закон № 247-ФЗ) часть 6 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях была дополнена нормой, согласно которой протоколы об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) только в случае, если передача этих полномочий предусматривается соглашениями между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий.

Таким образом, сложившаяся в настоящее время система законодательства об административных правонарушениях устанавливает возможность составления должностными лицами органов внутренних дел (полиции) протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, только в случае, если передача этих полномочий предусматривается соглашениями между Министерством внутренних дел Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий.

Аналогичная норма о том, что органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации может быть делегировано осуществление федеральным органам исполнительной власти только части своих полномочий, также содержится в статьях 1 и 26.8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 184-ФЗ). При этом, перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации, в соответствии со статьей 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определяется законом субъекта Российской Федерации.

Таким образом, если принадлежность полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных законом соответствующего субъекта Российской Федерации, должностным лицам органов исполнительной власти данного субъекта Российской Федерации законом субъекта Российской Федерации не определена, передача таких полномочий не может являться предметом соглашения между МВД России и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и, соответственно, делегироваться в системе исполнительной власти в Российской Федерации.

В целях обеспечения соблюдения договаривающимися сторонами принципов разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Минюстом России в соответствии с пунктом 5 Правил заключения и вступления в силу соглашений между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о передаче ими друг другу осуществления части своих полномочий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2008 г. № 924, проводится правовая экспертиза заключенных (подписанных) соглашений.

В качестве примера можно привести информацию Минюста России, в соответствии с которой, по итогам ранее проведенной правовой экспертизы соглашений между МВД России и Кабинетом Министров Республики Татарстан, между МВД России и Правительством Оренбургской области о передаче МВД России части полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях в сфере общественного порядка и общественной безопасности, предусмотренных законами данных субъектов Российской Федерации, были выявлены отступления от названных положений Конституции Российской Федерации и Федерального закона № 184-ФЗ, поскольку указанные полномочия не были закреплены за должностными лицами органов исполнительной власти этих субъектов Российской Федерации.

Выявленные недостатки регионального законодательства стали следствием разъяснительной работы, которую провело МВД России с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации после принятия Федерального закона № 247-ФЗ.

Учитывая изложенное, Республикой Татарстан и Оренбургской областью внесены изменения в свое законодательство об административных правонарушениях, закрепляющие указанные полномочия за должностными лицами органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации (Закон Республики Татарстан от 9 июля 2016 г. № 60-ЗРТ, Закон Оренбургской области от 27 июня 2016 г. № 3989/1080-V-ОЗ). В результате соглашение между МВД России и Правительством Оренбургской области и соглашение между МВД России и Кабинетом Министров Республики Татарстан о передаче МВД России части полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законами указанных субъектов Российской Федерации, утверждены распоряжениями Правительства Российской Федерации.

Читайте так же:  Полотенцесушители на циркуляционном стояке допускается устанавливать в 2020 году

Кроме того, при заключении указанных соглашений необходимо обратить внимание на следующее.

Соглашение должно устанавливать права и обязанности сторон, в том числе контроль за осуществлением передаваемых полномочий, порядок их финансового и материально-технического обеспечения, и заключаться с учетом примерной формы, утвержденной Приказом Минюста России от 10 августа 2016 г. № 182. В разделе (статье) соглашения, регламентирующем материальное и финансовое обеспечение передаваемых полномочий, следует непосредственно указывать, что финансовое обеспечение передаваемых полномочий осуществляется за счет субвенции, предоставляемой федеральному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 138.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В части предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в указанной сфере полагаем возможным:

— сохранение существующей, законодательно закрепленной, системы делегирования осуществления части полномочий путем заключения вышеуказанных соглашений;

— или всестороннюю проработку вопроса о внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части дополнения его положений нормами, устанавливающими административную ответственность по основным составам правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и, соответственно, закрепляющими полномочие по составлению протоколов об указанных административных правонарушениях за должностными лицами органов внутренних дел (полиции).

Кроме того, следует отметить, что проблемы установления и привлечения к административной ответственности в сфере благоустройства, действительно, существуют и находятся на контроле в Комитете по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. Комитет неоднократно обращал внимание на то, что в судебной практике понятие «вопросы, имеющие федеральное значение», по которым административная ответственность может устанавливаться только в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), толкуется в правоприменительной практике очень широко, что фактически лишает регионального законодателя возможностей по установлению ответственности в ряде сфер общественных отношений, в том числе в сфере благоустройства. В связи с этим Комитет высказывался о необходимости внесения изменений в КоАП РФ в части расширения возможностей субъектов Российской Федерации по установлению административной ответственности за нарушения установленных норм и правил, если такая ответственность не установлена на федеральном уровне.

Кроме того, обращаем внимание, что в настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе находится законопроект № 155717-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации, направленный на уточнение полномочий в сфере благоустройства территории муниципальных образований, а также на решение вопроса, затронутого в рассматриваемом решении совместного заседания. Ответственным в работе над указанным законопроектом является Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.

Должностные лица Минюста России наделены полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях

1 сентября 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 26.07.2019 № 223-ФЗ «О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

В соответствии с внесенными изменениями должностные лица Министерства юстиции Российской Федерации уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных следующими статьями:

  • частью 1 статьи 19.4 КоАП РФ, — неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), государственный финансовый контроль, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль;
  • частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, — невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства;
  • статьей 19.7 КоАП РФ, — непредставление сведений (информации).

Должностных лиц, составляющих протоколы о правонарушениях, может стать больше

Что случилось?

На рассмотрение Государственной думы внесен законопроект, который позволит уточнить перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. Представители Заксобрания Челябинской области предлагают прописать в ч. 2 ст. 1.3.1 КоАП РФ, что власти субъектов РФ имеют право наделять полномочиями по оформлению протоколов об административных правонарушениях не только должностных лиц органов местного самоуправления, но и должностных лиц муниципальных организаций.

Зачем это нужно?

Авторы инициативы объясняют, что из-за большого количества правонарушений органы местного самоуправления сталкиваются с необходимостью постоянного увеличения штата должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об их совершении. К примеру, в Челябинском городском округе нарушения в сфере благоустройства фиксируют 7 специалистов муниципального казенного учреждения. За год они оформляют 6-7 тысяч правонарушений и оформляют соответствующие акты о нарушениях. По данным актам затем работает 5 муниципальных служащих органов местного самоуправления: они составляют протоколы об административных правонарушениях. Поскольку сотрудники муниципальных казенных учреждений не обладают правом составлять протоколы, то фактически факт нарушения фиксируется дважды: и в акте, и в протоколе об административном правонарушении.

Учитывая, что количество нарушений растет, органам местного самоуправления не хватает должностных лиц, которые могут инициировать разбирательства по ним. В итоге необходимо увеличивать штат и тратить дополнительные средства. Если полномочия по составлению протоколов предоставить и должностным лицам муниципальных учреждений, ситуация изменится, уверены депутаты Законодательного Собрания Челябинской области. Они также знают, что аналогичная ситуация наблюдается и в других регионах, поэтому настаивают на скорейшем принятии поправок.

Что делать?

Законопроект сейчас рассматривает Комитет по госстроительству и законодательству. Депутаты пока не комментируют свое отношение к инициативе.

Читайте так же:  Проверить задолженность по коммунальным платежам по адресу в 2020 году

Местным властям предложили разрешить составлять протоколы за нарушения при ремонте домов

Фото: ПГ/Юрий Инякин

Органам местного самоуправления предложили дать полномочия по составлению административных протоколов за нарушение правил пользования жилыми помещениями и правил ремонта жилых домов. Соответствующий законопроект размещён в электронной базе документов Госдумы.

Автором инициативы выступило Законодательное собрание Иркутской области. Изменения предлагается внести в ст. 28.3 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП).

Согласно законодательству, в случаях, предусмотренных законами субъектов, должностные лица органов местного самоуправления могут составлять протоколы о нарушениях КоАП. Таким образом, в нескольких регионах определены должностные лица, которые могут составлять протоколы за нарушение статей 7.21—7.23 («Нарушение правил пользования жилыми помещениями»; «Нарушение правил содержания и ремонта жилых домов»; «Нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами»).

В то же время в КоАП был дополнен статьёй, которая определяет, за какие нарушения могут составлять протоколы должностные лица местных властей. Статей 7.21—7.23 КоАП там нет. Судебная практика также соответствует этой норме, отмечают авторы проекта.


«Соответственно, законы субъектов Российской Федерации, предусматривающие полномочия должностных лиц органов местного самоуправления по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.21—7.23 КоАП РФ, противоречат федеральному законодательству», — говорится в пояснении.

Законопроект нацелен на восполнение пробела в КоАП и позволит органам МСУ в полной мере реализовать на практике нормы административного кодекса.

«В связи с этим проектом федерального закона предлагается наделить органы местного самоуправления полномочиями по составлению протоколов по статьям 7.21—7.23 КоАП РФ, дополнив соответствующим образом часть 7 статьи 28.3 КоАП РФ», — говорится в документе.

Прокуратура Московской области

Частью 2 статьи 1.3.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) закреплено, что законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъекта Российской Федерации с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Данные полномочия перечислены в пунктах 4-6 части 1 статьи 1.3.1 КоАП РФ. К ним относятся:
— создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;
— создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации;
— определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

В случае наделения органа местного самоуправления указанными полномочиями его должностные лица вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъекта Российской Федерации.

Помимо этого, согласно ч.3 ст. 1.3.1 КоАП РФ в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, должностные лица органов местного самоуправления вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации, при осуществлении органами местного самоуправления полномочий по контролю (надзору), делегированных Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, а также при осуществлении муниципального контроля.

В Московской области принят ряд законов, делегирующих органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также членам комиссий по делам несовершеннолетних городов и районов, муниципальных избирательных комиссий и комиссий муниципального референдума полномочия по составлению протоколов о привлечении лиц к административной ответственности.

Так, пп.2 п.1 ст.6 Закона Московской области от 26.12.2008 № 250/2008-ОЗ «Об органах и должностных лицах, уполномоченных рассматривать дела и составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.14, 15.15 и 15.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершенных в отношении средств бюджета Московской области, бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области и бюджетов муниципальных образований Московской области» предусмотрено право составления протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных указанными статьями КоАП РФ, руководителями органов, исполняющих бюджеты муниципальных образований Московской области и их заместителями в соответствии с их полномочиями, при совершении правонарушений в отношении средств бюджетов муниципальных образований Московской области.

Согласно ст.23.1 КоАП РФ и ст.5 Закона Московской области от 26.12.2008 № 250/2008-ОЗ дела об административных правонарушениях по вышеназванным статьям рассматривают мировые судьи (соответственно при их совершении в отношении средств бюджетов муниципальных образований Московской области).

Кроме того, в соответствии с п.17 ст.19 Закона Московской области от 11.07.2006 № 101/2006-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области» члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, уполномоченные на то соответствующими избирательными комиссиями, составляют протоколы об административных правонарушениях в соответствии с КоАП РФ (указанное право также предусмотрено п.1 ч.5 ст.28.3 КоАП РФ).

Аналогичное право предусмотрено п.12.1 ст.22 Закона Московской области от 19.11.2003 № 148/2003-ОЗ «О местном референдуме в Московской области» в отношении членов комиссий референдума с правом решающего голоса, уполномоченных на то соответствующими комиссиями.

Правонарушения, за совершение которых вышеперечисленные должностные лица вправе составлять протоколы в отношении нарушителей, перечислены в главе 5 КоАП РФ.

Согласно ст.23.1 КоАП РФ протоколы, составленные названными лицами, рассматривают федеральные судьи городских (районных) судов.

Также ст. 12 Закона Московской области от 30.12.2005 № 273/2005-ОЗ «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Московской области» закреплено, что члены комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав городов и районов Московской области вправе составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с КоАП РФ. Согласно п. 2 ч.5 ст.28.3 КоАП РФ члены комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав составляют протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.35 — 5.37, 6.10 КоАП РФ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Полномочиями по рассмотрению указанных протоколов в соответствии с п.14 ст.11 данного закона наделены сами же комиссии.

Полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here