Получение использование разглашение информации составляющей коммерческую тайну

Самая важная информация по теме: "Получение использование разглашение информации составляющей коммерческую тайну" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

На предприятии разработано положение о защите коммерческой тайны, а также перечень информации, составляющей коммерческую тайну. Обязано ли предприятие в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» провести также и оценку этих сведений? Есть ли в этом какой-то смысл, если у предприятия нет секретов производства (ноу-хау)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Проведение в отношении информации, составляющей коммерческую тайну, оценки стоимости допускается законодательством, но не является обязательным. Результаты такой оценки могут оказаться полезны при привлечении нарушителей к гражданско-правовой ответственности за разглашение соответствующей информации. Отметим также, что коммерческую тайну могут составлять не только секреты производства, но и, например, информация об используемом оборудовании, о методах управления, планах и стратегии компании, клиентах и др.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сулейманов Марат

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————
*(1) Смотрите, например, Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2012 по делу N А57-11021/2011.
*(2) Под разглашением информации, составляющей коммерческую тайну, понимаются действие или бездействие лица, в результате которых такая информация в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору (п. 9 ст. 3 Закона N 98-ФЗ).
*(3) Под убытками в п. 2 ст. 15 ГК РФ понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Источник: http://www.garant.ru/consult/civil_law/1280937/

Коммерческая тайна.

Коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, который позволяет ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров (работ, услуг) либо получить иную коммерческую выгоду.

Информация, которая составляет коммерческую тайну — любые сведения (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющие действительную либо потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Обладатель информации, которая составляет коммерческую тайну — лицо, владеющее информацией, которая составляет коммерческую тайну на законном основании, ограничило доступ к этой информации и установило в отношении ее режим коммерческой тайны.

Разглашение информации, которая составляет коммерческую тайну — действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая коммерческую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, другой, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации или вопреки трудовому либо гражданско-правовому договору.

Коммерческая тайна: отнесение данных к ней, способы получения

С учетом положений Федерального закона от 29 июля 2004 года N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, а также на определение перечня и состава такой информации принадлежит ее обладателю.

Информация, составляющая коммерческую тайну, которая получена от ее обладателя на основании договора либо на ином законном основании, считается полученной законным способом.

В соответствии с частью 4 статьи 4 ФЗ «О коммерческой тайне» информация, составляющая коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, считается полученной незаконно, если:

— ее получение осуществлялось с умышленным преодолением принятых обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер по охране конфиденциальности такой информации;

— если получающее эту информацию лицо знало либо имело достаточные основания полагать, что эта информация – коммерческая тайна ее обладателя другого лица, и что осуществляющее передачу этой информации лицо не имеет законного основания на ее передачу.

Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну

Режим коммерческой тайны не может быть установлен в отношении следующих сведений:

1. содержащихся в учредительных документах юридического лица, а также в документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

2. содержащихся в документах, которые дают право на осуществление предпринимательской деятельности;

3. о составе имущества государственного либо муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

4. о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

5. о численности и составе работников, о системе оплаты труда и об условиях труда (в том числе об охране труда), о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, а также о наличии свободных рабочих мест;

6. о задолженности работодателей по выплате зарплаты, а также по другим социальным выплатам;

7. о нарушениях российского законодательства и фактах привлечения к ответственности за совершение таких нарушений;

8. об условиях конкурсов либо аукционов по приватизации объектов государственной, а также муниципальной собственности;

9. о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, а также об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческих организаций;

10. о перечне лиц, которые имеют право действовать без доверенности от имени юридического лица;

11. обязательность раскрытия которых либо недопустимость ограничения доступа к которым установлена другими федеральными законами помимо ФЗ «О коммерческой тайне».

Коммерческая тайна и предоставление сведений

Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию органа государственной власти, другого государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет ее указанным государственным органам на безвозмездной основе.

Мотивированное требование должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать указание цели, правового основания затребования и срок предоставления таких сведений, если иное не предусмотрено действующим законодательством.

Читайте так же:  Алименты в период брака

В случае отказа обладателя указанных сведений предоставить их мотивированно требующему государственному органу (органу местного самоуправления) данные органы вправе затребовать такие сведения в судебном порядке.

Обладатель таких данных, а также государственные органы (органы местного самоуправления), получившие их на основании мотивированного требования, обязаны предоставить эти данные по запросу судов, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся в их производстве, в порядке и на основаниях, предусмотренных российским законодательством.

На документах, которые предоставляются указанным в настоящем разделе органам и содержат данные, являющиеся коммерческой тайной, должен быть нанесен гриф «Коммерческая тайна», указан обладатель таких данных.

При этом обладателям юридическим лицам необходимо указывать полное наименование и место нахождения, обладателям индивидуальным предпринимателям — фамилию, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства.

В свою очередь органами, указанными в настоящем разделе, должна быть обеспечена охрана конфиденциальности данных, предоставленных им обладателями таких данных.

Коммерческая тайна и права ее обладателя

Права обладателя сведений, которые являются коммерческой тайной, возникают с момента установления им в отношении таких сведений режима «Коммерческая тайна».

Обладатель вышеуказанных сведений имеет право:

— устанавливать, изменять, отменять в письменной форме режим коммерческой тайны в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2004 года N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» и гражданско-правовым договором;

— использовать сведения, составляющие коммерческую тайну, для собственных нужд в порядке, не противоречащем российскому законодательству;

— разрешать или запрещать доступ к сведениям, которые являются коммерческой тайной, определять порядок и условия доступа к ним;

— требовать от юридических и физических лиц, получивших доступ к сведениям, являющимся коммерческой тайной, органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, которым предоставлены такие сведения, соблюдения обязанностей по охране их конфиденциальности;

— требовать от лиц, которые получили доступ к сведениям, являющимся коммерческой тайной, в результате действий, совершенных случайно либо по ошибке, охраны конфиденциальности таких сведений;

— защищать в порядке, установленном законодательством, свои права в случае разглашения, незаконного получения либо незаконного использования третьими лицами сведений, в отношении которых обладателем установлен режим «Коммерческая тайна», в том числе требовать возмещения убытков, причиненных в связи с нарушением его прав.

КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА И ЕЕ ОХРАНА

На основании части 1 статьи 10 ФЗ «О коммерческой тайне» меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые ее обладателем, должны включать в себя следующее:

1. определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;

2. ограничение доступа к такой информации посредством установления порядка обращения с ней, а также контроля за соблюдением такого порядка;

3. учет лиц, которые получили доступ к сведениям, являющимся коммерческой тайной, и (или) лиц, которым такие сведения были предоставлены или переданы;

4. регулирование отношений по использованию такой информации работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;

5. нанесение на материальные носители, которые содержат информацию, составляющую коммерческую тайну, либо включение в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя такой информации.

При этом обладателям юридическим лицам необходимо указывать полное наименование и место нахождения, обладателям индивидуальным предпринимателям — фамилию, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства.

Важно знать: режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем информации, которая составляет коммерческую тайну, мер, указанных в пунктах 1-5 настоящего раздела.

Помимо мер, указанных в пунктах 1-5 настоящего раздела, обладатель информации, которая является коммерческой тайной, также вправе применять при необходимости средства и методы технической защиты конфиденциальности такой информации, другие не противоречащие российскому законодательству меры.

Охрана конфиденциальности информации, которая является коммерческой тайной, признается разумно достаточной, если:

  • исключается доступ к такой информации любых лиц без согласия ее обладателя;
  • обеспечивается возможность ее использования работниками, а также ее передачи контрагентам без нарушения режима коммерческой тайны.

Режим коммерческой тайны не может быть использован в целях, которые противоречат требованиям защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов третьих лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Коммерческая тайна и ее охрана в рамках трудовых отношений

Коммерческая тайна подлежит охране в рамках трудовых отношений. Для этого действующим законодательством предусмотрен ряд обязанностей, возложенных на работодателя и работника.

а) ознакомить под расписку работника, доступ которого к данным, являющимся коммерческой тайной работодателя (его контрагентов), необходим для исполнения им своих трудовых обязанностей с перечнем таких данных;

б) ознакомить под расписку работника с установленным работодателем режимом коммерческой тайны и с предусмотренными мерами ответственности за его нарушение;

в) создать работнику необходимые условия для соблюдения им установленного работодателем режима «Коммерческая тайна».

Доступ работника к коммерческой тайне осуществляется с его согласия, если это не предусмотрено его трудовыми обязанностями.

а) выполнять установленный работодателем режим коммерческой тайны;

б) не разглашать такие данные, обладателями которых являются работодатель и его контрагенты, а также без их согласия не использовать эти данные в личных целях в течение всего срока действия вышеуказанного режима (в том числе после прекращения действия трудового договора);

в) возместить причиненные работодателю убытки, если работник виновен в разглашении конфиденциальных данных, ставших ему известными в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

г) передать работодателю при прекращении или расторжении трудового договора материальные носители, содержащие конфиденциальные данные, имеющиеся в пользовании работника.

Работодатель вправе потребовать возмещения убытков, которые причинены ему разглашением конфиденциальных данных от лица, получившего доступ к таким данным в связи с исполнением трудовых обязанностей, но прекратившим трудовые отношения с работодателем, если конфиденциальная информация разглашена в течение срока действия режима коммерческой тайны.

Причиненные работником либо прекратившим трудовые отношения с работодателем лицом убытки не возмещаются, если коммерческая тайна разглашена вследствие несоблюдения работодателем мер по обеспечению ее режима, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

Работник имеет право обжаловать в судебном порядке незаконное установление режима коммерческой тайны в отношении данных, к которым он получил доступ в связи с исполнением трудовых обязанностей.

Обратите внимание: по мере выхода и вступления в силу изменений законодательства Российской Федерации часть информации, приведенной на этой странице, может оказаться устаревшей и не подлежащей применению.

Получить консультацию и заказать необходимую услугу Вы можете у юристов нашей компании по телефонам в Москве: +7 (495) 795-85-39, +7 (903) 713-67-52.

Источник: http://www.ustena.ru/poleznaya-informatsiya/kommercheskaya-taina/

Статья 183. Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну

1. Собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом —

Читайте так же:  Оплата труда при сокращении работника

наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, —

наказываются штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Видео (кликните для воспроизведения).

3. Те же деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности, —

наказываются штрафом в размере до одного миллиона пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

4. Деяния, предусмотренные частями второй или третьей настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.

Комментарий к Ст. 183 УК РФ

1. Понятие коммерческой тайны, а также перечень сведений, которые не могут ее составлять, дается в нескольких нормативных актах, в том числе в ст. 139 ГК, ст. ст. 3, 5 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (в ред. от 11.07.2011) . Понятие налоговой тайны, а также перечень сведений, которые не могут ее составлять, содержится в ст. 102 НК РФ. Определение банковской тайны приведено в ст. 857 ГК и ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 03.12.2012) , здесь же установлен порядок предоставления отнесенных к ней сведений.
———————————
СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3283; 2006. N 6. Ст. 636; N 52 (ч. 1). Ст. 5497; 2007. N 31. Ст. 4011; N 29. Ст. 4291.

Ведомости РСФСР. 1990. N 27. Ст. 357; Ведомости РФ. 1992. N 34. Ст. 1966; СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492; 1998. N 31. Ст. 3829; 1999. N 28. Ст. 3459, 3469, 3470; 2001. N 26. Ст. 2586; N 33 (ч. 1). Ст. 3424; 2002. N 42. Ст. 1093; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 50. Ст. 4855; N 52 (ч. 1). Ст. 5033, 5037; 2004. N 27. Ст. 2711; N 31. Ст. 3233; N 45. Ст. 4377; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 18, 45; N 30 (ч. 1). Ст. 3117; 2006. N 6. Ст. 636; N 19. Ст. 2061; N 31 (ч. 1). Ст. 3439; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 9; N 22. Ст. 2563; N 31. Ст. 4011; N 41. Ст. 4845; N 45. Ст. 5425; N 50. Ст. 6238; 2008. N 10. (ч. 1). Ст. 895; N 15. Ст. 1447; N 44. Ст. 4981; 2009. N 1. Ст. 23; N 9. Ст. 1043; N 18 (ч. 1). Ст. 2153; N 23. Ст. 2776; N 30. Ст. 3739; N 48. Ст. 5731; N 52 (ч. 1). Ст. 6428; 2010. N 8. Ст. 775; N 27. Ст. 3432; N 30. Ст. 4012; N 31. Ст. 4193; N 47. Ст. 6028; 2011. N 7. Ст. 905; N 27. Ст. 3873, 3880; N 29. Ст. 4291; N 48. Ст. 6730; N 49 (ч. 5). Ст. 7069; N 50. Ст. 7351; 2012. N 27. Ст. 3588; N 31. Ст. 4333; РГ. 2012. N 283.

2. Собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, признается преступным лишь в том случае, если оно осуществляется незаконным путем, в том числе путем похищения документов и иных носителей информации, подкупа или угроз в отношении лиц, которым известна тайна или которые могут оказать содействие в ее сборе. Можно сказать и так: объективная сторона преступления состоит в совершении любых незаконных действий, если их целью является получение названной в комментируемой статье информации.

3. Собирание означает не результат действий, а собственно процесс получения информации незаконным путем. Следовательно, посягатель, возможно, не сумеет достичь своей цели, скажем, похитит документ, получит фактическую возможность ознакомиться с ним или распорядиться им (и без ознакомления), но сделать этого: прочитать, передать другому лицу, заказавшему похищение и т.п. — не успеет (ввиду того, что его, допустим, задержат), однако деяние будет считаться оконченным уже с момента совершения указанных действий.

Однако если похищение совершается в форме действий, соответствующих понятию разбоя (за исключением, конечно, предмета преступления, на изъятие которого направлено согласно статье 162 УК РФ нападение), то деяние, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи, будет окончено уже с момента нападения, пусть фактически документ, содержащий соответствующие сведения, в обладание посягателя не поступит.

4. Подкуп лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, либо должностных лиц в целях получения сведений, содержащих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, следует дополнительно квалифицировать, соответственно, по ст. ст. 204 или 291 УК.

5. Угрожать можно причинением насилия, уничтожением имущества, распространением сведений (как соответствующих, так и не соответствующих действительности), позорящих потерпевшего или его близких, иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких. С учетом одинаковых максимальных санкций за соответствующие преступления угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью в рассматриваемом случае охватывается комментируемой статьей и дополнительной квалификации по ст. 119 УК РФ не требует, если данная угроза не высказывалась одновременно и по мотивам, предусмотренным ч. 2 ст. 119 УК.

6. Перечень иных незаконных действий, входящих в объективную сторону преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, весьма широк. К нему относят получение информации, сопровождающееся нарушением тайны переписки и т.д., неправомерный доступ к компьютерной информации, ознакомление с информацией, не сопровождающееся изъятием содержащей ее материальных и электронных носителей, и др. В соответствующих случаях содеянное должно квалифицироваться по совокупности с иными статьями УК, в частности, ст. ст. 272, 238 УК, поскольку ст. 183 УК не защищает отношения по поводу материальных объектов, охраняемых названными нормами уголовного закона.

7. Применение при совершении преступления насилия требует дополнительной квалификации по соответствующим статьям об ответственности за преступления против личности в случаях, когда этими статьями установлено более строгое наказание (судя по максимуму санкции), нежели за преступление, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи. Следовательно, причинение в процессе собирания сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, легкого вреда здоровью либо побоев квалифицируется только по ч. 1 комментируемой статьи.

Читайте так же:  Стандарты профессиональной деятельности медицинской сестры в 2020 году

8. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, — прямой умысел.

9. Субъект преступления — специальный, им может быть исключительно лицо, не только отвечающее критериям, установленным в ст. 19 УК, но и не имеющее в силу своих служебных обязанностей доступа к информации и потому вынужденное незаконно добиваться этого доступа.

10. Понятие незаконного разглашения сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, содержится в ст. 3 Федерального закона «О коммерческой тайне», ст. 102 НК.

11. Незаконно использовать сведения, составляющие коммерческую, налоговую или банковскую тайну, можно как лично, так и путем передачи ее другим лицам. При личном незаконном использовании такой информации лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, такое лицо может получить какую-либо выгоду (скажем, при покупке акций, о скором повышении цены которых ему известно благодаря выполняемой работе) либо употребить информацию в ином смысле, например, для компрометации работодателя, в целях причинения ущерба иным лицам и т.д.

12. Поскольку УК охраняет только законные интересы, сотрудники организации, обладающие доступом к конфиденциальным сведениям, обязаны раскрывать их и без получения согласия руководителя в случаях, если получающее эти сведения лицо имело на это право. Например, сообщение работником банка следователю, действующему в соответствии с требованиями УПК и ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», сведений об операциях по счету юридического лица нельзя считать разглашением сведений, составляющих банковскую тайну, даже если против предоставления сведений возражало руководство банка и владелец счета.

13. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, — прямой умысел.

14. Субъект данного преступления — специальный, его признаки определены в ч. 2 ст. 183 УК.

15. Размер крупного ущерба согласно примеч. к ст. 169 УК должен превышать 1 млн. 500 тыс. руб.

16. О понятии корыстной заинтересованности см. коммент. к ст. 285.

17. К тяжким последствиям может быть отнесено банкротство организации и вызванные этим серьезные социальные последствия: голод, безработица, разрушение системы жилищно-коммунального хозяйства и пр. Исходя из ст. 27 УК указанные последствия могут быть причинены не только умышленно, но и по неосторожности.

Источник: http://stykrf.ru/183

Незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну

2.4 Незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну

Незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, представляет собой действие хозяйствующего субъекта (группы лиц), направленное на лишение конкурента возможности, обретенной им за счет преднамеренно скрываемых сведений, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Одним из ключевых терминов, используемых при конструировании анализируемого акта недобросовестной конкуренции, является термин «информация, составляющая коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну». Легальное понятие информации закреплено в настоящее время в подп. 1 ст. 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации».

Согласно указанному подпункту информация — это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Из приведенного определения следует ряд признаков, характеризующих легальную формулу информации.

Первым признаком следует назвать содержательность.

Вторым признаком будет являться независимость формы представления сведений.

Под коммерческой тайной согласно подп. 1 ст. 3 Федерального закона «О коммерческой тайне» понимается режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. В содержательном плане к сведениям, которые могут находиться в режиме коммерческой тайны, законодатель относит сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др.), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Мера свободы получения сведений, находящихся в режиме коммерческой тайны, определяется законодателем через понятие доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, под которым понимается ознакомление определенных лиц с информацией, составляющей коммерческую тайну, с согласия ее обладателя или на ином законном основании при условии сохранения конфиденциальности этой информации.

Следует различать санкционированный и несанкционированный доступ к сведениям, находящимся в режиме коммерческой тайны.

Санкционированный доступ характеризуется законными основаниями получения закрытых сведений, например, путем знакомства с ними в силу прямых служебных обязанностей.

Данный вид доступа не порочит конфиденциальности сведений.

Несанкционированный доступ характеризуется противоправными действиями по сбору сведений, находящихся в тайне, например путем хищения документов, содержащих ноу-хау.

Одним из видов несанкционированного доступа к сведениям закрытого характера является так называемый промышленный шпионаж, осуществляемый в том числе с использованием специальных технических средств, предназначенных для перехвата охраняемой информации, передаваемой по незащищенным или недостаточно защищенным каналам связи. Информация, находящаяся в открытом доступе, например размещенная на сайтах в сети Интернет, не может рассматриваться в качестве конфиденциальной.

Понятие служебной тайны определено в п. 3 Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера».

Согласно указанному пункту служебной тайной являются служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК РФ и федеральными законами.

В отличие от режима коммерческой тайны, который может быть введен любым обладателем сведений, подлежащих закрытию, режим служебной тайны вводится органами государственной власти, хотя сведения служебного характера могут формироваться и циркулировать не только в органах государственной власти, но и в любых иных, в том числе коммерческих, организациях.

Действующим законодательством не установлен исчерпывающий состав сведений, требующих их закрытия в режиме служебной тайны. Перечень сведений, которые не могут быть отнесены к разряду служебной информации ограниченного распространения, определен в Положении о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 3.11.1994 г. N 1233.

Очевидно, что отношение к рассматриваемому нами акту недобросовестной конкуренции более всего будут иметь такие разновидности тайны, как банковская тайна (ст. 857 ГК РФ, ст. 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности», налоговая тайна (ст. 102 НК РФ), аудиторская тайна (ст. 8 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»), тайна страхования (ст. 946 ГК РФ).

Читайте так же:  Пособие по уходу за ребенком алименты

В качестве действий, рассматриваемых по смыслу подп. 5 п. 1 ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции» как акт недобросовестной конкуренции, законодатель называет незаконное получение, использование и разглашение конфиденциальной информации.

Право на доступ к информации в его публичном значении раскрывается в ст. 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации».

Источник: http://www.kazedu.kz/referat/147113/4

Статья 183. Уголовного кодекса РФ. Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну

1. Собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом:

  • наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе:

  • наказываются штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Те же деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности:

  • наказываются штрафом в размере до одного миллиона пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

4. Деяния, предусмотренные частями второй или третьей настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия:

  • наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.

Комментарии к ст. 183 УК РФ

1. В комментируемой статье предусмотрена ответственность за совершение двух разных преступлений:

  • незаконное собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ч. 1);
  • незаконные разглашение или использование сведений, составляющих такую тайну (ч. 2).

Помимо общности основного непосредственного объекта у этих преступлений (отношения добросовестной конкуренции) их объединяет и общность предмета посягательств — сведения, составляющие коммерческую, налоговую или банковскую тайну.

2. Понятие информации, составляющей коммерческую тайну, определено в Федеральном законе от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» как «сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны» (п. 2 ст. 3).

В ст. 1465 ГК РФ отождествляются понятия секрета производства и информации, составляющей коммерческую тайну. Обладателю секрета производства принадлежит исключительное право на его использование до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность сведений, составляющих его содержание (ст. 1466 ГК РФ). Гражданин, которому в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя стал известен секрет производства, обязан сохранять конфиденциальность полученных сведений до прекращения действия исключительного права на секрет производства (ст. 1470 ГК РФ).

Состав и объем сведений, составляющих коммерческую тайну, порядок ее защиты определяются самим предпринимателем. Прежде всего, коммерческая тайна охраняется в области внедрения достижений научно-технического прогресса. Коммерческой тайной могут являться и другие секреты хозяйствующих субъектов, как то: сведения о производстве, планах развития предприятия, финансах, состоянии рынка, партнерах, переговорах, контрактах и др. Вместе с тем в ст. 5 Федерального закона «О коммерческой тайне» определен перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. Кроме того, в других федеральных законах может быть указано на недопустимость ограничения доступа к тем или иным сведениям. Согласно ст. 32 Федерального закона от 12.01.96 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» не могут быть предметом коммерческой тайны размеры и структура дохода такой организации, сведения о ее расходах и др. Чрезвычайно важными являются положения ст. 30 Федерального закона от 22.04.96 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», где сформулированы требования об обязательном раскрытии определенной информации на рынке ценных бумаг.

3. Основные положения о составе сведений, составляющих банковскую тайну, и о режиме этой тайны изложены в ст. 857 ГК РФ и в ст. 26 Федерального закона от 02.12.90 N 395-1 «О банках и банковской деятельности». Так, ст. 857 ГК РФ устанавливает, что банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основании и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных законом.

Эти положения конкретизируются в ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», где указано, что кредитная организация, Центральный банк РФ, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все иные сведения, которые обязаны хранить в тайне служащие кредитных организаций, относятся уже не к банковской, а к коммерческой тайне кредитной организации.

Банк России не вправе разглашать сведения о счетах, вкладах, а также сведения о конкретных сделках и об операциях из отчетов кредитных организаций, полученных ими в результате исполнения лицензионных, надзорных и контрольных функций. Аудиторские организации не вправе раскрывать третьим лицам сведения об операциях, счетах и вкладах кредитных организаций, их клиентов и корреспондентов, полученные в ходе проводимых ими проверок. Органы Федеральной службы по финансовому мониторингу, являющейся уполномоченным органом, осуществляющим меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, также не вправе раскрывать третьим лицам информацию, полученную от кредитных организаций в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.

Читайте так же:  Запретить коллекторские агентства

4. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике (организациях и физических лицах), за исключением сведений:

  • разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его разрешения;
  • об идентификационном номере налогоплательщика;
  • о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
  • предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам) (см. ст. 102 НК РФ). Налоговая тайна не подлежит разглашению, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

5. В части 1 ст. 183 предусмотрена ответственность за собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, равно иным незаконным способом. Хотя в законе назван лишь один конкретный предмет — документы, сведения, составляющие коммерческую тайну, могут быть материализованы в других предметах: чертеж, модель, дискеты, промышленный образец, формула изобретения, технологии, включая ноу-хау, физические поля, в которых информация находит отображение в виде символов, сигналов, технических решений и процессов, и др.

6. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 183, может быть выражена различными действиями, объединяемыми понятием «собирание». Оно охватывает похищение документов и других материальных носителей коммерческой (банковской, налоговой) тайны, завладение (или попытка завладения) ею путем подкупа, различных угроз и шантажа в отношении лиц, владеющих коммерческой (банковской, налоговой) тайной, или их близких, перехват информации в средствах связи, незаконное ознакомление с документацией или ее копирование иными способами, использование подслушивающих приборов и иных специальных технических средств, проникновение в компьютерную систему и другие незаконные способы.

Если способом собирания сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, был подкуп лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, или должностных лиц, ответственность наступает не только по ч. 1 ст. 183, но и по ч. 1 или ч. 2 ст. 204 или ст. 291 УК.

Состав преступления формальный: наказуемы сами действия по собиранию сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, независимо от наступления каких-либо последствий этих действий.

7. Преступление совершается с прямым умыслом. Мотивы преступления различны: корысть, зависть и месть, связанные с желанием причинить вред владельцу тайны, и др.

8. Субъектом преступления может быть любое лицо, достигшее возраста 16 лет, которое не являлось владельцем коммерческой (банковской, налоговой) тайны и не было к ней допущено по профессиональной или служебной деятельности.

9. Часть 2 ст. 183 регламентирует ответственность за незаконное разглашение или использование коммерческой, налоговой или банковской тайны без согласия ее владельца, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе. Это могут быть рядовые работники и руководители организаций, должностные лица и служащие органов прокуратуры, следствия и дознания, налоговых органов, арбитражного суда, нотариата, органов валютного контроля, антимонопольных органов, аудиторских организаций, Федеральной службы по финансовому мониторингу и др.

10. Способы разглашения или использования коммерческой (банковской, налоговой) тайны различны, но во всех случаях лицо, совершающее эти действия, знает, что разглашаемые или используемые им сведения являются тайной.

Разглашение — это действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации (п. 9 ст. 3 Федерального закона «О коммерческой тайне»). Принято считать, что разглашение имело место, когда такая информация без согласия владельца стала известной хотя бы одному постороннему лицу, т.е. тому, кто не имел права на ознакомление с этими сведениями.

Незаконное использование сведений, являющихся чужой коммерческой, налоговой или банковской тайной, будет иметь место, в частности, при применении этих сведений в экономической (предпринимательской) деятельности без разрешения владельца лицом, которому эта тайна стала известна в связи с профессиональной или служебной деятельностью. Незаконное использование может выразиться и в совершении с такой информацией любых сделок.

Состав преступлений, предусмотренный ч. 2 ст. 183, сконструирован по типу формального, для признания преступления оконченным не требуется наступления каких-либо последствий. В данной норме отсутствует и указание на корыстную или иную личную заинтересованность как на обязательные мотивы преступления.

11. Квалифицирующие признаки, содержащиеся в ч. 3 ст. 183 (крупный ущерб и корыстная заинтересованность), относятся только к незаконному разглашению или незаконному использованию сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе.

Причинение крупного ущерба должно находиться в причинной связи с незаконным разглашением или использованием чужой коммерческой, налоговой или банковской тайны. Это могут быть большие материальные убытки, понесенные хозяйствующим субъектом в конкурентной борьбе, вызванные спадом производства, необходимостью его переориентации, уменьшением клиентуры, потерей рынков сбыта продукции и т.д.

Крупный ущерб определяется суммой, превышающей 1,5 млн. руб. (примечание к ст. 169 УК).

Виновное лицо, разглашая или используя чужую коммерческую, налоговую или банковскую тайну, понимает, что это повлечет или может повлечь причинение крупного ущерба владельцу тайны, желает этого или сознательно допускает либо безразлично относится к такому последствию. Конструкция уголовного закона не исключает возможности причинения крупного ущерба как последствия данного деяния и по неосторожности. Последнее замечание равным образом относится и к случаям причинения тяжких последствий (ч. 4 ст. 183).

Корыстная заинтересованность связана со стремлением виновного получить в результате совершаемых им действий материальную выгоду для себя или для близких ему лиц.

12. Тяжкие последствия незаконного разглашения или незаконного использования сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, понимаются более широко, чем причинение материальных убытков, хотя, конечно, сверхкрупные убытки могут быть квалифицированы как тяжкое последствие. Это может быть банкротство и ликвидация организации, банкротство индивидуального предпринимателя, самоубийство потерпевшего и др., если эти последствия находятся в причинной связи с незаконными разглашением или использованием соответствующих сведений.

Если у Вас остались вопросы, то обратитесь за консультацией к нашим юристам.

Для того, чтобы понять как действовать в вашем случае, пожалуйста заполните форму обратной связи. Кратко опишите Вашу ситуацию укажите Ваше Имя город и номер телефона отправьте заявку и получите консультацию нашего юриста в течении 10 минут.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://consultant-mos.ru/kodeksy-rf/uk/statya-183-uk-rf.html

Получение использование разглашение информации составляющей коммерческую тайну
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here