Порядок формирования бухгалтерской финансовой отчетности в 2020 году

Самая важная информация по теме: "Порядок формирования бухгалтерской финансовой отчетности в 2020 году" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

С 2020 года бухотчетность станет преимущественно электронной

AndreyPopov / Depositphotos.com

Госдумой принят пакет законопроектов, упрощающих с 2020 года порядок представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в госорганы.

По общему правилу обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности вместе с аудиторским заключением о ней нужно будет представлять в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта. В органы статистики бухотчетность больше сдавать не потребуется.

ФНС России будет формировать и вести государственный информационный ресурс бухотчетности и обеспечивать доступ к нему для иных госорганов и заинтересованных лиц, в том числе для органов статистики.

Предусматривается 1 полный переход на представление бухотчетности в электронной форме. ФНС России утвердит форматы ее представления (включая аудиторское заключение) в виде электронных документов, порядок их представления, а также правила пользования госинформресурсом.

Требуется ли проставление печати на доверенности для представления отчетности? Ответ – в «Энциклопедии решений. Бухгалтерский учет и отчетность» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Соответствующие поправки 2 вносятся и в Налоговый кодекс.

Предполагается, что через Интернет надо будет сдавать бухотчетность уже за 2019 год. Исключение – субъекты малого предпринимательства, которые за следующий год смогут отчитаться как в электронном виде, так и на бумаге.

1 С текстом законопроекта № 497452-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
2 С текстом законопроекта № 497382-7 «О внесении изменений в статью 23 части первой Налогового кодекса Российской Федерации» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

Вниманию бухгалтеров! С 2020 года изменится порядок представления бухгалтерской отчетности!

С 1 января 2020 года в соответствии с Федеральным законом от 28.11.2019 № 444-ФЗ (изменения в №402-ФЗ от 06.12.2011 «О Бухгалтерском учете») существенно изменится порядок предоставления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций

Это связано с тем, что формируется государственный информационный ресурс «Бухгалтерская отчетность» (ГИР БО), администратором которого будет налоговая служба.

Какие изменения это принесет для бизнеса?

Во-первых, процедура упростится, поскольку бухгалтерскую отчетность надо будет представлять в налоговый орган (принцип одного окна), и отменяется обязанность предоставлять бухгалтерскую отчетность в Росстат.

Укажем, что по-прежнему годовая бухгалтерская отчетность должна быть представлена не позднее 31 марта следующего года. В отчетность могут вноситься корректировки:

  • для ООО до 30 апреля + 10 рабочих дней;
  • для АО до 30 июня + 10 рабочих дней;
  • остальные организации до 31.12.

При этом, аудиторское заключение можно сдать вместе с отчетностью.

Во-вторых, предпринимательская среда станет более прозрачной, ведь вся бухгалтерская отчетность будет размещена в открытом доступе на сайте ФНС России www.nalog.ru. Таким образом, уже в мае можно будет ознакомиться с этой информацией на сайте ФНС России.

Найти организацию можно будет с помощью гибкого поиска (по названию, ИНН, адресу и т.д.), то есть ресурс позволит делать бесплатные запросы в отношении конкретной организации. Сам объем доступной информации увеличится, ведь вместе с бухгалтерской отчетностью можно будет ознакомиться с пояснениями к бухгалтерскому балансу, аудиторским заключением, отчетностью кредитных и финансовых организаций.

Отчетность любой организации можно будет скачать с электронной подписью ФНС России, которая имеет ту же юридическую значимость, что и синяя печать на бумажном носителе. Это значит, что тратить время на посещение налогового органа в этом случае не придется.

В наше время, когда надежность контрагентов является важнейшим условием для ведения бизнеса, возможность такого удобного взаимодействия с налоговым органом для получения сведений о контрагенте, безусловно, значительно облегчит ведение бизнеса.

Подготовлен проект ФСБУ 4/20 «Бухгалтерская отчетность организации»

Проект федерального стандарта устанавливает состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм бухгалтерской отчетности, а также состав приложений к отчетным формам.

Данный стандарт обязателен для российских юридических лиц, за исключением организаций госсектора. Предусмотрен ряд случаев, когда стандарт не применяется, в том числе при составлении последней бухгалтерской отчетности реорганизуемой или ликвидируемой организации.

Установлены требования, обеспечивающие достоверность бухгалтерской отчетности, а также условия, при которых информация, содержащаяся в отчетности, может считаться полной (информация должна включать показатели деятельности всех подразделений, сведения обо всех фактах хозяйственной жизни и иную информацию, необходимую для понимания экономического содержания отчетности).

В приложении к стандарту приведены образцы форм бухгалтерской отчетности, в том числе форм отчетности для организаций, применяющих упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, а также образцы форм промежуточной бухгалтерской отчетности (организация самостоятельно разрабатывает и утверждает формы на основе приведенных образцов с учетом специфики своей деятельности).

Детализация показателей должна быть обусловлена требованиями ФСБУ, а также зависеть от размера, характера и назначения соответствующих показателей.

Стандарт подробно описывает требования к содержанию основных отчетов (бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о целевом использовании средств).

В состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах входят отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств и пояснения к основным отчетам.

Состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств некоммерческой организации устанавливается ФСБУ по учету некоммерческой деятельности.

Промежуточная бухгалтерская отчетность состоит из основных отчетов и приложений к ним. Такая отчетность в зависимости от условий ее представления может содержать полный набор показателей, предусмотренный для годовой бухгалтерской отчетности, или сокращенный набор показателей и пояснений к ним.

Изменения в порядке предоставления бухгалтерской отчетности: проект жестких кар

Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности – это совокупность бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов, обязанных составлять такую отчетность, а также аудиторских заключений о ней в случаях, если бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту. Государственный информационный ресурс формируется и ведется ФНС.

В целях формирования государственного информационного ресурса экономический субъект обязан представлять один экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговый орган по своему месту нахождения.

Читайте так же:  Разъяснение апелляционного определения суда по гражданскому делу в 2020 году

Обязательный экземпляр отчетности представляется экономическим субъектом в виде электронного документа по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. При представлении обязательного экземпляра отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется в виде электронного документа вместе с такой отчетностью либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

Форматы представления обязательного экземпляра отчетности и аудиторского заключения о ней в виде электронных документов, порядок представления обязательного экземпляра отчетности и аудиторского заключения о ней утверждаются ФНС.

В соответствии с Законопроектом «О внесении изменений в КОАП в части установления ответственности за непредставление годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в государственный информационный ресурс (вступает в силу с 1.01.2021 г.), подготовленным Правительством РФ, планируется главу 15 КОАП дополнить статьей 15.111.

Виды нарушения

— Несвоевременное представление юридическим лицом в налоговый орган годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, не подлежащей обязательному аудиту, а равно представление указанной отчетности в неполном составе

На должностных лиц в размере от 50 000,0 до 70 000,0 рублей, на юридических лиц – от 100 000,0 до 200 000,0 рублей

— Несвоевременное представление юридическим лицом в налоговый орган годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, подлежащей обязательному аудиту, и (или) аудиторского заключения о ней, а равно представление указанной отчетности в неполном составе

На должностных лиц в размере от 80 000,0 до 100 000,0 рублей, на юридических лиц – от 300 000,0 до 500 000,0 рублей

— Непредставление юридическим лицом в налоговый орган годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, не подлежащей обязательному аудиту, до 31 декабря года, следующего за годом, за который составлена указанная бухгалтерская (финансовая) отчетность, включительно

На должностных лиц в размере от 80 000,0 до 100 000,0 рублей, на юридических лиц – от 200 000,0 до 300 000,0 рублей

— Непредставление юридическим лицом в налоговый орган годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, подлежащей обязательному аудиту, и (или) аудиторского заключения о ней, до 31 декабря года, следующего за годом, за который составлена указанная бухгалтерская (финансовая) отчетность

На должностных лиц в размере от 100 000,0 до 200 000,0 рублей, на юридических лиц – от 500 000,0 до 700 000,0 рублей

Примечание:

Под несвоевременным представлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторского заключения о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, понимается представление указанной отчетности, аудиторского заключения с нарушением сроков, установленных частью 5 статьи 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

В процессе общественного обсуждения законопроекта, некоторые эксперты и ведомства, например, Минэкономразвития РФ, высказались за более четкое и аргументированное обоснование Правительством РФ планируемых мер ответственности.

В настоящее время, предусмотрена ответственность по статье 15.11 КоАП РФ за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской отчетности (с 10 апреля 2016 г.), в соответствии с которой должностному лицу грозит штраф от 5000 до 10 000 рублей.

Кроме того, существует ответственность за повторное нарушение. Таковым является нарушение, совершенное в период, когда лицо считается подвергнутым наказанию за однородное административное правонарушение (п.2 ч.1 ст.4.3 КоАП РФ). Речь идет о периоде, когда прежде вынесенное постановление о назначении административного наказания вступило в силу, но со дня окончания исполнения данного постановления не истек год (ст.4.6 КоАП РФ).

За повторное грубое нарушение правил бухучета установлен штраф в двойном размере – от 10 000 до 20 000 рублей. При этом, в качестве альтернативы штрафу предусмотрена дисквалификация должностного лица на срок от одного года до двух лет.

Напомним, дисквалификация заключается среди прочего в лишении физического лица права занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством. Такой вид наказания назначается судьей (ч.1 ст.3.11 КоАП РФ).

Таким образом, дисквалификация применима только к руководителю организации, как лицу, осуществляющему организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица (ч.3 ст.3.11 КоАП РФ). Иными словами, за повторное грубое нарушение правил бухучета руководитель организации, сам того не ожидая, может лишиться должности.

Расширенный состав грубых нарушений правил бухучета

Перечень деяний, которые образуют состав правонарушения по статье 15.11 КоАП РФ, с 10.04.2016 г. значительно расширен.

Грубыми нарушениями требований к бухучету считаются:

– занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухучета;

– искажение любого показателя бухгалтерской отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10%.

– регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухучета;

– ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухучета;

– составление бухгалтерской отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухучета;

– отсутствие первичных учетных документов, и (или) регистров бухучета, и (или) бухгалтерской отчетности, и (или) аудиторского заключения о ней (в случае, если аудит обязателен) в течение установленных сроков хранения таких документов.

Отсутствие аудиторского заключения

Обращаем особое внимание на то, что наказание предусмотрено в том числе и за отсутствие у организации аудиторского заключения по бухгалтерской отчетности (в случае, если аудит является обязательным) в течение установленного срока его хранения. Такой срок согласно статье 29 Закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» составляет не менее 5 лет после отчетного года.

Напомним, перечень случаев проведения обязательного аудита установлен в статье 5 Закона от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». В частности, аудит бухгалтерской отчетности должен быть проведен:

– в организациях, чья выручка за предшествующий отчетному год превышает 400 млн рублей или сумма активов на конец предшествующего года составляет более 60 млн рублей;

– во всех акционерных обществах, в том числе непубличных (ранее именовавшихся ЗАО), независимо от финансовых показателей;

Читайте так же:  Взыскание процентов при досрочном погашении кредита

– в иных установленных случаях (случаи проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности за 2018 год приведен на сайте Минфина РФ).

Таким образом, если в течение предусмотренных 5 лет хранения аудиторского заключения (в случае обязательного аудита) выяснится, что оно отсутствует, возможна ответственность по статье 15.11 КоАП РФ – вплоть до дисквалификации руководителя.

Протоколы за нарушения, предусмотренные данной нормой, уполномочены составлять должностные лица налоговых органов (ст.28.3 КоАП РФ). То есть, выявить отсутствие аудиторского заключения (как и любое другое грубое нарушение требований бухучета) могут налоговики во время выездной налоговой проверки или по требованию. А какое за это последует наказание, решит суд.

Таким образом, в связи с усилением ответственности в сфере бухучета, , мало у кого из руководителей организаций, планирующих и далее активно заниматься деятельностью в должности руководителя, возникнет желание сэкономить на проведении обязательного аудита бухгалтерской отчетности.

Отсутствие права на упрощение бухгалтерского учета

В связи с ужесточением наказания за грубые нарушения требований бухучета следует напомнить и об изменениях в части возможности применения упрощенных способов его ведения, в том числе составления отчетности в упрощенном порядке.

Так, вести бухучет упрощенным способом (в том числе составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность) вправе организации, перечисленные в пункте 4 статьи 6 Закона N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»:

– субъекты малого предпринимательства (СМП);

– организации, получившие статус участников проекта «Сколково».

При этом, с 16 ноября 2014 года указанная норма действует в редакции Закона от 4 ноября 2014 года N 344-ФЗ. Согласно внесенным изменениям упрощать бухучет и отчетность данные организации вправе, если они не перечислены в пункте 5 статьи 6 Закона № 402-ФЗ. А именно, если они не подлежат обязательному аудиту, не являются жилищными или жилищно-строительными кооперативами, микрофинансовыми организациями и т.д.

Таким образом, если организация относится к СМП*, но, к примеру, подлежит обязательному аудиту в силу Закона N 307-ФЗ, то права на упрощения она не имеет.

* К субъектам малого предпринимательства относятся организации, которые соответствуют критериям, установленным статьей 4 Закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства». Напомним, с 1 августа 2016 года поменялись 2 таких критерия: вместо средней численности используется показатель среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, вместо выручки от реализации используется показатель дохода, полученного за предшествующий календарный год. При этом предельные значения показателей для малых предприятий остались прежними: по численности – 100 человек, по доходам – 800 млн рублей. Кроме того, с 1 августа 2016 года на сайте ФНС введен в действие Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. ФНС формирует его самостоятельно на основе сведений о доходах и среднесписочной численности работников, данных ЕГРЮЛ, ЕГРИП и информации от других госорганов и уполномоченных организаций.

Напомним, упрощение способов ведения бухучета и составления отчетности заключается, в том числе в неприменении положений ряда ПБУ. Например, малые предприятия могут:

– не отражать оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы, в том числе не создавать резервы предстоящих расходов (на оплату отпусков, выплату годовых вознаграждений, гарантийный ремонт и т.д.) (п.3 ПБУ 8/2010);

– не отражать разницы между бухгалтерской и налоговой прибылью, постоянные (отложенные) налоговые активы и обязательства (п.2 ПБУ 18/02);

– не раскрывать информацию по прекращаемой деятельности (п.3.1 ПБУ 16/02);

– использовать кассовый метод учета доходов и расходов (п.12 ПБУ 9/99, п.18 ПБУ 10/99);

– проценты по любым займам учитывать, как прочие расходы (п.7 ПБУ 15/2008);

– не переоценивать по рыночной стоимости любые финансовые вложения (п.19 ПБУ 19/02);

– любые ошибки в бухучете исправлять как несущественные без ретроспективного пересчета (п.9 ПБУ 22/2010) и т.д.

В ПБУ, которые предусматривали способы упрощения учета для малых предприятий, также были внесены поправки. Приказом Минфина от 6 апреля 2015 года N 57н их положения привели в соответствие с нормами Закона № 402-ФЗ.

Аудиторская проверка как способ минимизации рисков привлечения к ответственности

Таким образом, чтобы максимально исключить ответственность должностных лиц организации (вплоть до дисквалификации руководителя) за грубые нарушения требований к бухгалтерскому учету и составлению бухгалтерской отчетности, руководителям организаций целесообразно рассмотреть вопрос о сотрудничестве с аудиторскими компаниями, имеющими безупречную репутацию и высококвалифицированных специалистов. Конечно, привлечение аудиторской компании – это не полная гарантия исключения административной ответственности руководителей. Но в любом случае, это поможет своевременному выявлению и устранению ошибок в бухгалтерском (налоговом) учете и при составлении бухгалтерской отчетности, а также для осуществления превентивных мероприятий по минимизации (оптимизации) рисков правонарушений в области бухгалтерского и налогового учета.

Вниманию бухгалтеров! С 2020 года изменится порядок представления бухгалтерской отчётности

С 1 января 2020 года в соответствии с Федеральным законом от 28.11.2019 г. № 444-ФЗ (изменения в № 402-ФЗ от 6.12.2011 г. «О бухгалтерском учёте») существенно изменится порядок предоставления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчётности организаций.

Это связано с тем, что формируется государственный информационный ресурс «Бухгалтерская отчётность» (ГИР «БО»), администратором которого будет налоговая служба.

Видео (кликните для воспроизведения).

Какие изменения это принесёт для бизнеса?

Во-первых, процедура упростится, поскольку бухгалтерскую отчётность надо будет представлять в налоговый орган (принцип одного окна). Отменяется обязанность предоставлять бухгалтерскую отчётность в Росстат.

Укажем, что по-прежнему годовая бухгалтерская отчётность должна быть представлена не позднее 31 марта следующего года. В отчётность могут вноситься корректировки: для ООО – до 30 апреля + 10 рабочих дней; для АО – до 30 июня + 10 рабочих дней; остальные организации – до 31 декабря. При этом аудиторское заключение можно сдать вместе с отчётностью.

Во-вторых, предпринимательская среда станет более прозрачной, ведь вся бухгалтерская отчётность будет размещена в открытом доступе на сайте ФНС России nalog.ru. Таким образом, уже в мае можно будет ознакомиться с этой информацией на сайте ФНС России.

Найти организацию можно будет с помощью гибкого поиска (по названию, ИНН, адресу и т.д.), то есть ресурс позволит делать бесплатные запросы в отношении конкретной организации. Сам объём доступной информации увеличится, ведь вместе с бухгалтерской отчётностью можно будет ознакомиться с пояснениями к бухгалтерскому балансу, аудиторским заключением, отчётностью кредитных и финансовых организаций.

Отчётность любой организации можно будет скачать с электронной подписью ФНС России, которая имеет ту же юридическую значимость, что и синяя печать на бумажном носителе. Это значит, что тратить время на посещение налогового органа в этом случае не придётся.

Читайте так же:  Ответственность за расклейку объявлений в неположенном месте в 2020 году

В наше время, когда надёжность контрагентов является важнейшим условием для ведения бизнеса, возможность такого удобного взаимодействия с налоговым органом для получения сведений о контрагенте, безусловно, значительно облегчит ведение бизнеса.

Порядок формирования бухгалтерской финансовой отчетности в 2020 году

До конца года осталось совсем немного времени. И пока не началась годовая отчетная кампания, бухгалтерам учреждений бюджетной сферы надо задуматься над формированием учетной политики на 2020 год.

Итоги первого применения

Принято считать, что стандарт — это нечто неизменное, объективное, некая опора, на которой можно возводить разные конструкции, в том числе и нормативные. Однако в реальности оказалось все не так образцово и устойчиво. В течение года Минфин несколько раз вносил изменения в нормативные документы, регулирующие ведение бухгалтерского учета и формирование отчетности.

Так, приказами от 28.02.2019 Минфин внес изменения в Инструкцию по бюджетной отчетности № 191н (приказ № 31н) и Инструкцию по бухгалтерской отчетности № 33н (приказ № 32н). Основные изменения тогда касались порядка составления и хранения отчетности в виде электронного документа. Затем эти положения Минфин продублировал приказами от 10.06.2019 года в стандарте «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» (приказ № 93н) и в стандарте «Концептуальные основы» (приказ № 94н).

В июле были внесены изменения в Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ о бухучете. Среди прочих очень важных для бухгалтера изменений, в новой редакции Закона о бухучете исчезло упоминание о «государственном секторе», а совокупность всех учреждений вновь стала именоваться «бюджетной сферой». После этого терминология Закона о бухучете перестала совпадать с терминами стандартов, написанных как раз для госсектора.

В октябре вступили в силу изменения в Инструкцию по формированию бюджетной отчетности № 191н, внесенные приказом Минфина от 20.08.2019 № 131н. Эти изменения в Инструкцию № 191н отчасти продублировали внесенные ранее поправки в стандарты «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» и «Концептуальные основы», но и установили порядок привлечения к административной ответственности за нарушение сроков сдачи бюджетной отчетности. Аналогичные изменения внесены приказом Минфина от 16.10.2019 № 166н в Инструкцию по бухгалтерской отчетности № 33н. В стадии проектов находятся и изменения в инструкции по учету для казенных, бюджетных и автономных учреждений, которые Минфин утвердит, вероятно, только в последние дни 2019 года.

Внесение изменений в нормативные документы — событие для бухгалтеров бюджетной сферы привычное. И все бы ничего, если бы не положения пункта 12 стандарта «Учетная политика», согласно которым необходимо корректировать учетную политику учреждения всякий раз при изменении законодательства РФ о бухгалтерском учете, нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности. Вряд ли такое положение стандарта предполагает столь регулярные в течение года изменения нормативной базы. Иначе бы у главных бухгалтеров не было другой заботы, кроме как следить за изменениями нормативной базы, чтобы откорректировать должным образом свои локальные акты. Тем более, что внесение изменения в них — дело непростое, требующее времени и соблюдения определенной процедуры. Но одно изменение законодательства все же должно было найти отражение в учетной политике учреждения в 2019 году.

Доказательство невиновности

Судебной практики по административным правонарушениям, в которых фигурирует требование главбуха в письменной форме, пока нет. Она появится, скорей всего в конце 2020 года. Однако, чтобы снизить риски привлечения главбуха к административной ответственности целесообразно в учетной политике на 2020 год предусмотреть:

  • порядок предъявления главным бухгалтером письменных требований к сотрудникам учреждения и выполнения ими таких требований,
  • саму форму письменного требования.

Законом о бухучете и другими нормативными документами не предусмотрено какой-то типовой формы такого требования, однако использовании в учреждении утвержденной его формы сэкономит главбуху время, нервы и личные финансы.

Новые разделы в политике

  • резервы: по претензиям и искам, по убыточным договорным обязательствам, по реструктуризации и др. (стандарт «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах», утв. приказом Минфина РФ от 30.05.2018 № 124н);
  • непроизведенные активы, по которым прогнозируется получение от его использования экономических выгод или полезного потенциала (стандарт «Непроизведенные активы», утв. приказ Минфина РФ от 28.02.2018 № 34н).

В отчетности за 2020 год бухгалтерам нужно будет указать сведения о юридических и физических лицах, на деятельность которых субъект отчетности способен оказывать влияние, а также лицах, способных оказывать влияние на деятельность субъекта отчетности, и об операциях со связанными сторонами (стандарт «Информация о связанных сторонах, утв. приказом Минфина РФ от 30.12.2017 № 277н).

К сожалению, в стандартах умалчивается о том, у кого и каким образом главный бухгалтер может получить необходимую информацию для отражения в бухучете соответствующих объектов учета, а также сведения для отражения в отчетности. Минфин не предлагает даже никаких форм первичных учетных документов для совершения операций с вводимыми объектами учета и для сбора сведений! При этом уже есть нерадостная для бухгалтеров судебная практика, например, решение Кировского краевого суда № 7Р-116/2019 от 14.03.2019. Согласно материалам дела главбух казенного учреждения была признана виновной в правонарушении по статье 15.15.6 КоАП. Суть правонарушения, совершенного главбухом, заключалось в том, что она не отразила на забалансовом счете 10 банковскую гарантию, предъявленную исполнителем по контракту на выполнение дорожных работ, и соответственно такая информация не попала в бюджетную отчетность. В свое оправдание главбух пыталась объяснить суду, что:

  • ей никто не представил первичного учетного документа на бумажном носителе, являющегося основанием для отражения в учете банковской гарантии;
  • что у нее нет обязанности осуществлять мониторинг Единой информационной системы в целях поиска размещенных в ней сведений о закупке.

Другими словами, главбух как раз пыталась донести суду мысль о том, что ей не было известно о наличии банковской гарантии, и она просто не могла знать о ней в силу отсутствия у нее такой обязанности. Однако суд все эти доводы отверг, и ей пришлось заплатить штраф в размере 10 000 рублей.

Чтобы не оказаться в такой ситуации главному бухгалтеру необходимо в самое ближайшее время провести среди сотрудников учреждения разъяснительную работу о требованиях федеральных стандартов, вступающих в силу с 1 января 2020 года. А затем в учетной политике на 2020 год предусмотреть, как минимум:

  • порядок извещения сотрудниками учреждения главного бухгалтера обо всех операциях с новыми объектами учета;
  • разработать формы учетных документов;
  • отразить в графике документооборота порядок представления в бухгалтерию соответствующих первичных учетных документов.
Читайте так же:  Взять телефон в кредит без первоначального взноса

Будьте бдительны!

Правила трудовых проверок ужесточат. Готовьтесь в нашем онлайн-курсе по кадровому учету. Научим составлять документы так, что ни один инспектор не придерется.

Обучение полностью дистанционно. Выдаем сертификат. Записывайтесь.

Изменения в бухгалтерской отчётности с 1 января 2020 г.: формы, респоденты, аудит

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 28 мая 2019 г. N ИС-учет-18

Приказом Минфина России от 19 апреля 2019 г. N 61н внесены изменения в приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее — приказ N 66н). Главные цели изменений — обеспечить своевременное формирование и ведение государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, а также привести отдельные положения приказа N 66н в соответствие с новой редакцией Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций».

Уточнен порядок заполнения кодовой зоны отчетов

Установлено, что в заголовочной части бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о целевом использовании средств, отчета об изменениях капитала и отчета о движении денежных средств коды указываются в соответствии с общероссийскими классификаторами технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области. Код и наименование позиции (данных) должны приводиться согласно указанным по строкам общероссийским классификаторам. В частности:

вид деятельности — в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОКВЭД 2 (ранее — ОКВЭД);

коды форм бухгалтерской отчетности — в соответствии с Общероссийским классификатором управленческой документации ОК 011-93 (в редакции приказа Росстандарта от 25.06.2014 N 676-ст):

отчет о целевом использовании средств

форма по ОКУД 0710003 (ранее — 0710006)

отчет об изменениях капитала

форма по ОКУД 0710004 (ранее — 0710003)

отчет о движении денежных средств

форма по ОКУД 0710005 (ранее — 070004)

Унифицированы единицы измерения показателей отчетности

Во всех отчетах, входящих в состав бухгалтерской отчетности организации, все стоимостные показатели приводятся только в тысячах рублей (ранее — по выбору организации в тысячах рублей или в миллионах рублей).

Введено раскрытие информации об аудиторской организации, проводившей аудит отчетности

Организация должна раскрывать в бухгалтерской отчетности данные об аудиторской организации (индивидуальном аудиторе), осуществляющей аудит этой отчетности. Такие данные приводятся в заголовочной части бухгалтерского баланса.

В случае, когда бухгалтерская отчетность организации подлежит обязательному аудиту, в заголовочной части бухгалтерского баланса раскрываются: наименование аудиторской организации (фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального аудитора); идентификационный номер налогоплательщика (ИНН); основной государственный регистрационный номер (ОГРН или ОГРНИП).

Уточнены показатели, характеризующие налог на прибыль

В связи с изменениями, внесенными в ПБУ 18/02 , в приказе N 66н уточнены состав и наименование показателей, раскрывающих величину налога на прибыль в отчете о финансовых результатах. В отчете предусмотрены следующие статьи:

См. Информационное сообщение от 28 декабря 2018 г. N ИС-учет-13.

налог на прибыль — расход (доход) по налогу на прибыль (ранее — отсутствовал);

текущий налог на прибыль (ранее — текущий налог на прибыль, в т.ч. постоянные налоговые обязательства (активы));

отложенный налог на прибыль (ранее — изменение отложенных налоговых обязательств, изменение отложенных налоговых активов);

налог на прибыль от операций, результат которых не включается в чистую прибыль (убыток) периода (участвует в формировании совокупного финансового результата периода) (ранее — отсутствовал).

Соответствующим образом изменены коды строк, установленные в приложении N 4 к приказу N 66н.

Вступление в силу

Изменения, касающиеся порядка отражения в отчете о финансовых результатах информации о налоге на прибыль, вступают в силу начиная с бухгалтерской отчетности за 2020 г., т.е. одновременно с соответствующими изменениями ПБУ 18/02. Организация вправе принять решение о применении таких изменений до указанного срока.

Остальные изменения в приказе N 66н вступают в силу в общем порядке по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, т.е. с 1 июня 2019 г.

Минфин России напомнил об изменениях в порядке представления организациями обязательного экземпляра годовой бухгалтерской отчетности

Федеральными законами от 28 ноября 2018 г. N 444-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и N 447-ФЗ «О внесении изменений в статью 23 части первой Налогового кодекса Российской Федерации» изменен порядок представления организациями обязательного экземпляра годовой бухгалтерской отчетности.

Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 444-ФЗ предусматривает обязательное представление годовой бухгалтерской отчетности организации, как правило, только в один адрес. В зависимости от вида экономической деятельности организации таким адресом является либо ФНС России, либо Банк России.

Все обязанные составлять бухгалтерскую отчетность организации, за исключением религиозных, кредитных и некредитных финансовых организаций, представляют один экземпляр своей составленной годовой бухгалтерской отчетности в налоговый орган по месту своего нахождения (ранее — в орган государственной статистики (за исключением организаций государственного сектора и Банка России) и налоговый орган). При этом отчетность представляется в следующем порядке:

форма представления — в виде электронного документа (ранее — на бумажном носителе или в виде электронного документа);

способ представления — по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым ФНС России;

срок представления — не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода, т.е. не позднее 31 марта года, следующего за отчетным. Годовая бухгалтерская отчетность Банка России в составе годового баланса и отчета о финансовых результатах представляется не позднее 15 мая года, следующего за отчетным годом (ранее — не позднее 31 марта года, следующего за отчетным);

форматы представления — утверждаются ФНС России;

порядок представления — утверждается ФНС России (ранее — утверждался Росстатом).

Если годовая бухгалтерская отчетность организации подлежит обязательному аудиту, то в налоговый орган вместе с экземпляром такой отчетности представляется аудиторское заключение о ней. Оно представляется:

в виде электронного документа (ранее — на бумажном носителе или в виде электронного документа);

вместе с экземпляром отчетности либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

Кредитные и некредитные финансовые организации, в отношении деятельности которых Банк России осуществляет полномочия по регулированию, контролю и надзору, представляют свою годовую бухгалтерскую отчетность в Банк России. Формы, сроки и порядок представления этими организациями годовой бухгалтерской отчетности в Банк России устанавливаются соответствующим законодательством РФ и нормативными актами Банка России. Вместе с этой отчетностью указанные организации представляют в Банк России аудиторские заключения (если для них предусмотрен обязательный аудит).

Читайте так же:  Помогите получить кредит с отказами

Данные организации освобождены от представления своей годовой бухгалтерской отчетности непосредственно в налоговые органы и органы государственной статистики (ранее — они были обязаны представлять свою отчетность в налоговые органы и в органы государственной статистики).

Новый порядок представления бухгалтерской отчетности вступает в силу начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2019 г. При этом субъекты малого предпринимательства обязаны представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2020 г.; отчетность за 2019 г. такие субъекты могут представлять на бумажном носителе или в виде электронного документа по своему выбору.

Религиозные организации освобождены от представления бухгалтерской отчетности в налоговые органы и органы государственной статистики (ранее — годовая бухгалтерская отчетность религиозной организации представлялась: в органы государственной статистики; в налоговые органы, если за отчетные (налоговые) периоды календарного года у нее возникали обязанности по уплате налогов и сборов).

Данное изменение вступает в силу с годовой бухгалтерской отчетности за 2019 г.

Минфин России также информирует о порядке формирования и ведения Государственного информационного ресурса бухгалтерской отчетности (далее — ГИРБО).

В частности, сообщается, что в ГИРБО не включается бухгалтерская отчетность: организаций государственного сектора; Банка России; религиозных организаций; организаций, годовая бухгалтерская отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне в соответствии с законодательством РФ; организаций в случаях, установленных Правительством РФ (ранее — только организаций государственного сектора и Банка России). Кроме этого, в ГИРБО не включается последняя бухгалтерская отчетность реорганизованных и ликвидируемых юридических лиц (ранее — подлежала включению).

ГИРБО формируется и ведется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, т.е. ФНС России (ранее — Росстатом).

ГИРБО формируется из 1) обязательных экземпляров отчетности, представляемых организациями в налоговые органы, и 2) годовой бухгалтерской отчетности организаций, представляемой в Банк России.

Все заинтересованные лица будут иметь доступ к информации, содержащейся в ГИРБО; причем речь идет о доступе к полному комплекту годовой бухгалтерской отчетности и аудиторскому заключению о ней. Правила пользования ГИРБО будут утверждены ФНС России (ранее — Росстатом).

Доступ к информации, содержащейся в ГИРБО, будет предоставляться бесплатно. Однако в случаях, которые определит Правительство РФ, за предоставление информации будет взиматься плата. В числе таких случаев может быть, например, предоставление копии годовой бухгалтерской отчетности конкретной организации на бумажном носителе. Размер и порядок взимания такой платы устанавливаются Правительством РФ.

Нормы Федерального закона от 28 ноября 2018 г. N 444-ФЗ, посвященные ГИРБО, вступают в силу с 1 января 2020 г. С этой даты ФНС России начинает, а Росстат прекращает исполнять полномочия по формированию и ведению ГИРБО. В частности, Росстат прекратит собирать обязательные экземпляры отчетности, в том числе пересмотренной, а также аудиторские заключения о ней за отчетный период 2018 г. и отчетные периоды, истекшие до 1 января 2018 г.

Первой отчетностью, включенной в ГИРБО, станет годовая бухгалтерская отчетность организаций за 2019 г. В связи с этим ФНС России не будет предоставлять доступ к бухгалтерской отчетности организаций за отчетные периоды, истекшие до 1 января 2019 г.

Заинтересованные лица смогут получить доступ к годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2014 — 2018 гг. (при наличии ее в информационном ресурсе, сформированном до 1 января 2020 г.) по-прежнему в Росстате. Такую услугу Росстат будет оказывать до истечения срока хранения указанной бухгалтерской отчетности, установленного частью 1 статьи 29 Федерального закона «О бухгалтерском учете», т.е. не менее 5 лет после отчетного года. Иными словами, доступ к годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2014 — 2018 гг. будет обеспечиваться Росстатом до окончания 2023 г.

Статьей 18 Федерального закона «О бухгалтерском учете» (в редакции Федерального закона от 28 ноября 2018 г. N 444-ФЗ) и статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 28 ноября 2018 г. N 447-ФЗ) определен специальный порядок представления годовой бухгалтерской отчетности:

для организаций, годовая бухгалтерская отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне в соответствии с законодательством Российской Федерации;

для организаций в случаях, установленных Правительством РФ.

Годовая бухгалтерская отчетность таких организаций не включается в ГИРБО (ранее — включалась). Однако эти организации по-прежнему обязаны представлять по одному экземпляру своей годовой бухгалтерской отчетности:

в налоговый орган по месту своего нахождения;

в орган государственной статистики по месту их государственной регистрации.

Срок представления — не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода, т.е. не позднее 31 марта года, следующего за отчетным.

Данные нормы Федерального закона от 28 ноября 2018 г. N 444-ФЗ вступают в силу с 1 января 2020 г.

Минфин России также информирует об изменениях в порядке признания бухгалтерской отчетности составленной.

По общему правилу бухгалтерская отчетность организации считается составленной после подписания ее руководителем организации. Однако уточненная редакция части 8 статьи 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» более не связывает признание бухгалтерской отчетности составленной исключительно с подписанием ее экземпляра на бумажном носителе (ранее — только после подписания экземпляра отчетности на бумажном носителе).

Таким образом, бухгалтерская отчетность организации считается составленной после подписания руководителем организации:

— экземпляра бухгалтерской отчетности на бумажном носителе — в случае, когда бухгалтерская отчетность организации составлена на бумажном носителе;

— экземпляра бухгалтерской отчетности, составленной в виде электронного документа, электронной подписью — в случае, когда бухгалтерская отчетность организации составлена в виде электронного документа.

Видео (кликните для воспроизведения).

Данная норма Федерального закона от 28 ноября 2018 г. N 444-ФЗ вступает в силу с 1 января 2020 г., а в отношении бухгалтерской отчетности организаций государственного сектора — со дня официального опубликования этого Федерального закона, т.е. с 28 ноября 2018 г.

Порядок формирования бухгалтерской финансовой отчетности в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here