Правило поведения предписываемое административно правовой нормой правомочие в 2020 году

Самая важная информация по теме: "Правило поведения предписываемое административно правовой нормой правомочие в 2020 году" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

Нормы административного права

Понятие административно-правовой нормы, ее структура

Административно-правовая норма — устанавливаемая государством мера должного и возможного поведения, регулирующая возникновение, изменение и прекращение общественных отношений, складывающихся в сфере государственного управления (а точнее — механизма исполнительной власти). Особенности административно-правовых норм:

  • имеют императивный характер;
  • обеспечивают нормальное функционирование всей системы исполнительной власти;
  • определяют правовое положение, меру должного поведения, порядок взаимодействия субъектов управленческих отношений;
  • служат для реализации назначения и функций исполнительной власти (проведение в жизнь требований закона);
  • имеют собственные средства защиты от возможных нарушений — институт административной и дисциплинарной ответственности;
  • являются базой для регулирования иных общественных отношений (финансовых, трудовых, земельных);
  • достаточно часто являются результатом административного правотворчества, осуществляемого субъектами управленческих отношений в процессе реализации исполнительной власти;
  • имеют подзаконный характер (вторичны по отношению к Конституции РФ и нормам законов), опосредуют нормы законодательства.

Условия административного правотворчества:

  1. такая возможность должна быть предусмотрена в законодательном акте (который определяет конкретного субъекта и объем его полномочий) или в компетенции субъекта исполнительной власти;
  2. осуществляется в интересах внутренней организации механизма исполнительной власти;
  3. допускается в силу реализации «делегированного» законодательства.

Структура административно-правовых норм включает гипотезу, диспозицию, санкцию, но часто гипотеза (условия действия административно-правовых норм) не выражена или выражена косвенно.

  • по степени определенности: абсолютно-определенные (конкретные обстоятельства), относительно-определенные (общая характеристика условий);
  • по способу изложения: казуистичные, абстрактные;
  • по предназначению: общие, специальные;
  • по внутренней структуре: простые (одно условие), сложные (кумулятивные — одновременно несколько условий, альтернативные — одно из нескольких условий).

Диспозиция — права, дозволения, предписания, обязанности, запреты. Предложенную классификацию можно дополнить следующими положениями:

  • в рамках абсолютно-определенных диспозиций выделяют простые (признаки в силу очевидности не называются) и описательные (правило и его признаки);
  • бланкетные (ссылка на нормы другого акта) и отсылочные (ссылка на нормы этого же акта).

Санкция — последствия нарушения нормы:

  • пресекательные;
  • восстановительные;
  • карательные.

Виды норм административного права

1) По содержанию регулирования:

  • общие — регулируют общие для всех отраслей управления общественные отношения;
  • особенные — регулируют общественные отношения, складывающиеся в конкретных сферах управления (экономической, административно-политической, социально-культурной).

2) По предмету регулирования:

  • материальные — регулируют сущность управленческих отношений (административно-правовой статус участников, правовой режим функционирования исполнительной власти);
  • процессуальные — определяют порядок и методы реализации материальных норм государственного управления.

3) По соподчиненности:

  • нормы-законы (конституционные, текущих законов РФ и субъектов Федерации);
  • подзаконные нормы.

4) По методу воздействия на поведение субъектов:

  • обязывающие — предписывают субъектам совершать определенные положительные действия в предусмотренных условиях (т. е. обязательные предписания);
  • уполномочивающие — предусматривают возможность адресата по своему усмотрению действовать в рамках требований нормы. Но у исполнительного органа (должностного лица) нет абсолютной свободы в выборе варианта поведения, он может лишь проявлять инициативу при выборе положений, предусмотренных нормой;
  • запрещающие — содержат запрет на совершение определенных действий в конкретных условиях; могут быть общими (в отношении административных правонарушений) и специальными;
  • поощрительные — обеспечивают должное поведение адресата путем материального, морального стимулирования.

5) По субъекту выделяют нормы, регулирующие:

  • административно-правовой статус (АПС) граждан;
  • различных звеньев аппарата государственного управления;
  • административно-правовой статус государственных служащих;
  • деятельность государственных предприятий, учреждений;
  • отдельные аспекты деятельности коммерческих юридических лиц.
  • срочные (заранее определен срок их действия, например чрезвычайное положение);
  • бессрочные (срок не определен, утрачивают силу в результате официального изменения или отмены).

2. В пространстве:

  • общефедеральные: действуют в пределах РФ, иногда за границей (поведение граждан за границей);
  • нормы субъекта Федерации;
  • местные (локальные);
  • межтерриториальные (акты, действующие в условиях чрезвычайного положения, распространяются на ряд территориальных образований);
  • специальные (определенный регион).
  • правила в отношении всех субъектов управленческих отношений;
  • для отдельных категорий субъектов (отдельные виды юридических лиц).

Реализация административно-правовых норм

Процесс административно-правового регулирования состоит из двух стадий: установление административно-правовых норм и их реализация.

Реализация административно-правовых норм — проведение в жизнь предписанных нормой правил, воплощение прав и обязанностей в поведение конкретных участников управленческих отношений.

Исполнение административно-правовых норм — универсальный способ реализации административно-правовых норм, заключающийся в точном следовании всех субъектов управленческих отношений юридическим предписаниям, запретам, дозволениям, предусмотренным в административно-правовых нормах. В рамках исполнения выделяют более узкий вид — соблюдение (реакция адресатов нормы на запреты).

Применение административно-правовых норм — присущий полномочным органам (должностным лицам) способ реализации административно-правовых норм, который заключается в издании ими индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях правовых норм. Реализация нормы происходит путем юридически-властного решения конфетного административного дела.

Использование административно-правовых норм проявляется в совершении субъектами управленческих отношений по своему усмотрению действий по реализации предоставленных им субъективных прав.

Источники административного права. Источники административного права — юридические акты различных государственных органов, содержащие административно-правовые нормы. К числу источников административного права относятся:

  • международные акты (регулирующие, напр., вопросы таможенного контроля);
  • нормы Конституции РФ, регулирующие деятельность органов исполнительной власти (ОИВ), разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ) и органами исполнительной власти субъектов, закрепляющие права и свободыграждан в сфере государственного управления, а также Конституции РФ и уставы субъектов Федерации;
  • законодательные акты, принимаемые на федеральном уровне и представительными органами субъектов Федерации (ФКЗ «О Правительстве РФ», ФЗ «Об основах государственной службы» и т. д.);
  • нормативные указы Президента РФ (ст. 90 Конституции РФ) (напр., Указ президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти»), утверждаемые его указами положения. Силу источника также имеют акты высших должностных лиц субъектов Федерации (президентов, губернаторов, мэров и т. д.);
  • нормативные постановления Правительства РФ (ст. 115 Конституции РФ), утвержденные ими положения, правила, а также постановления высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации;
  • в межотраслевом и отраслевом масштабе — нормативные акты иных федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных комиссий и др.) и органов исполнительной власти субъектов Федерации;
  • нормативные акты органов местного самоуправления — в случае наделения их соответствующими полномочиями.
Читайте так же:  Справка об отсрочке от армии

Ограниченным по сфере действия источником административного права являются нормативные акты руководителей государственных предприятий, учреждений.

Правило поведения предписываемое административно правовой нормой правомочие в 2020 году

331. Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после:
вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление
истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано
истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление

332. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев:
со дня обнаружения длящегося административного правонарушения
со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или его прекращении
со дня совершения административного правонарушения

333. Постановление по делу об административном правонарушении объявляется .
немедленно по окончании рассмотрения дела

334. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом может быть обжаловано:
в арбитражном суде
в вышестоящем органе
в районном суде по месту рассмотрения дела
вышестоящим должностным лицом

335. Постоянно действующим совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ в области военного строительства и оборонной политики, разрабатывающим меры по подготовке к защите отечества от вооруженного нападения и координирующим деятельность Вооруженных сил РФ, является:
Совет обороны РФ

336. Права и обязанности граждан, закрепленные нормами административного права, а также гарантии реализации этих прав и обязанностей — это ____________ граждан.
административно-правовой статус

337. Правило поведения, предписываемое административно-правовой нормой (правомочие, обязанность, запрет), содержится в той части структуры нормы, которая называется:
диспозиция

338. Правительство РФ формируется на срок полномочий:
Президента РФ

339. Правительство РФ формируется на срок:
6 лет

340. Право на административное обжалование незаконных действий и решений, нарушающих права граждан, означает возможность обращения гражданина с жалобой в:
вышестоящий орган (должностному лицу) по отношению к тому, действие которого обжалуется

341. Правовые акты управления в зависимости от порядка их принятия делятся на:
коллегиальные и единоначальные

342. Правовые акты управления, регулирующие однотипные управленческие общественные отношения путем установления определенных правил поведения в сфере государственного управления, рассчитанные на длительное применение и распространяющие свое действие на широкий, неопределенный круг лиц, называются:
нормативными

343. Правовые акты, распространяющие свое действие на определенные общественные отношения независимо от того, в какой сфере или отрасли они возникают, называются:
общие

344. Правовые акты, регламентирующие вопросы организации государственного управления в отдельных отраслях и сферах, называются:
специализированные

345. Правовым актом управления является:
приказ о зачислении на службу

Административные правовые нормы

Понятие нормы административного права. Вопрос о нормах административного права кратко освещается на лекции и выносится на специальное рассмотрение на семинарских занятиях, поскольку достаточно подробно изучался в курсе теории права. Нормы административного права обладают общими для всех норм права чертами, но есть и особенные (присущие только им), характерные черты.

Норма права – это общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей его участников, соблюдение которого гарантируется различными средствами (организационными, разъяснительными, стимулирующими), а также обеспечивается мерами юридического принуждения.

Норма административного права – это норма права, которая имеет особую сферу применения – государственное управление. Таким образом, вновь возникает вопрос о об определении государственного управления.

Норма административного права содержит юридически-обязательные правила поведения обеих сторон государственно-управленческого отношения (как субъектов, так и объектов управляющего воздействия), то есть, носителей государственно-властных полномочий и субъектов, вступающих с ними в отношения: граждан, организаций всякого рода, служащих, органов местного самоуправления и др.

Читайте так же:  Письменные объяснения свидетеля в гражданском процессе образец в 2020 году

Характерные черты административных норм:

1. Характер предписаний нормы.

Традиционный подход: норма административного права своим содержанием обязана властно-организующему характеру управленческих отношений, в большинстве своем нормы эти – нормы императивные, содержащие властные, обязательные предписания должного поведения, их обязательность обеспечивается с помощью официальных мер юридического принуждения.

Императивность норм может быть выражена в трёх основных формах:

— в виде прямого предписания, обзывающего поступить определенным образом;

— в виде выбора одного из вариантов поведения;

— в виде возможности поступать по своему усмотрению, но в пределах границ поведения, установленных нормой.

Современный подход: императивность присуща любым правовым нормам, предписывающим обязательное поведение, а не только административно-правовым.

Нормы административного права не являются преимущественно императивными, они все в большей степени содержат дозволения, поскольку государственное управление изменяется от государственно-властного и обязывающего (принудительного) к позитивному (предоставляющему блага и услуги).

2. Характер санкций.

Меры принуждения к исполнению предписаний правовых норм у административного права – свои собственные, то есть нормы административного права осуществляют регулятивную и охранительную функции, при этом охраняют как себя, так и нормы других отраслей права.

Следующая особенность – нормы административного права устанавливаются как законодательной, так и исполнительной властью. Речь идет об административном правотворчестве, которое необходимо для правоприменения (правоисполнения).

3. Структура нормы

Особенности структуры норм административного права наиболее подробно охарактеризованы А.П. Кореневым.

Гипотеза в большинстве норм не формулируется, а презюмируется. Если же гипотеза формулируется, то может быть абсолютно-определенной, относительно-определенной и неопределенной.

Диспозиция – всегда предполагает неразрывность прав и обязанностей, в ней излагаются права и обязанности, запреты и ограничения. Диспозиция также может быть абсолютно-определенной, относительно-определенной и неопределенной.

А.П. Коренев выделяет также в качестве самостоятельного такой элемент структуры как поощрение. Другие ученые считают, что следует выделять поощрительную санкцию.

А.П. Коренев считает, что санкция – установление последствий нарушения нормы, то есть автор связывает санкцию только с правонарушением. Иные меры административного воздействия не относит к санкциям. Санкции – пресекательные, восстановительные, карательные, карательно-восстановительные.

Санкции формулируются отдельно в кодексе, диспозиции формулируются в различных актах.

Иерархичность норм административного права:

— нормы конституционных законов;

— нормы федеральных законов;

— федеральные подзаконные нормы, право на установление которых предоставлено действующим законодательством субъектам исполнительной власти (они имеют производный или вторичный характер);

— нормы законов субъектов Федерации,

— нормы актов органов исполнительной власти субъектов Федерации.

Виды норм административного права можно устанавливать по различным критериям.

Можно выделить нормы материальные и процессуальные, первые устанавливают комплекс прав и обязанностей, вторые – порядок их реализации.

Можно выделить процессуально-юрисдикционные (негативные) и административно- процедурные (позитивные) нормы.

В зависимости от юридического содержания выделяют обязывающие (предписывающие), запрещающие и уполномочивающие или дозволительные (диспозитивные) нормы.

Выделяют также стимулирующие (поощрительные) и рекомендательные нормы.

Формы реализации норм: исполнение, применение, соблюдение и использование.

Вывод по первому вопросу:

Таким образом, можно отметить, что элементы системы механизма административно-правового регулирования в своей совокупности реализуют совершенно новые качественные способы воздействия на общественные отношения в сфере исполнительной власти, государственного управления, нежели оказываемое воздействие этих элементов на отношения в отдельности.

Вопрос 2. Понятие, структура, виды административно-правовых норм. Реализация административно-правовых норм, ее виды.

Любая отрасль права состоит из совокупности юридических норм, ее первичных «клеток».

Административно-правовые нормы – это установленные или санкционированные государством правила, регулирующие отношения, возникающие при формировании и деятельности исполнительной власти (мнение Д.Н. Бахрах).

Или, административно-правовые нормы — это установленные или санкционированные государством правила, регулирующие отношения в сфере государственного, муниципального и общественного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в иных сферах государственной деятельности (осуществление правосудия, прокурорский надзор и др.).

Реализация нормы обеспечивается разнообразными средствами, включая государственное принуждение.

Административно-правовые нормы имеют ряд особенностей:

они определяют должное поведение всех лиц и организаций, действующих в сфере государственного управления;

с помощью административно-правовых норм обеспечивается регулирование таких общественных отношений, как финансовые, земельные, трудовые и др.;

административно-правовые нормы устанавливаются не только органами законодательной власти, а часто в процессе реализации исполнительной власти;

административно-правовые нормы, в отличие от большинства норм других отраслей права, сами способны защитить себя в случаях невыполнения или недобросовестного выполнения их требований — это нормы, устанавливающие административную и дисциплинарную ответственность;

совокупность административно-правовых норм отличается гигантским количеством, не поддающимся более или менее точному исчислению и единой кодификации.

Структура административно-правовой нормы (внутреннее строение нормы, определенный порядок взаимосвязи, взаимообусловленности составных частей, элементов норм):

Гипотеза содержит указание на фактические условия реализации норм, т.е. на те общественные отношения, на которые она призвана воздействовать которые в свою очередь порождают конкретные правовые отношения. Следовательно, обстоятельства, предусматриваемые гипотезой нормы, являются юридическими фактами, порождающими административно-правовые отношения.

Читайте так же:  Субсидия если плачу алименты

Диспозиция – правило поведения, предписываемое нормой. В административно-правовых нормах диспозиция излагается преимущественно какправа, правомочия, дозволенияили в видепредписаний, обязанностей, а такжезапретаилиограничений.

Видео (кликните для воспроизведения).

Санкция содержит указание на меры административного воздействия, применяемые к правонарушителю. Особенностью санкций является наличие многообразных средств административного воздействия и множественность органов (должностных лиц), уполномоченных государством применять их к правонарушителям. Это проявляется в следующем,например, во многих случаях санкция административно-правовой нормы может содержаться в одном правовом акте, в то время как гипотеза и диспозиция – в другом, поскольку норма административного права не тождественна содержанию статьи или параграфа того или иного акта управления, или санкция предусматривает не любое административное воздействие, а лишь такое, которое содержит административно-правовая норма в связи с совершением проступка.

Многообразие административно-правовых норм позволяет классифицировать их по целому ряду оснований.

По юридической силе административно-правовые нормы делятся на:

законодательные, содержащиеся в законах и иных нормативных актах органов законодательной власти РФ и ее субъектов, нормативных актах законодательных (представительных) органов местного самоуправления;

подзаконные,содержащиеся в актах Президента РФ, президентов республик в составе России, постановлениях Правительства РФ, глав администраций и правительств субъектов РФ, глав местных администраций;

отраслевые (ведомственные), содержащиеся в отраслевых (ведомственных) нормативных актах;

локальные, содержащиеся в нормативных актах организаций.

По целевому назначению административно-правовые нормы делятся на:

регулятивные, т.е. регулирующие правила поведения участников административно-правовых отношений, определяют обстоятельства, условия и порядок возникновения, изменения и прекращения данных отношений (например, пункты Правил дорожного движения);

охранительные, которые обеспечивают защиту (охрану) урегулированных общественных отношений (статьи КоАП РФ).

По предмету регулирования нормы подразделяются на:

материальные, юридически закрепляющие обстоятельства и условия возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений, правила поведения, права, обязанности и ответственность их участников и др.;

процессуальные, которые регламентируют порядок (процедуру) организации административно-правовых отношений; реализации участниками отношений установленных материальными нормами прав и обязанностей; т.е. определяют, как, в каком порядке, с соблюдением каких процедурных правил реализуются материальные нормы.

Например, согласно статье 1 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями государственных органов нарушены его права и свободы, а статья 2 данного Закона определяет действия, органов и должностных лиц, которые могут быть обжалованы. Содержащиеся в них положения – материальные нормы. Статья же 6 Закона регулирует порядок рассмотрения жалобы, что является процессуальной нормой.

По методу воздействия на поведение субъектов административно-правовые нормы можно разделить на:

обязывающие, которые содержат предписания субъектам правоотношений совершать в определенных условиях те или иные действия (например, согласно Закону о воинской обязанности и военной службе, все граждане РФ мужского, достигшие 18-летнего возраста, обязаны пройти действительную военную службу и быть приняты на воинский учет);

запрещающие, содержащие запрет на совершение тех или иных действий (нормы Особенной части КоАП РФ);

уполномочивающие,в которых не содержатся прямые предписания и запреты, но отражается возможность субъекта административно-правовых отношений действовать с учетом требований нормы по своему усмотрению (например, сотрудник милиции может задержать правонарушителя или не делать этого);

стимулирующие (поощрительные), которые с помощью средств материального и морального воздействия обеспечивают должное поведение участников регулируемых общественных отношений (например, за безаварийную работу на транспорте – поощрение).

По форме предписания административно-правовые нормы подразделяются на:

императивные (категорические), подлежащие обязательному, безусловному исполнению;

рекомендательные, которые не имеют обязательного характера, а направлены на совершенствование регулирования общественных отношений.

По содержанию административно-правовые нормы подразделяются в зависимости от субъектов-участников регулируемых общественных отношений на:

нормы, регламентирующие административно-правовой статус граждан;

нормы, регламентирующие организацию и деятельность органов исполнительной власти и административно-правовой статус государственных служащих;

нормы, регламентирующие организацию и деятельность органов местного самоуправления, которые осуществляют исполнительные функции (местной администрации) и административно-правовой статус муниципальных служащих;

нормы, регламентирующие отдельные вопросы деятельности судов, связанные с рассмотрением дел об административных правонарушениях и жалоб на неправомерные действия и решения государственных (муниципальных) органов и должностных лиц;

нормы, регламентирующие административно-правовой статус общественных объединений граждан, отдельные (регулируемые государством) вопросы организации и деятельности негосударственных структур, включая частные.

По пределу действия (кругу лиц) нормы можно разделить на:

общеобязательные, которые адресованы широкому кругу участников административно-правовых отношений;

внутриаппаратные, адресованные государственным и муниципальным служащим.

По территории действия административно-правовые нормы делятся на:

общефедеральные, действующие на всей территории России;

нормы субъекта Федерации,действующие на территории одного субъекта РФ;

местные,содержащиеся в нормативных актах органов местного самоуправления, их должностных лиц и действующие на территории муниципального образования;

межтерриториальные,действующие в нескольких территориальных образованиях.

По объему регулирования административно-правовые нормы можно разделить на:

общие, регулирующие вопросы организации и деятельности во всех отраслях экономики, социально-культурной и административно-политической сферах (например, положения Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, которые обязательны для исполнения во всех отраслях и сферах);

Читайте так же:  Аннулирование долга по кредиту

межотраслевые, регулирующие вопросы организации и деятельности нескольких отраслей (например, Основы законодательства РФ о культуре регулируют организацию и деятельность всей социально-культурной сферы);

отраслевые (ведомственные), регулирующие организацию и деятельность одной отрасли (например, положения Инструкции МВД России о применении Правил регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации);

локальные, установленные для конкретной организации, предприятия, учреждения.

По сроку действия административно-правовые нормы подразделяются на:

срочные, которые рассчитаны на определенный, указанный в норме срок ее действия;

постоянные (бессрочные), не имеющие такого срока;

чрезвычайные, рассчитанные лишь на время существования чрезвычайных обстоятельств (например, введения особых условий управления).

По уровню обобщенности диспозиции административно-правовые нормы можно разделить на:

общие, которые регулируют всю совокупность определенных правоотношений;

специальные, которые являются исключениями из общих правил, и, действуя лишь при наличии дополнительных, указанных в ее гипотезе фактов, регулируют отдельные, специфические моменты правоотношений.

Например, статья 20.8 КоАП РФ определяет ответственность за нарушение правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему (общая норма), а статья 20.10 Кодекса – за незаконные изготовление, продажу или передачу пневматического оружия (специальная норма).

Административно-правовые нормы должны быть оформлены в таком виде, чтобы участники общественных отношений, которым они адресованы, могли с ними ознакомиться. Нормы административного права содержатся в актах, издаваемых органами государственной власти и местного самоуправления, руководителями организаций, предприятий, учреждений. Административно-правовые нормы могут содержаться в актах других отраслей права, они имеются в международных актах, действующих актах СССР и РСФСР.

Реализация административно-правовых норм представляет собой логический процесс претворения в жизнь государственной воли субъектами в соответствии с требованиями нормы.

В литературе различают несколько форм (способов реализации) норм: исполнение, соблюдение, использование, применение.

Исполнение заключается в активных действиях субъектов права по выполнению обязанностей, предписаний, содержащихся в норме (например, оплата проезда в транспорте).

Соблюдение — воздержание субъекта от совершения действий, запрещенных нормой. Отличается от исполнения пассивным поведением субъекта.

Использование состоит в добровольном совершении субъектом предусмотренных нормой действий по реализации субъективных прав в сфере государственного управления. Субъект сам принимает решение о том, воспользоваться или нет предоставленным ему субъективным правом,например, обжаловать ли действия должностных лиц, нарушающие его права.

Применение состоит в принятии компетентным субъектом власти индивидуального (по конкретному делу) юридически властного решения (акта) на основе действующей нормы.

Применение административно-правовых норм является прерогативой субъектов, осуществляющих исполнительные, административные функции. Граждане не имеют полномочий по применению норм административного права. Применение норм права является важнейшей правовой формойдеятельности административной власти, которое часто осуществляется в особом процессуальном порядке. В некоторых случаях, предусмотренных законодательством, применение возлагаетсяна суды (судей), например, при рассмотрении дел об административных правонарушениях или жалоб на неправомерные действия и решения государственных органов и их должностных лиц.

Основными требованиями правильности применения норм административного права являются: законность, обоснованность, целесообразность.

Законность означает применение компетентными органами государства или должностным лицом административно-правовых норм только в пределах предоставленных полномочий, а также строгое соблюдение процессуального порядка применения нормы и обязанность уполномоченных на то органов и должностных лиц применять ее во всех необходимых случаях.

Обоснованность означает возможность применения нормы только в результате анализа достоверной информации о событии, вызвавшем необходимость ее применения, только после всесторонней проверки всех фактов и обстоятельств дела.

Целесообразность означает, что в результате применения нормы возможно в конкретной ситуации достичь цели, ради которой применяется норма.

Нормы административного права

Статью подготовил ведущий корпоративный юрист Шаталов Станислав Карлович. Связаться с автором

Вернуться назад на Административное право

Административно-правовые нормы (как и нормы других отраслей права) предусматривают установленные государством, его органами представительной либо исполнительной власти, местной администрацией правила должного или возможного поведения субъектов административного права, соблюдение которых обеспечивается специальными мерами государственного воздействия.

Нормам административного права присущи следующие характерные черты:

— обеспечение публичных интересов; организующее начало в системе регулирования управленческих отношений;
— одностороннее властвующее воздействие на субъектов права;
— принудительность.

Нормы административного права, прежде всего, регулируют общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов.

Вместе с тем нормы административного права регулируют общественные отношения, возникающие в процессе реализации полномочий администрацией органов местного самоуправления и администрацией государственных организаций, учреждений, предприятий либо тех из них, где доля государственной собственности преобладает. Многие нормы административного права являются регулятором отношений, складывающихся при решении органами государственной власти, суда и прокуратуры вопросов подбора кадров, назначения на должности оперативного персонала, определения предъявляемых к ним требований, прохождения службы, ответственности служащих, а также иных внутри организационных отношений управленческого характера, входящих в компетенцию данных органов.

Читайте так же:  Производственная травма по дороге на работу

Наконец, административно-правовые нормы регулируют от ношения, возникающие в сфере деятельности общественных организаций (например, общество охраны прав потребителей) и негосударственных организаций, предприятий и учреждений (частные нотариусы, аудиторские фирмы, коммерческие банки) при осуществлении переданных им государством отдельных государственно-властных полномочий.

Итак, административно-правовая норма — это норма права, регулирующая:

а) отношения в сфере деятельности органов исполнительной власти, местной администрации, общественных организаций, некоммерческих и иных негосударственных организаций при реализации порученных им отдельных функций государственного управления;

б) внутриорганизационные управленческие отношения в иных сферах государственной деятельности (органах представительной власти, прокуратуры и суда);
в) отношения в области применения административных взысканий и иных мер административного принуждения;
г) отношения в сфере административной юстиции.

Административно-правовое регулирование имеет государственный характер, поэтому исполнение, применение и соблюдение норм административного права гарантируется не только организационными, разъяснительными, стимулирующими средствами, но при необходимости и мерами государственного принуждения.

На сегодняшнем этапе развития рыночных отношений целесообразно разграничивать административно-правовые нормы, направленные на поддержание обороноспособности страны, общественного порядка, общественной безопасности, охрану окружающей природной среды, собирание налогов и других обязательных платежей (охранительные нормы), и административно-правовые нормы, связанные с регулированием деятельности, как негосударственных коммерческих организаций, так и общественных организаций, с разрешением возникающих коллективных споров между гражданами, государственными органами, органами местного самоуправления и предпринимателями и прочие регулятивные нормы.

Охранительные нормы устанавливают обязательные правила поведения, запреты и ограничения на те или иные действия, регулятивные нормы — использование таких правовых средств, как уведомление о начале деятельности, регистрационный, лицензионный порядок, определение вариантов возможного по ведения, заключение административных договоров, стимулирующие, поощрительные нормы и т. д.

Материальные административно-правовые нормы юридически закрепляют комплекс прав и обязанностей, а также ответственность участников регулируемых административным правом управленческих отношений, т. е. административно-правовой статус органов управления и их должностных лиц. В административно-правовых нормах регламентируется право вой режим, определяющий деятельность не только органов исполнительной власти и местной администрации, но и других участников управленческих отношений. Материальные административно-правовые нормы предусматривают запреты и ограничения на ту или иную деятельность (действия), административные санкции за их нарушения и компетенцию соответствующих органов по применению этих санкций.

В соответствии с юридическим содержанием материальные административно-правовые нормы целесообразно подразделить следующим образом:

Процессуальные административно-правовые нормы определяют общие правила, порядок, процедуру нормотворческой, правоприменительной и юрисдикционной деятельности органов государственного управления и других субъектов административного права. В российском законодательстве на сегодняшний момент процессуально урегулированы в основном лишь административно-юрисдикционные нормы. Процессуальные нормы регулируют отношения по реальному исполнению положений, содержащихся в материальных правовых нормах, причем в каждом конкретном институте административного права можно обнаружить специфические процессуальные положения и процедуры.

Например, в институте государственной службы к процессуальным нормам относятся:

— порядок поступления на службу;
— процедура перемещения служащего и прохождение службы;
— порядок проведения аттестации;
— присвоение специальных званий и рангов;
— дисциплинарное производство; процедура уволь нения и т. д.

По форме предписания административно-правовые нормы подразделяются на императивные (обязательные для исполнения) и диспозитивные (предлагающие несколько вариантов решения).

В зависимости от адресата можно выделить административно-правовые нормы, регламентирующие:

а) организацию и деятельность механизма исполнительной власти;
б) организацию и деятельность местной администрации;
в) административно-правовой статус государственных и муниципальных служащих, должностных лиц;
г) организацию и деятельность общественных организаций и иных негосударственных структур по реализации предоставленных им государственно-властных полномочий в пределах этих полномочий;
д) организацию и деятельность предприятий и учреждений с преимущественным вложением в них государственных средств;
е) административно-правовой статус общественных объединений;
ж) административно-правовой статус негосударственных коммерческих организаций;
з) административно-правовой статус некоммерческих организаций;
и) административно-правовой статус граждан и административно-правовые средства защиты их конституционных прав, свобод, законных интересов.

По масштабам применения административно-правовые нормы могут быть общефедеральными (действующими на всей территории страны), региональными (распространяющими свое действие на территорию субъекта РФ), территориальными (устанавливаемыми органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ с распространением действия лишь на определенные территории, например районы Крайнего Се вера), местными (устанавливаемыми органами местного самоуправления и местной администрацией), локальными (действующими в концернах, консорциумах, объединениях, организациях, предприятиях).

По объему регулирования административно-правовые нор мы делятся на общие, межотраслевые, отраслевые, внутриотраслевые (распространяющиеся на нижестоящие подведомственные органы исполнительной власти, учреждения, предприятия) и общеобязательные (охватывающие всех участников управленческих отношений).

По действию во времени административно-правовые нормы подразделяются на срочные (введенные в действие на определенный срок) и бессрочные (срок действия которых заранее не установлен).

Видео (кликните для воспроизведения).

Законную силу имеют лишь те административно-правовые нормы, которые изданы в пределах компетенции соответствующего органа управления и при этом соблюден предусмотренный законом порядок вступления их в силу в тех случаях, когда это оговорено в законодательстве.

Правило поведения предписываемое административно правовой нормой правомочие в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here