Профессиональная служебная и физическая подготовка сотрудников овд в 2020 году

Самая важная информация по теме: "Профессиональная служебная и физическая подготовка сотрудников овд в 2020 году" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

Публикации

Особенности профессиональной служебной и физической подготовки сотрудников подразделений специального назначения органов внутренних дел Российской Федерации

Полковник полиции Геннадий Нестеров, начальник 2-го отдела УПСНиА МВД России

В организации служебной подготовки сотрудников спецназа нет такого этапа, когда можно сказать, что сделано всё.

Динамика современных общественных и политических процессов, повышение роли полицейского спецназа в обеспечении правопорядка в условиях сложной и быстро меняющейся обстановки требуют особого внимания к организации и проведению мероприятий по профессиональной служебной и физической подготовке сотрудников подразделений специального назначения.

Эту задачу необходимо рассматривать в контексте комплексного подхода, состоящего из повышения компетентности и профессионализма как субъектов управления, т.е. руководителей всех уровней и звеньев, так и непосредственно сотрудников спецподразделений.

В отличие от привычного для многих армейского спецназа, предназначенного преимущественно для проведения специальных операций при защите от внешнего противника, формирования специального назначения полиции должны быть постоянно готовы в первую очередь к выполнению различных силовых задач правоохранительного характера внутри страны.

Данный фактор обусловливает определенные особенности в порядке и качестве подготовки сотрудников спецподразделений, а также слаженности действий подразделения специального назначения в целом и его отдельных групп, созданных для выполнения конкретных функциональных задач.

С этой целью необходимо более эффективно работать с сотрудниками спецподразделений для повышения их мотивации к профессиональному самосовершенствованию. Нужно выстроить более гибкую систему оценки, которая позволит объективно и точно оценивать динамику уровня подготовленности сотрудников.

Немаловажное значение имеет умелое обращение бойцов спецназа со штатным и табельным имуществом вооружения. Здесь необходимо отметить главные особенности проведения занятий по огневой подготовке и непосредственное выполнение упражнений курса стрельб, которые заключаются в оценке результатов стрельбы и ведения огня в составе функциональной группы.

В оценке результатов стрельбы необходимо учитывать степень поражения мишени (цели), добиваясь попадания в так называемые жизненно важные зоны вероятного противника. Отходить от практики учета попадания, когда пробоина задевает поле мишени и так называемое «молоко», рассматривать такое попадание как отрицательный результат. Такой подход обусловлен в первую очередь практической деятельностью спецподразделений, в том числе при выполнении оперативно-­служебных (боевых) задач в Северо-­Кавказском регионе, когда попадание в жизненно важный орган противника не дает гарантии его немедленной нейтрализации, так как он может находиться под воздействием различных наркотических или психотропных средств. Практика показывает, что даже смертельно раненый преступник может оказать активное сопротивление.

Отдельным направлением в проведении занятий по огневой подготовке является выполнение упражнений стрельб в составе функциональных групп (двойки, тройки, четверки) в том числе с использованием бронированного защитного щита. В ходе этих занятий отрабатывается слаженность тактических действий сотрудников в составе группы, порядок поражения цели, а также последовательность смены магазинов после израсходования боеприпасов.

Данные упражнения необходимо начинать отрабатывать в так называемом холостом виде, без ведения стрельбы, добиваясь прежде всего правильности и слаженности действий сотрудников в составе группы боевого порядка. Только после этого можно переходить к ведению стрельбы по мишеням.

Непосредственно учебный процесс в подразделениях специального назначения должен строиться таким образом, чтобы развивать навыки сотрудников – специалистов в своей области, будь то взрывотехник, водолаз, снайпер, при этом вырабатывая слаженность действий в группе.

В теории сказано, что основными методами обучения являются рассказ, показ, тренировка. Соответственно, в подразделениях специального назначения наставниками могут быть только сотрудники, имеющие боевой опыт и педагогические способности. Они также должны участвовать в служебных и боевых мероприятиях, постоянно ощущать на себе динамику рабочего процесса и передавать соответствующие знания молодым сотрудникам.

Обязательной практикой для каждого подразделения является полевой выход, который проводится, как правило, два раза в год – в летний и зимний периоды. Во время его проведения личный состав подразделения, до 50% от общего количества сотрудников, передислоцируются на полигон. Занятия проводятся в составе подразделения (групп) и в соответствии со спецификой деятельности конкретного сотрудника. Сотрудникам ставятся задачи с учетом рельефа местности, погодных условий, времени суток.Нередко происходит объединение полевого выхода спецподразделения с проведением тактико-­специальных учений (ТСУ).

Тактико-­специальные учения призваны совершенствовать управленческие навыки руководства и практическую натренированность личного состава спецподразделения при проведении специальных операций. Для того чтобы приблизить обстановку и условия проведения ТСУ к реальным, необходимо отдавать больше инициативы руководителям функциональных (боевых) групп и условным правонарушителям. Основная цель данных учений – уйти от формата «показных» действий и отработки учебных вопросов по заранее отработанным сценариям.

Самостоятельные активные действия сотрудников, выступающих в роли условных правонарушителей (преступников), отменяют шаблонность ситуации, способствуют принятию оперативных решений и выполнению задач в динамике складывающейся обстановки, практически в реальных условиях.

Способствует положительной и эффективной динамике проведения ТСУ привлечение представителей специальных подразделений взаимодействующих структур (внутренних войск МВД России, ФСБ России, Минобороны России, ФСИН России, а также спецпод­разделений полиции соседнего субъекта Российской Федерации) к отработке совместных действий, в том числе и в роли условного противника.

Вместе с тем подготовка сотрудников спецподразделений проводится не только непосредственно в подразделениях (в пунктах постоянной и временной дислокации), но и в учебных заведениях МВД России по программам дополнительного профессионального образования и профессионального обучения.

Одним из немаловажных аспектов подготовки является профессиональное обучение вновь принятых сотрудников спецподразделений. С 2010 года обучение сотрудников специальных подразделений по данной категории проводится на базе ЦПП им. Героя России майора милиции В.А. Тинькова ГУ МВД России по Московской области (г. Видное-­2), где сотрудники СОБР и ОМОН обучаются в составе спецкурса по соответствующим данной специализации учебным программам.

В заключение хотелось бы отметить, что работа руководящего и инструкторского состава отрядов по повышению уровня профессиональной служебной и физической подготовки – важнейшая составная часть их деятельности, настойчивый и кропотливый труд. В нем нет такого этапа, когда можно сказать, что сделано всё. Совершенствование профессионального мастерства – процесс непрерывный. Иначе говоря, начавшись в момент формирования отряда, он продолжается постоянно, в любых условиях.

Таким образом, повышение уровня обученности сотрудников может достигаться систематической тренировкой подразделений, повышением качества планирования мероприятий профессиональной служебной и физической подготовки, целенаправленной подготовкой руководящего звена, улучшением всестороннего обеспечения подразделений. Это чрезвычайно масштабная, сложная и многоплановая работа, которая является одним из основных направлений служебной деятельности, ее положительные результаты позволяют в установленные сроки наиболее полно реализовать потенциальные возможности специальных подразделений полиции, обеспечивая успешное выполнение поставленных им задач.

Читайте так же:  Оформить придомовую территорию многоквартирного дома в собственность в 2020 году

Вопрос № 3. Подготовка кадров в системе МВД России

Правовой основой организации профессиональной подготовки сотрудников являются Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», ст. 76 Закона о службе в ОВД, приказ МВД России от 3 июля 2012 г. № 663 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» и другие нормативные правовые акты МВД России.

Подготовка кадров для органов внутренних дел осуществляется путем:

1) профессиональной подготовки, предусматривающей приобретение сотрудником органов внутренних дел, поступившим на службу в органы внутренних дел, основных профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения служебных обязанностей;

2) обучения в соответствии с федеральным законом по образовательным программам:

среднего (полного) общего образования с начальной профессиональной подготовкой (суворовские училища);

среднего профессионального образования;

высшего профессионального образования;

послевузовского профессионального образования;

дополнительного профессионального образования;

3) профессиональной служебной и физической подготовки.

Сотрудники, принятые на службу в органы внутренних дел, проходят профессиональную подготовку, предусматривающую приобретение ими основных профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения служебных обязанностей, в том числе в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, а сотрудники, имеющие специальные звания полиции (ст. 18 ФЗ «О полиции») обязаны проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Сотрудники, принятые на службу в органы внутренних дел, проходят профессиональную подготовку:

в центрах профессиональной подготовки;

в образовательных организациях МВД России.

Профессиональная подготовка проводится только по очной форме обучения.

Профессиональную подготовку не проходят сотрудники:

ранее проходившие службу в органах внутренних дел и поступившие вновь на службу (при наличии в личном деле документов, подтверждающих прохождение ими первоначальной подготовки (специального профессионального обучения)) не позднее пяти лет с даты увольнения со службы в органах внутренних дел;

назначенные на должности высшего начальствующего состава.

В ходе профессиональной подготовки сотрудники проходят специальную подготовку к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Слушатели, не изучившие условий выполнения упражнений стрельб, не получившие необходимых знаний, умений и навыков и не усвоившие меры безопасности при обращении с оружием, к практическим стрельбам из огнестрельного оружия не допускаются.

Слушатели могут в соответствии с законодательством Российской Федерации привлекаться к участию в мероприятиях по обеспечению общественной безопасности и охране общественного порядка и выполнению ими других обязанностей, возложенных на органы внутренних дел. Запрещается использовать слушателей в оперативных мероприятиях, когда может возникнуть угроза их жизни либо когда их самостоятельные действия в силу профессиональной неподготовленности могут привести к нарушению, ущемлению прав, свобод и законных интересов граждан.

Привлечение слушателей к хозяйственным и иным работам, не связанным с обеспечением учебного процесса, не допускается.

Слушатели, выполнившие в полном объеме учебный план по программам первоначальной подготовки и успешно сдавшие итоговые зачеты и экзамены в центре профессиональной подготовки, образовательной организации МВД России, считаются прошедшими профессиональную подготовку.

По окончании профессиональной подготовки начальником центра профессиональной подготовки или образовательной организации МВД России издается приказ об окончании слушателями обучения и направлении их для прохождения службы в органы, организации и подразделения МВД России. Результаты профессиональной подготовки и рекомендации по дальнейшему прохождению службы сотрудника отражаются в Заключении о прохождении профессиональной подготовки.

Подготовка кадров для замещения должностей среднего, старшего и высшего начальствующего состава осуществляется преимущественно в образовательных организациях высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также в образовательных организациях дополнительного профессионального образования в соответствии с федеральным законом.

Дополнительное профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел включает в себя профессиональную переподготовку, повышение квалификации, стажировку, которые могут осуществляться с отрывом, с частичным отрывом или без отрыва от выполнения служебных обязанностей.

Получение сотрудником дополнительного профессионального образования является преимущественным основанием для включения сотрудника в кадровый резерв или продолжения замещения им соответствующей должности в органах внутренних дел.

По решению уполномоченного руководителя сотрудник органов внутренних дел, имеющий высшее профессиональное образование, заключивший контракт на неопределенный срок, может быть с его согласия направлен в соответствующее образовательное учреждение высшего профессионального образования для получения другого высшего профессионального образования по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения либо в форме экстерната. С таким сотрудником заключается в письменной форме дополнительное соглашение, в котором указываются:

наименование и местонахождение образовательной организации;

наименование и местонахождение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, направляющих сотрудника на обучение;

периоды времени, предоставляемые сотруднику для прохождения вступительных испытаний, текущей или итоговой аттестации;

обязательство сотрудника по окончании обучения продолжить службу в органах внутренних дел в течение не менее пяти лет в случае, если оплата обучения производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;

ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий соглашения.

Сотруднику органов внутренних дел, обучающемуся в образовательном учреждении высшего профессионального образования по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения либо в форме экстерната, предоставляются социальные гарантии, установленные законодательством Российской Федерации.

Профессиональная служебная и физическая подготовка осуществляется по месту службы сотрудника органов внутренних дел.

Профессиональная служебная и физическая подготовка осуществляется по месту службы сотрудников в целях совершенствования их профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения служебных обязанностей, в том числе в условиях, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, и включает в себя следующие виды:

Профессиональная служебная и физическая подготовка сотрудников организуется еженедельно в служебное время (в пределах нормальной продолжительности служебного времени). В подразделениях органов, организаций и подразделений МВД России, сотрудники которых осуществляют сменный режим службы, обучение в системе профессиональной служебной и физической подготовки может быть организовано за пределами нормальной продолжительности служебного времени с предоставлением в установленном порядке соответствующих компенсаций.

На занятия по профессиональной служебной и физической подготовке сотрудники прибывают в повседневной форме одежды по сезону (за исключением сотрудников подразделений специальных технических мероприятий и оперативно-поисковых подразделений). Форма одежды устанавливается лицами, проводящими занятия.

Занятия по профессиональной служебной и физической подготовке начинаются в подразделениях органов, организаций и подразделений МВД России в феврале, а в образовательных учреждениях МВД России — одновременно с началом учебного года. Занятия по видам профессиональной служебной и физической подготовки продолжаются в течение года и могут проводиться в режиме единого дня проведения занятий.

Учебный год заканчивается проведением итоговых занятий по определению уровня профессиональной подготовленности сотрудников с обязательной проверкой профессиональных знаний, умений и навыков по видам профессиональной служебной и физической подготовки.

Читайте так же:  Развод родителей и алименты

Итоговые занятия проводятся в четвертом квартале каждого года (в образовательных учреждениях МВД России – по окончании учебного года) комиссиями органов, организаций и подразделений МВД России и являются обязательными. Проверке в ходе итоговых занятий подлежит 100% сотрудников, прошедших первоначальную подготовку.

Итоговые занятия по определению уровня профессиональной подготовленности сотрудников являются проверкой на их профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Результаты итоговых занятий учитываются при присвоении квалификационных званий в соответствии с Инструкцией о порядке присвоения квалификационных званий сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 10 января 2012 г. № 1.

В отношении сотрудников, признанных профессионально непригодными к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия (получивших по результатам итоговых занятий неудовлетворительную оценку), руководителем (начальником) органа, организации или подразделения МВД России принимается решение в соответствии с частью 4 статьи 33 Закона о службе в ОВД.

III. Заключительная часть

1. Ответы на вопросы слушателей.

2. Закрепление темы, вопросы для самоконтроля:

2.1. Специальные звания в системе МВД России и виды должностей.

2.2. Перевод по службе в органах внутренних дел.

2.3. Подготовка кадров в системе МВД России.

3. Подведение итогов занятия.

4. Задание на самоподготовку: изучить конспект урока и рекомендованную литературу (глава 2 стр. 59-69 учебника «Профессиональное обучение сотрудников ОВД по должности полицейский», МВД-2014г.).

подполковник полиции С.В. Беляева

«_____» _____________ 20____ г.

Начальник цикла-преподаватель ЮиСД ЦПП

УМВД России по Вологодской области

подполковник полиции М.А. Таничев

План-конспект рассмотрен на заседании цикла «Юридических и специальных дисциплин» «_____»_________ 20__ г., протокол № _______

к план-конспекту по теме «Поступление на службу в органы

внутренних дел Российской Федерации, порядок и условия ее прохождения и прекращения»

проведения занятий по дисциплине «Прохождение службы в органах внутренних дел»

ЛИТЕРАТУРА

Нормативные правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (ред. от 30.12. 2008) // Российская газета. № 237. 25 декабря.

2. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».

3. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

4. Указ Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г. № 1575 «Вопросы прохождения службы сотрудниками органов внутрен­них дел Российской Федерации».

5. Приказ МВД России от 9 января 2013 г. № 3 «Об утверждении Порядка присвоения очередных специальных званий, соответствующих должностям среднего и старшего начальствующего состава, до подполков­ника полиции, подполковника внутренней службы, подполковника юсти­ции включительно, а также первых и очередных специальных званий, со­ответствующих должностям рядового состава и младшего начальствующе­го состава».

6.Приказ МВД РФ от 3 июля 2012 г. № 663 « Об утверждении порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел РФ».

7. Приказ МВД РФ от 10 января 2012 года № 1 «Об утверждении Инструкции о порядке присвоения квалификационных званий сотрудникам органов внутренних дел РФ».

1. Барсуков С.И., Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 30 ноября 2011 г. «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (постатейный). Деловой мир. 2012. 424 с.

2. Организация кадровой работы в органах внутренних дел: курс лекций / под ред. Кубышко В.Л. М.: ДГСК МВД России, 2012. 216 с.

3. Права полиции в схемах: справочное пособие / под ред. Футо С.Р. и Черникова В.В. М.: Издательский дом «Городец», 2011. 128 с.

Физическая подготовка как часть профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел системы МВД РФ

юридические науки

  • Ермолаев Александр Петрович , старший преподаватель
  • Башкирский государственный университет, Стерлитамакский филиал
  • Терёнина Татьяна Юрьевна , студент
  • Стерлитамакский филиал, Башкирский государственный университет
  • ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
  • ОВД
  • ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
  • ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
  • ОБУЧЕНИЕ
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Похожие материалы

Формирование высокопрофессиональной кадровой основы, выработка оптимальных направлений дальнейшего развития и совершенствования системы МВД РФ, и, как следствие, оптимизация деятельности по борьбе с преступностью, защита прав и свобод граждан, основ конституционного строя, предполагает уделения своевременного должного внимания государства профессиональной подготовке сотрудников системы МВД в целом.

По утверждению А.А. Кобозева, профессиональная подготовка представляет собой специальную профессионально-прикладную педагогическую систему, реализуемую как в образовательных учреждениях, так и непосредственно по месту службы, и охватывает весь период службы сотрудников [3].

Согласно Приказу МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 “Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации”, программа физической подготовки сотрудников системы МВД включает в себя а) прикладную гимнастику и атлетическую подготовку; б) легкую атлетику и ускоренное передвижение; в) преодоление препятствий, г) лыжную подготовку; д) плавание; е) боевые приемы борьбы и т.п. с специально установленными нормативами [5].

Также в Приказе № 450 имеется план специальной полосы препятствий для организации руководителями структурных подразделений МВД наиболее эффективной физической подготовки их сотрудников (Рис. 1).

Видео (кликните для воспроизведения).

Рисунок 1. Специальная полоса препятствий. Условные обозначения: 1 — гимнастический конь высотой 135 см; 2 — три медицинбола весом 4 кг; 3 — «ящик» или мешок массой J кг, 4 вертикальный шест; 5 — три скамейки высотой 45 см; 6 — гимнастические брусья высотой 160 см; 7 — гимнастическое бревно высотой 120 см; 8 — забор высотой 2 м; 9 — боксерский мешок или борцовское чучело массой 30 кг.

Несмотря на то, что в настоящее время используются возможности профессионального обучения граждан, как впервые принимаемых на службу, так и сотрудников, уже состоящих на службе в системе МВД, по образовательным программам среднего, высшего и дополнительного профессионального образования системы МВД России [4], тем не менее они применяются недостаточно эффективно, причины чего кроются как в объективных, так и субъективных причинах.

Во-первых, имеются недостатки в содержательной и методической подготовке руководителей учебных групп. В соответствии с п. 111 Приказа МВД России от 31.03.2015 № 385 руководители учебных групп назначаются из числа руководителей (начальников) органов, организаций и подразделений МВД России [4].

К сожалению не все руководители имеют соответствующую подготовку для организации и проведения занятий. Как отмечает исследователь проблем профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, профессор Н.В. Астафьев, одна из наиболее важных причин низкого уровня физической и огневой подготовки сотрудников органов внутренних дел это отсутствие многоуровневой системы высшего профессионального образования, а также подготовки научно-педагогических кадров сотрудников, обеспечивающих служебно-боевую подготовку органов внутренних дел [1].

Читайте так же:  Российское гражданство понятие основания приобретения и прекращения в 2020 году

Во-вторых, не все органы внутренних дел обеспечены в полной мере необходимыми материально-техническими средствами. Например, собственные стрелковые тиры имеют немногим более 30% органов, собственные спортивные залы около 15%, чего явно недостаточно для эффективного обучения сотрудников в системе профессиональной служебной и физической подготовки.

В-третьих, занятия в рамках профессиональной служебной и физической подготовки зачастую проводятся чисто формально: лица, ответственные за посещение вверенным личным составом занятий по профессиональной служебной и физической подготовке, не всегда направляют личный состав на занятия, например, в виду проведения неотложных следственных действий или оперативно-розыскных мероприятий, исполнения «сроковых» документов, составления и направления отчетов в вышестоящие органы внутренних дел и т.д [2].

Также, до сих пор до конца не урегулирован вопрос проведения занятий с категорией сотрудников органов внутренних дел несущих службу в сменном режиме. В п. 105 Приказа МВД России от 31.03.2015 № 385 прописано: «В подразделениях органов, организаций и подразделений МВД России, сотрудники которых осуществляют сменный режим службы, обучение в системе профессиональной служебной и физической подготовки «может быть организовано» за пределами нормальной продолжительности служебного времени с предоставлением в установленном порядке соответствующих компенсаций». При этом на практике предоставление компенсаций сотрудникам, несущим службу в сменном режиме, имеет определенные трудности с реализацией, что в целом негативно сказывается на отношении сотрудников к занятиям.

Как определено в Проекте концепции кадровой политики МВД РФ в органах внутренних дел на период до 2020 года, одной из приоритетных задач в области профессиональной подготовки кадров является модернизация ведомственной системы профессиональной служебной и физической подготовки, обеспечивающей поддержание высокого уровня профессиональной квалификации сотрудников органов внутренних дел, ориентированной на актуальные задачи оперативно-служебной деятельности и адаптированной к региональной специфике [6].

Из вышеизложенного следует, что система профессиональной служебной и физической подготовки обладает большими возможностями для повышения профессиональной компетентности сотрудников органов внутренних дел в процессе их служебной деятельности, но эти возможности в недостаточной мере используются на практике. Для совершенствования системы профессиональной служебной и физической подготовки, необходимо провести комплекс мер по совершенствованию организационно-штатного обеспечения, организации профессиональной служебной и физической подготовки на качественно иных принципах, обеспечивающих жесткую взаимосвязь содержания подготовки с потребностями подразделений, применение инновационных подходов и инновационных технологий обучения сотрудников органов внутренних дел.

Список литературы

  1. Астафьев Н.В. Высшее профессиональное образование и послевузовское образование сотрудников, обеспечивающих служебно-боевую подготовку органов внутренних дел. URL: http://www.informio.ru/publications/ >

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Профессиональная служебная и физическая подготовка в ОВД

Профессиональная служебная и физическая подготовка сотрудника органов внутренних дел в соответствии п.17 ст.76 ФЗ «О службе в органах внутренних дел» осуществляется по месту их службы.

Детальная же регламентация профессиональной служебной и физической подготовки указана в Приказе МВД РФ от 29.06.2009 N 490 (ред. от 30.06.2011) «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».

На занятиях по служебной подготовке с сотрудниками изучаются:

опыт работы органов (подразделений, учреждений) внутренних дел Российской Федерации и иностранных государств в борьбе с преступностью и терроризмом, в обеспечении общественного порядка, защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, дипломатических представительств и консульств иностранных государств, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств;

вопросы соблюдения законности при проведении специальных операций и режимных мероприятий;

приемы и способы успешного решения оперативно-служебных задач сотрудниками различных специальностей;

вопросы необходимой обороны и крайней необходимости, условия и пределы применения физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия на основе моделирования конкретных ситуаций оперативно-служебной деятельности;

вопросы внедрения и использования в охране общественного порядка информационно-телекоммуникационных технологий, технических средств контроля и управления нарядами;

опыт взаимодействия со средствами массовой информации в целях успешного решения оперативно-служебных задач;

современные формы и методы организаторской и управленческой деятельности в органах (подразделениях, учреждениях) внутренних дел, в том числе технические средства контроля и управления нарядами;

средства и методы, обеспечивающие эффективное выполнение различных оперативно-служебных задач;

опыт взаимодействия руководителей органов (подразделений, учреждений) внутренних дел с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и общественностью, средствами массовой информации;

современные средства, методы и формы обучения сотрудников профессиональным знаниям, умениям и навыкам и другие вопросы, связанные с выполнением служебных обязанностей;

действия руководителей и лиц начальствующего состава органов (подразделений, учреждений) внутренних дел, назначенных для планирования мероприятий боевой и мобилизационной готовности, гражданской обороны и участвующих в проведении мероприятий по подготовке к переводу органов (подразделений, учреждений) внутренних дел на работу в условиях военного времени и по гражданской обороне.

На занятиях по физической подготовке формируются иотрабатываются:

двигательные качества и навыки, необходимые в повседневной деятельности и при возникновении чрезвычайных ситуаций;

развитие скорости, взрывной и абсолютной силы, обеспечивающих быстрое преследование, превосходство в силовом противодействии, сдерживании или вытеснении толпы;

подготовка к преследованию правонарушителей и длительному ускоренному передвижению на местности, в том числе с преодолением водных преград, естественных и искусственных препятствий;

готовность сотрудников к действиям в экстремальных ситуациях пресечения противоправных действий, а также поиска, преследования и задержания активно сопротивляющегося правонарушителя;

подготовка к силовому пресечению противоправных действий с использованием специальных средств, табельного оружия, боевых приемов борьбы;

овладение системой практических умений и навыков самозащиты и личной безопасности в типичных и экстремальных ситуациях служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел;

практические навыки применения боевых приемов борьбы (в том числе в средствах индивидуальной бронезащиты, летней и зимней форме одежды, на фоне физической и психической нагрузок) в условиях, максимально приближенных к реальным ситуациям силового единоборства с правонарушителями.

Формами проведения занятий по служебной и физической подготовке являются:

1. постоянно действующий семинар;

2. лекции, семинары (применяются для формирования знаний у сотрудников);

3. практические занятия, тренинги, моделирование ситуаций оперативно-служебной деятельности (применяются для формирования умений и навыков у сотрудников).

Для проведения занятий могут приглашаться лица из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений МВД России, других учебных заведений, ведущие специалисты органов государственной власти и управления, научных учреждений, предприятий, общественных организаций.

Порядок организации служебной и физической подготовки:

Служебная и физическая подготовка сотрудников организуется в органах (подразделениях, учреждениях) еженедельно в рабочее время.

В строевых подразделениях полиции, а также других подразделениях, где сотрудники осуществляют сменный режим службы, обучение в системе данной подготовки может быть организовано в нерабочее время. Для таких сотрудников предусматривается компенсация в соответствии с положениями действующего трудового законодательства и нормативными правовыми актами МВД России за проведение с ними занятий в нерабочее время.

Читайте так же:  Признание потерпевшим по делу об административном правонарушении в 2020 году

Для организации занятий по служебной и физической подготовке начальниками органов (подразделений, учреждений) внутренних дел издается приказ, в котором:

1. отражаются краткий анализ итогов обучения сотрудников в истекшем учебном году, недостатки, имевшие место в обучении, и пути их устранения;

2. определяются задачи на новый учебный год, исходя из приоритетных направлений борьбы с преступностью, уровня профессиональной подготовленности личного состава и оперативной обстановки в регионе;

3. устанавливаются дни недели (месяца) для занятий по разделам подготовки согласно примерному расчету часов.

Приложениями к приказу являются: примерный перечень тем (тематический план) для изучения по служебной подготовке с учетом специфики исполнения служебных обязанностей различными категориями сотрудников; количество и состав учебных групп, их руководители, лица, ответственные за ведение учетно-планирующей документации, а также другие материалы, необходимые для организации профессиональной подготовки сотрудников.

Занятия по служебной и физической подготовке начинаются:

1. в органах (подразделениях, организациях) внутренних дел и строевых подразделениях полиции — в январе;

2. в образовательных учреждениях МВД России — одновременно с началом учебного года.

Занятия по разделам профессиональной подготовки продолжаются в течение 10 месяцев. Учебный год заканчивается проведением итоговых занятий и с обязательным принятием дифференцированных зачетов по служебной и физической подготовке. При необходимости занятия могут быть продолжены до окончания календарного года.

По разделу физической подготовки занятия продолжаются весь год.

Лица, проводящие занятия по профессиональной служебной подготовке, по каждой изучаемой теме должны иметь соответствующий план-конспект и проводить выборочную проверку качества усвоения знаний сотрудниками изученного материала с выставлением им индивидуальных оценок в журналах учета служебной и физической подготовки.

Сотрудники, в том числе имеющие допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, обязаны вести записи в ходе занятий по изучаемой тематике в служебных (рабочих) тетрадях (прошнурованных, пронумерованных, скрепленных печатью и зарегистрированных в подразделениях делопроизводства) в объеме, необходимом для повторного самостоятельного изучения. Срок хранения тетрадей — пять лет.

К проведению занятий по служебной и боевой подготовке в зависимости от специфики изучаемой тематики в обязательном порядке привлекаются специалисты соответствующих органов (подразделений, учреждений), в том числе руководящий и инспекторский состав вышестоящих органов, профессорско-преподавательский состав образовательных учреждений МВД России, специалисты правоохранительных органов, других федеральных органов исполнительной власти.

Руководители учебных групп (начальники (командиры) структурных подразделений органов (подразделений, учреждений) внутренних дел) обязаны:

1. организовывать обучение и подготовку сотрудников и лично проводить занятия по разделам подготовки;

2. обеспечивать контроль за посещаемостью занятий в учебных группах;

3. осуществлять регулярную проверку уровня знаний сотрудников, а также ведение ими записей в служебных (рабочих) тетрадях;

4. создавать необходимую обстановку и условия, стимулирующие у личного состава потребность в постоянном повышении своих знаний по специальности, навыков обращения с оружием, специальными средствами, приемами задержания;

5. совершенствовать имеющиеся и внедрять новые формы и методы обучения сотрудников;

6. докладывать на оперативных совещаниях о состоянии профессинальной подготовки в подразделении и уровне профессиональной подготовленности своих подчиненных;

7. подводить итоги учебы сотрудников за прошедший учебный год и определять задачи на новый учебный год.

Начальники органов (подразделений, учреждений) внутренних дел, их заместители по курируемым направлениям профессиональной служебной деятельности обязаны:

1. осуществлять контроль за организацией обучения сотрудников в процессе оперативно-служебной деятельности;

2. принимать непосредственное участие в проведении контрольно-проверочных и итоговых занятий по определению уровня профессиональной подготовленности сотрудников к выполнению служебных задач;

3. проводить работу по анализу результатов служебной и физической подготовки во взаимосвязи с показателями оперативно-служебной деятельности органов (подразделений, учреждений) внутренних дел;

4. не реже одного раза в квартал (полугодие) рассматривать на оперативных совещаниях вопрос о состоянии профессиональной подготовки личного состава во взаимосвязи с показателями их оперативно-служебной деятельности;

5. давать принципиальную оценку руководителю структурного подразделения (учебной группы) за состояние подготовленности личного состава к выполнению служебных задач;

6. принимать действенные меры по развитию учебно-материальной базы, ее оснащению и оборудованию;

7. в установленном порядке представлять отчеты за прошедший учебный год в вышестоящие органы.

Профессиональная служебная и физическая подготовка сотрудников овд в 2020 году

Ключевые слова: СОТРУДНИКИ ПОЛИЦИИ; ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА; ПРЕСЕЧЕНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ; ТАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ; СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ; POLICE OFFICERS; PROFESSIONAL TRAINING; SUPPRESSION OF OFFENCES AND CRIMES; TACTICS OF APPLYING PHYSICAL FORCE; SPECIAL MEANS AND FIREARMS.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (далее – ФЗ «О полиции») полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

Для выполнения своего предназначения и задач, стоящих перед сотрудниками полиции, последние наделены правом применения мер принуждения, осуществляемого от имени государства. Практика показывает, что сотрудники полиции при выполнении служебных обязанностей, в частности при пресечении правонарушений и преступлений, при задержании лиц их совершивших, при осуществлении доставления правонарушителей и преступников в служебные помещения часто сталкиваются с противодействием и неповиновением. Противодействие и неповиновение выражается не только в пассивном невыполнении требований сотрудников полиции, но и в совершении нападений на них, в том числе с использованием оружия или предметов, используемых в качестве оружия. Таким образом, создается угроза жизни и здоровья сотрудников полиции.

«Из обзора МВД России «О профилактике чрезвычайных происшествий, связанных с гибелью и ранениями сотрудников органов внутренних дел»: в 1 полугодии 2014 года резко возросло количество чрезвычайных происшествий, связанных с гибелью и ранениями сотрудников в результате огневого и физического контакта с правонарушителями. За указанный период погибло 10 и ранено (травмировано) 98 сотрудников органов внутренних дел, в том числе: при задержании правонарушителей – 3 и 50, при нападении на сотрудников – 3 и 18, при разбирательстве с задержанными – 1 и 6, при доставлении правонарушителей – 0 и 6, при проверке документов у подозрительных лиц – 0 и 3, при других обстоятельствах – 3 и 15. Анализ показывает, что основными причинами гибели и ранений сотрудников являются непрофессионализм рядового и начальствующего состава, психологическая неготовность к выполнению оперативно-служебных задач, халатность и недисциплинированность при исполнении служебных обязанностей».[1, с. 7] В сети Интернет регулярно появляются видеоролики об оказании сопротивления сотрудникам полиции и о совершении на них нападений в целях воспрепятствования выполнению ими своих служебных обязанностей.

Читайте так же:  Восстановление руководителя на работе

В современных условиях для того, чтобы полиция действительно смогла выполнить свое предназначение по защите жизни, здоровья, прав и свобод человека, по противодействию преступности, по охране общественного порядка и по обеспечению общественной безопасности, сотрудник полиции должен обладать необходимыми знаниями, умениями и навыками в области охраны общественного порядка, в области правовых оснований и тактики применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ «О службе в ОВД РФ») сотрудник органов внутренних дел обязан поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего выполнения служебных обязанностей, в установленном порядке проходить профессиональное обучение.

Правовую основу профессионального обучения сотрудников ОВД составляют Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФЗ «О службе в ОВД РФ» и приказ МВД России от 31 марта 2015 г. №385 «Об утверждении порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации».

Сотрудники органов внутренних дел, впервые принимаемые на службу, до самостоятельного исполнения служебных обязанностей проходят обучение по программам профессиональной подготовки в целях приобретения ими основных профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения служебных обязанностей, в том числе в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Профессиональная подготовка сотрудников органов внутренних дел осуществляется в образовательных организациях системы МВД России.

В рамках профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел большое внимание уделяется приобретению ими знаний, умений и навыков по несению службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, по тактике применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Однако вышеуказанная статистика гибели и ранений сотрудников органов внутренних дел говорит о том, что сотрудники органов внутренних дел не всегда выполняют тактически грамотные действия при пресечении правонарушений и преступлений и при задержании лиц, их совершивших. Сотрудники органов внутренних дел зачастую слабо знают основания и запреты применения огнестрельного оружия, основания, запреты и ограничения применения специальных средств, основания применения физической силы. Некоторые сотрудники органов внутренних дел не решаются вовремя применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие.

«Анализ показывает, что основными причинами гибели и ранений сотрудников при исполнении служебных обязанностей являются: недостаточная профессиональная и психологическая подготовленность личного состава к действиям в экстремальных ситуациях; потеря бдительности при разбирательстве с подозреваемыми и задержанными; нарушение правил дорожного движения и непринятие мер безопасности при использовании транспорта; боязнь правовых последствий применения оружия» [2, c. 3].

Действительность такова, что наличие форменного обмундирования и служебного удостоверения, обозначающих принадлежность к правоохранительным органам, не гарантируют, выполнение гражданами и, тем более, правонарушителями, законных требований сотрудников полиции. Это объясняется тем, что сотрудники полиции не пользуются должным авторитетом в обществе. Часть общества на сегодняшний день в принципе криминальна, то есть систематически и сознательно нарушают закон, другая часть общества ставит под сомнение законность действий сотрудников полиции, в связи, с чем не стремится выполнять их требования, третьи полагают, что могут самостоятельно защитить свои права.

В настоящее время среди граждан, особенно среди молодежи, популярны секции и школы единоборств различных стилей, где за вознаграждение любой желающий может получить навыки ведения рукопашного боя и развить в себе физическую подготовленность.

Все вышеизложенное создает реальные предпосылки для оказания физического противодействия сотрудникам полиции в ходе оперативно-служебной деятельности последних. Чтобы выступать реальным гарантом прав и свобод человека и гражданина, быть реальным защитником граждан от противоправных и преступных посягательств, сотрудник полиции должен быть тактически и физически подготовленным к действиям в условиях, связанных с применением физической силы.

На основании изложенного, считаем необходимым включить в процесс профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел упражнения, которые помогут сформировать психологическую, физическую и тактическую готовность сотрудников полиции к применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в реальных условиях выполнения оперативно-служебных задач.

Упражнение «Быстрое приведение оружия в боевую готовность при внезапном нападении на сотрудника полиции», цель которого развитие и совершенствование навыков быстрого извлечения пистолета из кобуры и привидения его в боевую готовность в условиях перемещения на разрыв дистанции от нападающего.

Упражнение «Дуэль», цель которого развитие и совершенствование навыков передвижения в условиях огневого противодействия противника.

Упражнение «Осмотр помещений – мест возможного укрытия преступников и иных правонарушителей», цель которого обучить сотрудников полиции производить осмотр зданий, сооружений и иных помещений, а также, задержание и досмотр преступников и правонарушителей, соблюдая меры личной безопасности и применяя при необходимости физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в условиях ограниченного пространства.

Упражнение «Задержание и досмотр вооруженного преступника после преодоления полосы препятствий», цель которого выработать у сотрудников органов внутренних дел необходимые морально-волевые качества и специальную физическую выносливость, которые позволят выполнять тактически грамотные действия на фоне усталости и других сбивающих факторов.

Вышеуказанные упражнения могут отрабатываться в рамках таких дисциплин как «Тактико-специальная подготовка. Основы личной безопасности», «Профессиональные модули» и «Комплексный практикум по огневой и физической подготовке».

Эти упражнения, за исключением преодоления полосы препятствий, могут выполняться в любых помещениях, в том числе на улице практически при любых погодных условиях, что обеспечивает готовность сотрудника полиции к выполнению оперативно-служебных задач в реальных условиях, а не только в условиях спортивного зала или тактического полигона. Важным моментом является и то, что вышеуказанные упражнения необходимо выполнять в повседневном форменном обмундировании, либо в одежде, схожей с обмундированием сотрудника полиции, с обязательным ношением оружия в кобуре, наручников и палки специальной как минимум. Это необходимо для того, чтобы впоследствии форменное обмундирование не мешало сотруднику полиции выполнять какие-либо движения при задержании правонарушителей. Не секрет, что форма сотрудника полиции далеко не всегда приспособлена для активных действий по преследованию и задержанию правонарушителей и преступников, пресечению правонарушений и преступлений.

Видео (кликните для воспроизведения).

Считаем, что регулярное выполнение сотрудниками органов внутренних дел вышеуказанных упражнений обеспечит формирование необходимых морально-волевых качеств, чувства уверенности в себе и надлежащего уровня физической и тактической подготовки, что в конечном итоге приведет к успешному выполнению оперативно-служебных задач, а также обеспечит высокую работоспособность в процессе служебной деятельности.

Профессиональная служебная и физическая подготовка сотрудников овд в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here