Процедура включения в реестр недобросовестных поставщиков в 2020 году

Самая важная информация по теме: "Процедура включения в реестр недобросовестных поставщиков в 2020 году" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

ФАС РФ может включить недобросовестного поставщика в реестр значительно позже даты принятия решения

Добрый день, дорогие коллеги и соратники! Думаю, что многим из вас близка тема государственных и муниципальных закупок и «награждения» подрядчиков почетным знаком недобросовестности. В законе установлен определенный срок, в течение которого сведения о таких подрядчиках появляются в общедоступном Реестре недобросовестных подрядчиков. О том, что случится, если такой срок нарушен, рассказала Судебная коллегия ВС РФ по экономспорам в Определении от 12.08.2016 № 310-КГ16-5426 по делу № А48-2255/2015.

Главный вывод: сведения о включении компании в реестр недобросовестных поставщиков могут появиться в интернете намного позже даты, когда соответствующее решение было принято антимонопольным органом. Такое опоздание не является нарушением, если к моменту внесения записи срок исключения компании из реестра еще не наступил.

Кому интересно: государственным (муниципальным) заказчикам, компаниям и предпринимателям, которые являются или планируют стать поставщиками, подрядчиками, исполнителями в государственных (муниципальных) закупках.

Запись о недобросовестном поставщике три месяца добиралась до реестра

Муниципальное учреждение (заказчик) и общество и ограниченной ответственностью (подрядчик) по итогам электронного аукциона заключили договор на разработку научно-проектной документации. По решению арбитражного суда этот договор расторгнут в связи с существенным нарушением условий подрядчиком. Заказчик направил в антимонопольный орган письмо с просьбой внести сведения о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Приказом антимонопольного органа от 17.09.2014 общество на два года было включено в РНП, однако на сайте zakupki.gov.ru запись об этом появилась только 3 декабря.

Общество обратилось в суд с заявлением о признании недействительным приказа УФАС о включении общества в РНП и об обязании антимонопольного органа исключить из РНП соответствующую реестровую запись. Свои требования общество обосновало тем, что его не известили о времени о месте рассмотрения антимонопольным органом вопроса о включении информации о нем в РНП, не направили решение о включении информации в РНП. Кроме того, информация в РНП о дате расторжения контракта не соответствует дате постановления суда апелляционной инстанции по делу о расторжении контракта, а информация об обществе в РНП была внесена на два месяца позже даты вынесения оспариваемого приказа.

Суд первой инстанции с претензиями общества согласился и требование удовлетворил, исходя из того, что антимонопольный орган в любом случае должен проверять информацию о недобросовестном поставщике, а в данном случае проверка не проводилась. Суд руководствовался положениями п. 12 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (утв. постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1062, далее – Правила ведения РНП). Эта норма предусматривает, что вопрос о включении информации о компании в РНП в связи с односторонним отказом заказчика от контракта при нарушении со стороны подрядчика рассматривается с участием представителей и заказчика, и подрядчика. По результатам рассмотрения такого вопроса выносится решение (а не приказ, как было в рассмотренном деле). Однако вопреки указанным требованиям общество не было извещено о времени и месте рассмотрения вопроса о включении информации о нем в РНП, решение антимонопольный орган также не вынес.

Апелляционная инстанция отменила решение и в удовлетворении требований отказала. По мнению судей, Правила, на которые ссылалась первая инстанция, не распространяются на случаи расторжения госконтракта по решению суда, а потому соблюдать их антимонопольному органу было не нужно. По мнению суда, действия Управления ФАС в данном случае регулируются приказом ФАС России от 27.08.2007 № 267 (далее – Приказ № 267). Нарушение срока внесения сведений об обществе в РНП, по мнению судей, не свидетельствует о незаконности действий заказчика и антимонопольного органа.

Арбитражный суд округа вновь поддержал общество, отменив постановление и оставив в силе решение первой инстанции.

Антимонопольный орган не опаздывает с внесением записей, он задерживается

В Верховном суде РФ подрядчику отстоять свою позицию не удалось — судьи отменили постановление кассационной инстанции и оставили в силе постановление апелляционного суда. Основанием для включения сведений о подрядчике в РНП стало судебное решение, которым расторгнут муниципальный контракт. Поскольку данное решение обязательно для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций,должностных лиц и граждан, у антимонопольного органа не было обязанности проверять информацию, содержащуюся в этом судебном акте. Само по себе такое решение является достаточным основанием для включения общества в РНП.

При этом судьи отметили, что внесение сведений о недобросовестном поставщике в РНП может происходить и на основании приказа антимонопольного органа (а не решения, как того требовала первая инстанция), если основанием для внесения такой записи является судебное решение (п. 7 Приказа № 267).

Для внесения сведений о компаниях в РНП законодательством установлен определенный срок. При этом включение лица в РНП не предполагается бессрочным, а ограничено двумя годами со дня его внесения в указанный реестр (ч. 9 ст. 104 Закона № 44-ФЗ). Антимонопольный орган включил информацию о подрядчике в РНП с нарушением установленного срока, однако это не повлекло нарушения прав и законных интересов компании, поскольку срок для исключения информации из реестра на момент рассмотрения дела судом не наступил.

Отмечу, что вопрос о том, как в случае подобной просрочки считать двухлетний срок – с момента внесения данных в РНП или с момента вынесения приказа, никто из судов не затронул. Если два года антимонопольный орган будет считать формально, с момента внесения записи в РНП, то данные о подрядчике будут содержаться в реестре необоснованно долго (и, полагаю, незаконно). Если же считать два года с момента издания приказа, это не будет соответствовать норме ч. 7 ст. 104 Закона № 44-ФЗ. В то время как задержку внесения записи в РНП на несколько месяцев сложно будет признать не нарушающей права и законные интересы подрядчика (или поставщика, исполнителя). Представляется, что самый реалистичный вариант — исчислять срок с момента, когда такая запись должна была быть внесена в РНП в соответствии с установленными законом сроками. Хотя это, конечно, только теория.

Процедура включения в реестр недобросовестных поставщиков в 2020 году

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Постановление Правительства РФ от 20 июля 2019 г. № 947 “О внесении изменений в Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)” (не вступило в силу)

Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 48, ст. 6265; 2014, N 43, ст. 5918).

Читайте так же:  Рассчитать окончательный расчет при увольнении онлайн калькулятор в 2020 году
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 20 июля 2019 г. N 947

Изменения,
которые вносятся в Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

1. Пункты 6 и 7 изложить в следующей редакции:

«6. В случае если победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик в течение 3 рабочих дней с даты признания победителя уклонившимся от заключения контракта направляет в уполномоченный орган информацию и документы, предусмотренные частью 4 статьи 104 Федерального закона.

7. В случае если участник закупки, с которым заключается контракт в случаях, предусмотренных пунктами 24, 25 — 25.3 части 1 статьи 93 Федерального закона, уклонился от заключения контракта, заказчик в течение 3 рабочих дней с даты признания такого участника закупки уклонившимся от заключения контракта направляет в уполномоченный орган информацию и документы, предусмотренные частью 5 статьи 104 Федерального закона.».

2. В пункте 11 слова «10 рабочих дней» заменить словами «5 рабочих дней».

3. Наименование графы 5 приложения к указанным Правилам после слов «являющегося учредителем юридического лица» дополнить словами «(за исключением публично-правовых образований)».

Обзор документа

— направления заказчиком в уполномоченный орган информации и документов об уклонении от заключения контракта;

— проверки уполномоченным органом представленных информации и документов на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика.

Уточнена форма реестра недобросовестных поставщиков.

Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ

Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) по 44-ФЗ ведет Федеральная антимонопольная служба. Это касается как включения, так и исключения из РНП информации о проштрафившемся поставщике. Вся информация общедоступна и размещена в ЕИС. Что же такое Реестр недобросовестных поставщиков? Как компании в него попадают и как этого избежать?

Закон обязывает заказчика включить участника в РНП, если участник уклоняется от заключения контракта или не исполняет свои обязательства. Это обязанность, а не право заказчика! И за неисполнение этой обязанности существует строгая ответственность.

Реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ и 44-ФЗ – вебинар в Школе электронных торгов. Разберем, как не попасть и что делать, если попали.

Как попадают в Реестр недобросовестных поставщиков?

Документы для включения поставщика в РНП готовит сам заказчик, затем направляет их в контролирующий орган для принятия решения.

И только после рассмотрения материалов ФАС принимает решение и включает (или не включает, такое тоже случается) информацию о поставщике в Реестр.

Ситуация 1. Победитель уклонился от заключения контракта, но контракт может быть заключен со следующим участником

Победитель торгов уклоняется от заключения контракта. Если в этом случае есть претендент на заключение контракта (второй участник), то с ним и будет заключен контракт. Действия заказчика — направить в ФАС информацию и документы в течение 3 рабочих дней с даты заключения контракта со вторым участником закупки. Это нужно для того, чтобы обосновать, почему заказчик не заключил контракт с победителем.

Ситуация 2. Единственный участник закупки уклонился от заключения контракта

От заключения контракта уклонился единственный участник закупки. Заказчик в течение 5 рабочих дней с даты истечения указанного в документации о закупке срока подписания контракта направляет информацию и документы в ФАС.

Ситуация 3. Заказчик расторгает действующий контракт

Если контракт не исполняется или исполняется ненадлежащим образом, то он может быть расторгнут по суду или в одностороннем порядке. В этом случае заказчик должен в течение 3 рабочих дней с даты расторжения контракта направить в уполномоченный орган информацию и документы.

Условия подачи и проверки документов

Заказчик направляет документы в ФАС в бумажном виде с сопроводительным письмом с подписью заказчика или уполномоченного должностного лица. Заказчик может отправить документы и в электронной форме, с использованием электронной подписи. Сопроводительное письмо должно содержать перечень прилагаемых документов.

Контролирующий орган проверяет наличие информации и документов, представленных заказчиком.

Документы и информация для включения в РНП

Заказчик подает следующие сведения об участнике (эта информация впоследствии будет включена в реестр):

  • наименование организации и ее место нахождения (для юридического лица), ФИО, ИНН;
  • ФИО учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц;
  • даты проведения открытого электронного аукциона и других закупочных процедур в случае, если поставщик-победитель уклонился от заключения контракта;
  • дата признания несостоявшейся закупки, в которой единственный участник закупки, подавший заявку, окончательное предложение или признанный единственным участником закупки, уклонился либо отказался от заключения контракта;
  • дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта;
  • объект закупки, цена контракта и срок его исполнения;
  • идентификационный код закупки (с 1 января 2017 г.);
  • основания и дата расторжения контракта в случае его расторжения по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Сроки направления информации в РНП не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока подписания договора — в случае уклонения от подписания; не позднее 10 рабочих дней со дня расторжения договора — в случае расторжения договора по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком условий договора.

В случае представления неполного пакета информации и документов ФАС вернет их заказчику в течение 3 рабочих дней с даты поступления, с указанием причин возврата. Информация о недобросовестном поставщике в реестр пока не включается.

ФАС проверяет информацию и документы на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение 10 рабочих дней с даты их поступления.

Поставщик может направить оправдательные документы, может принять участие в рассмотрении дела для того чтобы доказать свою добросовестность.

Если решение о включении в Реестр принято – обжаловать его можно только в суде. Причем обжаловать можно как сам факт включения в РНП, так и состав информации о нарушении и нарушителе.

Требования по ведению РНП:

  • Сведения, содержащиеся в РНП должны быть доступны для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы;
  • Сведения, содержащиеся в РНП, по истечении 2 лет со дня их внесения в РНП, исключаются из этого реестра. Никакие заслуги поставщика или отлично исполненные контракты не помогут участнику сократить этот срок. Единственный способ покинуть реестр досрочно – на основании решения суда.
  • Включение сведений об участнике закупки, уклонившемся от заключения договора, о поставщике, с которым договор расторгнут в связи с существенным нарушением им договора, в РНП может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке;
  • Заказчики вправе предусматривать в Положениях о закупках и документации требование об отсутствии сведений об участниках в РНП (ч. 7 ст. 3 Закона).

Соблюдайте правила торгов и условия контракта и тщательно готовьте необходимую документацию, чтобы не оказаться в РНП.

Нужны качественные знания и удостоверение о повышении квалификации? Регистрируйтесь на онлайн курс «Повышение квалификации по программе «Управление государственными и муниципальными закупками по 44-ФЗ», 120 ак.часов». Программа разработана на основе требований профстандарта «Специалист в сфере закупок»

Постановление Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N 1062
«О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)»

С изменениями и дополнениями от:

20 октября, 25 декабря 2014 г., 20 июля 2019 г.

В соответствии с частью 10 статьи 104 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Правительство Российской Федерации постановляет:

Читайте так же:  Сокращение работника при ликвидации предприятия выплаты в 2020 году

1. Утвердить прилагаемые Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2007 г. N 292 «Об утверждении Положения о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 21, ст. 2513);

постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. N 497 «О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 15 мая 2007 г. N 292 и от 15 июля 2008 г. N 533» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 25, ст. 3078).

3. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) до вступления в силу Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в течение 2 лет со дня вступления в силу указанного Федерального закона обеспечивает доступ без взимания платы к сведениям, содержащимся в указанном реестре недобросовестных поставщиков, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, а также осуществляет ведение указанного реестра недобросовестных поставщиков в части исключения из него недобросовестных поставщиков в порядке, установленном до дня вступления в силу Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

4. Размещение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг до ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок.

5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2014 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации

«Магистраль» оспорила решение УФАС о включении в реестр недобросовестных поставщиков

Арбитражный суд Нижегородской области признал незаконным решение УФАС о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО «Фирма „Магистраль“». В этом году компания не выполнила госконтракт по реконструкции участка автодороги Субботино – Большая Уда в Гагинском районе.

Компания в декабре прошлого года выиграла тендер за 161,6 млн руб., однако начать работы не смогла. Сначала нижегородское Главное управление автомобильных дорог (ГУАД, госзаказчик) не выплачивало «Магистрали» требуемый по контракту аванс в размере 26% от цены контракта. Затем выяснилось, что песок из карьера, откуда компания планировала поставки, не подходит по своим качествам. Необходимый песок был найден в Ардатовском районе, однако расстояние до него составило 120 км, и перевозки не проходили по смете. Из-за этого ГУАД не согласовал изменение схемы поставки.

В результате «Магистраль», подготовившая площадку для строительных работ, в апреле решила отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке. Договор с ней был расторгнут. По инициативе ГУАД и по решению антимонопольной службы компанию включили в реестр недобросовестных поставщиков на два года. Попавший в «черный список» подрядчик лишается права участвовать в госзаказе.

Рассмотрев иск подрядчика, суд решил, что УФАС неправомерно внесло «Магистраль» в реестр, так как доказательства умышленного недобросовестного поведения отсутствуют. Компания пыталась исполнить контракт и проводила экспертизу качества песка в карьерах, уведомляя заказчика, указал суд. Также в решении отмечено, что «автоматическое» признание компании недобросовестным поставщиком без указания причин и степени вины нарушает права бизнеса, вредит деловой репутации и в целом снижает конкурентоспособность на рынке.

Что касается автотрассы в Гагинском районе, ГУАД объявил повторные торги на ее реконструкцию по стартовой цене 188 млн руб., эти работы переходят на сезон 2020 года.

Финансовые новости

Ненамеренная ошибка участника закупки не повод для включения в РНП

Опубликован Обзор судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года.

В п. 41 Обзора рассматривается судебный спор между заказчиком и исполнителем, оспаривающим правомочность включения его в реестр недобросовестных поставщиков в связи с несвоевременным предоставлением обеспечения по заключаемому госконтракту.

Поставщик, оспаривая в арбитражном включение его в РНП, ссылался на неправомерность признания его уклонившимся от заключения контракта, учитывая принятие им самостоятельных, активных действий по информированию заказчика о незначительной ошибке в перечислении денежных средств (917 рублей вместо полагающихся 1 375,50 рублей). При этом общество за сутки до оформления протокола о признании его уклонившимся от заключения контракта перечислило недостающие денежные средства, что свидетельствовало об отсутствии пренебрежительного отношения к обязанностям, установленным законом. Допущенная ошибка в расчете суммы обеспечения не повлекла существенной угрозы охраняемым законом общественным отношениям.

Кроме того, обществом была представлена информация, подтверждающая наличие у него на момент размещения электронного аукциона товаров в количестве, необходимом для надлежащего исполнения всех требований заказчика.

Решением арбитражного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.

Апелляционная инстанция, рассмотрев дело, отменила решение арбитражного суда, указав, что установление одного факта нарушения участником порядка предоставления обеспечения не является достаточным основанием для включения его в реестр недобросовестных поставщиков.

Апелляционный суд пришел к выводу, что действия участника по самостоятельному выявлению совершенной ошибки и перечислению недостающей денежной суммы обеспечения свидетельствуют об отсутствии факта уклонения от заключения контракта.

Кроме того, суд порсчитал, что заявитель объективно имел возможность заключить и исполнить контракт, т.к. в ходе аукциона им предложена наименьшая цена по сравнению с предложениями других участников, внесено обеспечение исполнения контракта, был подписан и отправлен заказчику проект контракта, имелся в наличии товар для поставки.

Президиум Верховного суда, соглашаясь с мнением арбитражного суда апелляционной инстанции, указывает, что санкция, вменяемая антимонопольным органом, влечет для участника торгов значительные неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера, несоизмеримые с совершенной и своевременно устраненной ошибкой в перечислении обеспечения, поскольку в будущем может ограничить права такого участника на участие в торгах по размещению государственных и муниципальных заказов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Такая мера ответственности, как включение в реестр недобросовестных поставщиков, в рассматриваемом случае не отвечает целям реализации ведения реестра, поскольку совершенная и своевременно устраненная ошибка участника в предоставлении обеспечения носила незначительный характер и не свидетельствовала о цели уклониться от заключения контракта.

Эксперты Кредитно-Страхового агентства, принимая во внимание разъяснения Верховного Суда, рекомендуют поставщикам в случае невозможности соблюдения процедуры или сроков при заключении контракта принять все возможные меры для устранения нарушений. В зависимости от обстоятельств допущенных нарушений следует:


— уведомить заказчика письменно о проблемах и о готовности заключить и исполнить контракт;

— доплатить недостающее обеспечение;

— направить подписанный контракт заказчику всеми возможными способами;

— подготовить документы, подтверждающие наличие возможности исполнить контракт;

— обращаться в суд за защитой своих интересов.

В таком случае суд может встать на Вашу сторону, признав, что участник не имел намерения уклониться от заключения контракта и не подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков.

Кредитно-Страховое агентство – Ваш гид в мире Госзакупок!

Процедура включения в реестр недобросовестных поставщиков в 2020 году

Реестр недобросовестных поставщиков — это своеобразный «черный список». Он ведется как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ. Если контрагент попадает в любой из них, он не сможет принять участие в госзакупках в течение следующих двух лет.

Читайте так же:  Порядок предоставления учебного отпуска военнослужащим по контракту в 2020 году

Что такое РНП

Законодательство не содержит определение реестра недобросовестных поставщиков. Если понимать широко, это систематизированная информация об исполнителях, которых признали недобросовестными. Контроль за реестром по 44-ФЗ находится в ведении ФАС РФ, которая руководствуется Порядком, утвержденным ПП № 1062 от 25 ноября 2013 года. Официальный сайт реестра недобросовестных поставщиков ФАС располагается в разделе контроля и аудита на портале ЕИС.

РНП информирует участников госзакупок о неблагонадежности контрагентов. Включается информация об:

  • ИП или организации;
  • ее учредителях, руководителях, членах правления либо другого коллегиального органа юрлица.

Если в реестре недобросовестных поставщиков отсутствуют записи о компании или ИП, это говорит либо о том, что они не участвовали в госконтрактной системе, либо об их добросовестности. Если же информация есть, это ограничивает возможность участвовать в новых закупках.

По каким причинам заносят в РНП

В реестре недобросовестных поставщиковсодержатся записи об участниках, которые уклонялись от подписания госконтрактов или не исполнили свои обязательства. Предоставление информации в реестр недобросовестных поставщиков на «закупки гов» — это не право заказчиков, а их обязанность. В противном случае закупщикам грозят административные меры. Правила достаточно строги. На этапе заключения соглашения в РНП заносят:

  • победителей процедур, когда они уклоняются от заключения госконтракта, и договор подписывают с контрагентом, предложение или заявка которого заняли второе место;
  • уклоняющегося единственного участника, с которым должны были заключить сделку в случаях, предусмотренных 44-ФЗ.

Победителей закупочных процедур включают в список недобросовестных поставщиков, если они:

  • к установленным срокам не подписали проект госконтракта;
  • не предоставили заказчику все экземпляры договора;
  • не предоставили обеспечение исполнения госконтракта.

На этапе исполнения договора в РНП включаются поставщики, с которыми:

  • заказчики расторгли контракты в судебном порядке по причине существенных нарушений условий;
  • заказчики в одностороннем порядке отказались от исполнения госконтракта в связи с существенными нарушениями исполнителями условий (например, сроков поставки продукции по договору).

Какие сведения заносят в список по 44-ФЗ

Информация, которая включается в реестр недобросовестных поставщиков 44 ФЗ, перечислена в ч. 3 ст. 104:

  1. Название (в том числе и фирменное), для юрлица — место нахождения, для физлица — Ф.И.О., ИНН либо зарубежный аналог этого номера, ИНН учредителей и лиц, которые выполняют функцию исполнительного органа в компании либо аналогичный номер для иностранных подданных. Исключение сделано для публично-правовых образований.
  2. Дату, когда проводился электронный аукцион, подводились результаты конкурсных торгов, запроса предложений котировок для ситуации, когда победитель отказался от заключения госконтракта.
  3. Дату признания госзакупки несостоявшейся (по причине, когда единственный участник отказал заказчику либо уклонился от подписания договора).
  4. Дату заключения сделки, которая не была исполнена либо исполнена ненадлежащим образом.
  5. Предмет контракта, его цену и срок исполнения.
  6. ИКЗ.
  7. Причину и дату расторжения соглашения при его расторжении по решению суда или из-за отказа в одностороннем порядке.
  8. Дату внесения этих сведений в РНП.

Список по 223-ФЗ

Реестр недобросовестных поставщиков 223 ФЗ ведет Федеральная антимонопольная служба. Передают информацию заказчики. Сведения и документы, которые включаются в РНП, и порядок их передачи в ФАС определены в ПП № 1211 от 22 ноября 2012 года. По закону 223-ФЗ, закупщикам предоставляется право устанавливать к участникам процедур требование об отсутствии записей о них как в РНП по 223-ФЗ, так и в списке по 44-ФЗ.

Причины для занесения в реестр по 223-ФЗ

В список недобросовестных поставщиков включают информацию:

  • об участниках, уклонившихся от заключения контракта (только если заключение по итогам закупочных мероприятий являлось обязательным действием);
  • об исполнителях, сделки с которыми были расторгнуты в судебном порядке.

Когда решается вопрос, включать ли участника контрактных процедур в реестр недобросовестных, нужно изучить Положение о закупках и контрактную документацию. Обычно обязательное заключение контракта подразумевается в конкурентных процедурах (конкурсах, аукционах и т. п.) и не нужно для остальных способов закупок (запросов предложений, запросов цен, запросов котировок и др.). Если договор расторгается во внесудебном порядке, это освобождает организацию-заказчика от обязанности предоставлять сведения об исполнителе в РНП.

Какие данные включают в РНП по 223-ФЗ

Перечень информации приводится в ПП № 1211 от 22 ноября 2012 года. В реестр заносят:

Как проверять поставщиков

Откройте портал ЕИС на главной странице. На панели, расположенной сверху, выберите пункт «Контроль и аудит». Откроется список, в нем остановитесь на «Реестре недобросовестных поставщиков».

На сайте ЕИС размещаются РНП как по ФЗ 44, так и по 223. Два варианта отмечены по умолчанию. Но есть возможность искать только по какому-то одному, убрав лишнюю галочку.

Чтобы проверить по ИНН в реестре недобросовестных поставщиков ФАС конкретного исполнителя, нужно ввести в поисковой строке информацию о нем и нажать на значок лупы. ИНН — это необходимый параметр на портале ЕИС, без него юрлицо или ИП не зарегистрируются. Для быстрого поиска достаточно ввести наименование контрагента.

Когда известны дополнительные данные, то можно использовать опцию «Расширенный поиск».

Определитесь, по какому ФЗ собираетесь искать контрагента, введите сведения о нем и нажмите «Найти».

Автоматическая проверка

На сайте ЕИС предусмотрена автоматическая проверка, состоит ли участник госзакупок в РНП. Эта процедура выполняется при подготовке итоговых протоколов для определения поставщика, в том числе и протоколов по рассмотрению единственной заявки на участие в конкурсных мероприятиях или по результатам процедур, проводимых в неэлектронном формате. Проверяются данные из реестра о победителе и компании, заявка которой заняла второе место (при наличии такой). И если обнаружится, что записи об участниках содержатся в РНП, система выдаст предупреждение.

Когда заказчик направляет информацию в РНП

Заказчики, которые осуществляют закупки по законам № 44-ФЗ и/или № 223-ФЗ, столкнувшись с недобросовестным поставщиком, обязаны направить сведения о нем в ФАС. Антимонопольный орган на основе представленных данных принимает решение о включении такого лица в Реестр недобросовестных поставщиков. О том, в каких случаях и в какие сроки у заказчиков возникает обязанность обратиться в ФАС, расскажем в этой статье.

Какой поставщик является недобросовестным

Согласно статье 5 закона № 223-ФЗ, недобросовестным считается поставщик, который уклонился от заключения договора, а также тот, договор с которыми был расторгнут судом. В рамках контрактной системы существует еще один случай расторжения контракта – в одностороннем порядке заказчиком в связи с тем, что исполнитель существенно нарушил его условия (статья 104 закона № 44-ФЗ). Сведения о таких поставщиках подлежат передаче в антимонопольный орган.

Подача информации и решение ФАС

Столкнувшись с недобросовестным поставщиком, заказчик должен обратиться в центральный аппарат ФАС или в территориальное подразделение по месту своего нахождения. Ему следует подать обращение о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков в письменном виде либо в виде электронного документа, который необходимо заверить электронной подписью.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Если сведения в ФАС подаются на основе судебного решения, то включение поставщиков в реестр происходит достаточно быстро. Антимонопольная служба не рассматривает причины расторжения контракта (договора) и не проверяет выводы судов. В этом случае достаточно самого судебного решения и приказа ФАС, и уже максимум через 10 рабочих дней исполнитель окажется в реестре недобросовестных поставщиков.

Читайте так же:  Форма 38001 образец заполнения возражения против исключения в 2020 году

Если заказчик обращается в ФАС на основании того, что поставщик уклонился от заключения контракта либо существенно нарушил его условия (при закупках по № 44-ФЗ), антимонопольная служба обязана провести проверку. Если указанные заказчиком сведения подтверждаются, то в течение трех дней ФАС должна сделать соответствующую запись в реестре.

В какие сроки следует обратиться в ФАС

Срок подачи сведений о недобросовестном участнике в антимонопольную службу зависит от того, в рамках какого закона проводилась закупка. В отличие от закона № 223-ФЗ, закон о контрактной системе устанавливает гораздо более жесткие сроки.

Для закупок по № 44-ФЗ

В соответствии с законом № 44-ФЗ, для обращения в ФАС у заказчика есть 3 дня, а в отдельных случаях – 5 дней. Зависит это от причины обращения. Так, если контракт расторгнут по решению суда либо заказчика, то подать сведения о недобросовестном поставщике необходимо в течение 3 рабочих дней. Такой же срок установлен для случая, когда победитель процедуры определения поставщика уклонился от заключения контракта, и заказчик заключил его со следующим участником. В этом случае три рабочих дня отсчитываются с даты заключения контракта со вторым поставщиком. Если же в закупке участвовал всего один поставщик, то у заказчика есть 5 рабочих дней. Исчисление начинается со дня, когда закончился срок подписания контракта с единственным участником. Это справедливо и для закупок по статье 93 закона № 44-ФЗ, а также в случаях, когда заявку на участие в закупке подал всего один поставщик либо остальные конкуренты отсеялись на одном из этапов закупки.

Для закупок по № 223-ФЗ

В рамках закона № 223-ФЗ заказчик располагает более продолжительными сроками для обращения в ФАС. Для тех случаев, когда это делается на основании решения суда о расторжении договора, предусмотрен срок 10 рабочих дней. В случае уклонения поставщика от заключения договора, для обращения в антимонопольный орган у заказчика есть 30 календарных дней. Дата отсчета определяется также, как указано выше для закона № 44-ФЗ: если договор заключается со вторым поставщиком – с даты его заключения, а если второй поставщик отсутствует по той или иной причине – с даты истечения срока подписания договора с единственным заказчиком.

Некоторые нюансы

Важно помнить, что действующая редакция Гражданского кодекса обязывает заказчика до обращения в суд предпринять попытку урегулировать разногласия с исполнителем в досудебном порядке. И только при невозможности такого урегулирования заказчик может обращаться в суд. Обратите внимание, что если суд расторгает договор, то срок для обращения в ФАС отсчитывается с наступления даты такого расторжения.

Также стоит не упустить из виду тот факт, что в рамках закона № 44-ФЗ сроки для обращения в ФАС по поводу недобросовестности поставщика установлены в рабочих днях. А вот в рамках закона № 223-ФЗ в случае с судебным решением также фигурируют рабочие дни, тогда как при уклонении поставщика от заключения договора срок обращения в ФАС исчисляется в календарных днях.

«Глас Народа»

ФАС России вводит новый порядок включения компаний в Реестр недобросовестных поставщиков

Разъяснения подготовлены с учетом позиции Верховного Суда Российской Федерации

Лицо — недобросовестный поставщик исключается из Реестра по истечении двух лет с даты внесения в него. При этом согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, если заказчиком или контрольным органом в сфере закупок нарушены сроки подачи заявления или включения информации в РНП, срок для исключения информации об исполнителе из Реестра исчисляется с момента, в который контрольный орган должен был разместить указанную информацию в соответствии с требованиями законодательства.

Общий срок рассмотрения обращения и включения информации в Реестр (вне зависимости от того, кто рассматривает этот вопрос — центральный аппарат ФАС России или его территориальное управление) не должен превышать 8 рабочих дней с даты поступления документов.

Как отметил заместитель руководителя ФАС России Михаил Евраев, федеральная антимонопольная служба переходит на порядок включения и исключения лиц из реестра недобросовестных поставщиков в соответствии с этим разъяснением.

Например, если компания была включена в Реестр на 20 дней позже положенного срока, то она включается в реестр не на 2 года, а на 1 год и 345 дней (на 20 дней меньше 2-х лет). При этом сотрудники территориальных органов ведомства и центрального аппарата, ответственные за нарушение сроков рассмотрения документов и внесения данных в Реестр, будут привлекаться к ответственности.

Как не попасть в РНП из-за собственной невнимательности

Угодить в РНП зачастую рискуют не только недобросовестные поставщики, но и те, кто допустил формальные нарушения. Чтобы такого не случилось, рекомендуем ознакомиться с этой статьей. Поможет она и тем, перед кем уже маячит неприятная перспектива быть отнесенным к категории ненадежных поставщиков.

Внезапная победа

Бывает, что поставщик не слишком рассчитывал на победу в торгах и, вообще, не особо ими интересовался. Например, подал заявку с завышенной ценой, а позже и вовсе забыл об этом. Как ни странно, но такое случается. В итоге сюрприз: поставщик узнает, что выиграл тендер, но срок внесения обеспечения и подписания контракта неумолимо проходит или уже истек.

Произойти незапланированная победа в тендере может по таким причинам:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

  1. В электронном аукционе собирались принимать участие несколько поставщиков, но в назначенный час никто в аукционном зале не появился. Заказчик оценит вторые части заявок и выберет победителем того, кто подал заявку первым.

Если не хотите оказаться в подобной ситуации, рекомендуем придерживаться следующих правил:

  • снимайте заявки, как только решили не принимать участия в процедуре;
  • если заявка не снята, следите за судьбой процедуры вплоть до ее завершения;
  • обращайте внимание на блокировку обеспечения на ЭТП — если оно не разблокировано вовремя, возможно, победили именно вы.

Бывают еще ситуации, когда поставщик занял второе место, но контракт с победителем заказчик не заключил. Если это конкурс или аукцион, то участник № 2 контракт заключать не обязан. Соответственно, при отказе санкции к нему применены не будут. Если же это котировки, то уклоняться от заключения контракта участнику № 2 нельзя!

Что будет дальше

Итак, вы победили, но пока не знаете об этом… Ситуация может развиваться по нескольким направлениям:

  1. О победе в аукционе стало известно, но с большим опозданием. А ведь нужно еще успеть внести обеспечение! В такой ситуации рекомендуется составить протокол разногласий и объяснить заказчику, что вы не уклоняетесь, а просто испытываете потребность в нескольких дополнительных днях.
  2. О победе поставщик узнал от заказчика, который не дождался подписания контракта в срок. Все еще можно исправить! Как именно — об этом ниже.
  3. О победе поставщик узнал, когда сведения о нем передали в РНП. Такое случается, если пустить на самотек ход процедуры. Если не удастся отстоять свою добросовестность в ФАС, можно обратиться в арбитражный суд.

Когда срок подписания контракта упущен

Вернемся к ситуации, в которой поставщик узнает, что не подписал вовремя контракт, но данные о нем в РНП еще не переданы. Помимо забывчивости, к этому могут привести и другие причины: просрочка ключа ЭЦП, тяжелая болезнь сотрудника, отвечающего за эту закупку и так далее. Как исправлять ситуацию? Теперь все зависит от того, пойдет ли заказчик навстречу поставщику.

  • нужно составить в адрес заказчика письмо, описать ситуацию и сообщить о своем согласии заключить контракт;
  • если заказчик заинтересован в этом, он может воспользоваться своими возможностями:
    • вновь открыть контракт на ЭТП для подписания, указав, что в нем обнаружилась ошибка (например, неточность в адресе);
    • составить протокол разногласий и повторно разместить проект контракта;
  • поставщик должен внести обеспечение и вовремя подписать контракт.
Читайте так же:  Подсчет голосов на общем собрании собственников помещений в 2020 году

Нарушение при внесении обеспечения

Обеспечение вносится переводом денежных средств на счет заказчика или банковской гарантией. Как быть, если времени на это не хватает? Что делать, если банк выдал некачественную гарантию? В следующей таблице — ситуации, связанные со внесением обеспечения, и варианты действий.

Таблица. Проблемы со внесением обеспечения — что делать, если…

Ситуация Что делать Как не допустить в будущем
Банк выдал гарантию, которая не удовлетворяет условиям: короткий срок, недостаточная сумма, в тексте нет необходимых условий и т.д. По выбору поставщика:
  • менять гарантию на другую;
  • вносить обеспечение деньгами
Заранее рассчитать лимит гарантийной суммы (она не может быть меньше размера обеспечения) и согласовать проект гарантии с заказчиком Не хватает времени Обратиться к заказчику с просьбой «перевесить» контракт или составить протокол разногласий Быть внимательней:
  • следить за процедурами;
  • снимать ненужные заявки;
  • проверять email, в том числе спам
Цена снижена более чем на 25% от НМЦК, но поставщик предоставил стандартное обеспечение Договариваться с заказчиком и вносить всю сумму обеспечения Помнить о том, что при снижении цены более чем на четверть от начальной, поставщик должен (на выбор):
  • внести обеспечение в 1,5 раза больше;
  • предоставить документ, подтверждающий его добросовестность

Нужно помнить, что в этих случаях заказчик имеет право не идти на контакт, а сразу передать информацию о поставщике в ФАС. Но чаще всего (в честных закупках, когда нет сговора с другим поставщиком) заказчики все же идут навстречу, ведь они тоже хотят заключить контракт.

Условия контракта не выполнены

Еще одна причина включения поставщика в РНП — невыполнение или ненадлежащее выполнение им условий контракта. При этом контракт расторгается в одностороннем порядке заказчиком либо по решению суда. В последнем случае ФАС не будет пересматривать решение арбитров — если решено включить поставщика в РНП, он окажется там через 10 дней. Если же суда не было, то принимать решение о включении или невключении поставщика в РНП будет антимонопольный орган.

Поставщику, который не согласен с тем, что нарушение условий контракта произошло по его вине, рекомендуется отстаивать свою правоту во всех инстанциях. Готовится нужно заранее, когда в процессе исполнения обязательств что-то пошло не так — собирать документы, переписку и прочие доказательства отсутствия вины.

Внимание! Иногда заказчик обращается к поставщику с предложением расторгнуть контракт в одностороннем порядке, по его инициативе. Соглашаться на это рискованно. Если обе стороны считают, что контракт следует расторгнуть, целесообразно это делать по обоюдному согласию. Ведь иначе заказчик обязан передать сведения о поставщике в РНП.

Как сведения попадают в Реестр

Процесс включения в РНП таков:

  1. Заказчик передает сведения о поставщике.
  2. ФАС рассматривает документы и решает, включать ли поставщика в РПН.
  3. Поставщик (при желании) обжалует решение антимонопольного органа в суде.

Заказчик передает сведения. Нужно понимать, что при наступлении соответствующих обстоятельств заказчик обязан направить сведения о поставщике в РНП — он это делает не по своей воле. На это дается 3 рабочих дня, в противном случае к заказчику будут применены меры административной ответственности.

ФАС рассматривает дело. На это антимонопольному органу отводится 10 дней. Поставщик имеет право участвовать в процессе рассмотрения и защищаться. К этому придется подготовиться:

  1. Собрать документы и сведения, подтверждающие неумышленный характер нарушения. Например, скрины обращения в службу поддержки ЭТП или к интернет-провайдеру по поводу технических неполадок.
  2. Собрать доказательства того, что было предпринято все возможное, чтобы подписать контракт (например, обращение в банк или к брокеру за гарантией) или исполнить обязательства.
  3. Подготовить аргументы для убеждения комиссии ФАС в желании исполнить контракт и своей добросовестности.
  4. Оформить возражение на жалобу и перечислить в нем все указанные выше обстоятельства.

Орган ФАС рассмотрит причины нарушения и решит, были ли они уважительными. В зависимости от этого поставщика внесут или не внесут в РНП.

Важный нюанс! Каждый территориальный орган антимонопольной службы принимает решения самостоятельно. И зачастую в одинаковых ситуациях одни УФАС включают поставщиков в РНП, а другие — нет. Поэтому деление причин на уважительные и неуважительный очень условно. Лучше всего ориентироваться на решения, принятые УФАС по месту нахождения заказчика.

В практике есть примеры таких уважительных причин:

  • письмо с уведомлением о получении контракта попало в папку «Спам»;
  • вышел из строя компьютер, с которого должен быть подписан контракт;
  • на ЭТП произошел сбой.

А вот эти причины не были признаны уважительными:

  • победитель закупки был госпитализирован;
  • у поставщика менялся директор;
  • в офисе не было интернета.

Важно! Поставщик должен быть извещен о том, где и когда будет рассматриваться его дело о включении в РНП. Если он не уведомлен, заседание должно быть перенесено. Явиться ли на рассмотрение или нет — это решает сам поставщик. Если он проигнорирует заседание, дело рассмотрят без него.

В случае вынесения ФАС решения в пользу поставщика контракт будет заключен. В противном случае сведения о компании или ИП в течение 3 рабочих дней будут внесены в РНП.

Обжалование в суде. Обращаться ли в суд для обжалования, решает поставщик. Стоит учесть, что при наличии формальных оснований есть неплохие шансы на победу. Под формальными основаниями понимается, например, неперечисление обеспечения в срок из-за длительных праздничных дней, в течение которых банк не осуществлял операции.

При неблагоприятном исходе участник закупки попадает в РНП на 2 года. Контракты при этом заключать он не сможет.

Подведем итоги

Видео (кликните для воспроизведения).

Обобщая сказанное выше, можно сделать такие выводы:

  1. Нужно внимательно относиться ко всем процедурам, на которые подавались заявки, отслеживать их этапы и возврат обеспечения, проверять в почте папку для спама.
  2. Сведения о поставщике в РНП направляются заказчиком, поскольку это его обязанность. Вместе с тем в большинстве случаев последний заинтересован в том, чтобы заключить контракт с победителем закупки, а не проводить новую процедуру (если исключить фактор сговора и иных коррупционных проявлений).
  3. Заказчик имеет возможность продлить срок, отведенный на заключение контракта. И если поставщик собирается его заключать и исполнять, нужно договариваться с заказчиком.
  4. Поставщик не попадает в РНП автоматически — для этого должно быть соответствующее решение ФАС или суда. При разбирательствах у юрлица или ИП есть шансы доказать отсутствие с его стороны злого умысла. Тогда включения в Реестр можно избежать.
  5. Если что-то в процессе подготовки к заключению контракта или его исполнения начинает идти не по плану, нужно запасаться документами, которые потом смогут подтвердить добросовестность поставщика и отсутствие его вины.
Процедура включения в реестр недобросовестных поставщиков в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here