Сдача в аренду государственного имущества бюджетным учреждением в 2020 году

Самая важная информация по теме: "Сдача в аренду государственного имущества бюджетным учреждением в 2020 году" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

Разъяснены отдельные вопросы, касающиеся администрирования доходов от аренды федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за федеральными бюджетными и автономными учреждениями

С 1 января 2012 года доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности, и переданного в оперативное управление федеральным бюджетным и автономным учреждениям, поступают в самостоятельное распоряжение данных учреждений. В этой связи сообщается о необходимости указанным учреждениям обеспечить внесение изменений в соответствующие договоры аренды в части уточнения стороны договора и банковских реквизитов.

Администрирование поступающих средств по ранее заключенным договорам аренды федерального имущества в погашение дебиторской задолженности по состоянию на 1 января 2012 года осуществляет Росимущество. Соответственно, если договором аренды арендодателем определено Росимущество, то платежи подлежат зачислению в доход федерального бюджета по нормативу 100 процентов с отнесением на главу 167.

В случае если в силу договора аренды арендодателем определен балансодержатель имущества — федеральное государственное учреждение, то арендные платежи, поступившие в доход федерального бюджета, подлежат возврату плательщику либо на счет бюджетного (автономного) учреждения.

Сдача в аренду государственного имущества бюджетным учреждением в 2020 году

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Бюджетное учреждение хочет передать в аренду помещения (часть здания), находящиеся у него в оперативном управлении.
Неизвестны общая площадь помещений, планируемых к передаче в аренду, а также общая площадь здания, в котором они находятся. Арендатором, предположительно, будет лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность (коммерческая организация или ИП).
Будет ли являться передача помещений в аренду основанием для изъятия имущества собственником как излишнего и неиспользуемого?

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

10 февраля 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) В соответствии с ч. 5 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 N 67 утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и Перечень видов имущества, в отношении которого заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса.

Сдача в аренду государственного имущества бюджетным учреждением в 2020 году

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Бюджетное учреждение сдает в краткосрочную и долгосрочную аренду (возмездное пользование) часть здания. Часть заключенных договоров является переходящей с 2017 года. Каким образом в бухгалтерском учете бюджетного учреждения отражать сдачу части здания в аренду в связи с началом применения федеральных стандартов? Необходимо ли при этом переводить эту часть в инвестиционную недвижимость, в каких случаях, проводки?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В конкретной ситуации отражение объекта (части объекта), сданного в аренду, в бухгалтерском учете бюджетного учреждения будет зависеть от определения вида аренды.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

19 февраля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Аренда в бюджетном учете в 2019 году

Статью подготовила специалист по международным стандартам финансовой отчетности Меликова Мария Марковна. Связаться с автором

Вернуться назад на Бюджетный учет 2019

Непосредственно СГС «Аренда» применяется при отражении в бухгалтерском учете объектов, возникающих при получении (предоставлении) во временное владение и пользование или во временное пользование материальных ценностей по договору аренды (имущественного найма) либо по договору безвозмездного пользования (п. 2 СГС «Аренда»). Отношения же, возникающие при закреплении государственного (муниципального) имущества на праве оперативного управления за субъектами учета с целью выполнения ими возложенных на них полномочий (функций), не классифицируются в качестве объектов учета аренды (п. 10 СГС «Аренда»).

Еще одно уточнение об ограничении применения СГС «Аренда» приведено в Письме Минфина РФ № 02-07-07/83464: к отношениям, возникающим при передаче имущества в безвозмездное пользование без возложения на пользователя имущества обязанности по его содержанию, положения СГС «Аренда» не применяются.

Такими отношениями в учреждениях образования могут быть передача в безвозмездное пользование медицинскому учреждению части площади учреждения для организации работы медицинского кабинета, передача иной организации помещения столовой для организации горячего питания, при этом обязанности по содержанию имущества, в том числе по возмещению коммунальных расходов, не передаются. Специалисты Минфина уточняют: стандарт не применяется в случаях безвозмездной передачи имущества, осуществленной в целях соответствия услуги, оказываемой учреждением, установленным стандартам качества. Например, в тех же учреждениях образования действуют санитарные нормы обеспечения детей питанием, для этой цели помещение и оборудование столовой передаются в безвозмездное пользование. По мнению ведомства, такие отношения не подпадают под действие СГС «Аренда».

Прочая передача (получение) имущества в возмездное или безвозмездное пользование – банкомат или платежный терминал в холле учреждения, аптека или киоск с канцелярскими товарами – должны отражаться в бухгалтерском учете по правилам стандарта.

Все виды арендных отношений, в том числе безвозмездного пользования, классифицируются в стандарте как отношения операционной и финансовой аренды. Согласно имеющимся разъяснениям объекты учета, пользование которыми предполагает длительный характер, сопоставимый со сроком службы самого имущества, общая сумма арендных платежей по которым сопоставима со стоимостью передаваемого имущества, передача права собственности на которые происходит по истечении срока аренды, являются объектами учета финансовой аренды.

Читайте так же:  Аннулирование долга по кредиту

Полный список признаков финансовой аренды приведен в Письме Минфина РФ № 02-07-07/83464, но даже из перечисленных трех очевидно, что обычное образовательное учреждение, созданное в форме бюджетного или автономного учреждения, с правом оперативного управления на переданное ему недвижимое и особо ценное движимое имущество арендодателем финансовой аренды быть просто не может, поскольку не является собственником имущества. По тем же причинам и казенное образовательное учреждение не может быть арендодателем финансовой аренды.

Право собственности, право распоряжения имуществом имеют специальные органы – департаменты, комитеты по управлению имуществом, и образовательные учреждения ими не являются.

Что же касается возможности образовательного учреждения быть арендатором в отношениях финансовой аренды, теоретически она существует, но практически не встречается.

Итак, сделаем первый вывод: у обычного образовательного учреждения все отношения по приему-передаче имущества в возмездное или безвозмездное пользование будут отношениями по операционной аренде.

Отсюда вытекает второй, не менее важный вывод: показатели аналитической группы «Инвестиционная недвижимость» счета 0 101 00 000 «Основные средства» у образовательного учреждения отсутствуют.

Напомним, эта группа учета 0 101 30 000 добавлена в план счетов и описывается в СГС «Основные средства». Инвестиционной недвижимостью признается объект недвижимости (части объекта недвижимости), а также движимое имущество, составляющее с указанным объектом единый имущественный комплекс, находящиеся во владении и (или) пользовании субъекта учета с целью получения платы за пользование имуществом (арендной платы) и (или) увеличения стоимости недвижимого имущества, но не предназначенные для выполнения возложенных на субъект учета государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета и (или) продажи. Иными словами, имуществом, предназначенным исключительно для передачи в аренду, распоряжаются опять же департаменты и комитеты по управлению имуществом, и только у таких специализированных учреждений будут формироваться показатели по счету 0 101 30 000 «Инвестиционная недвижимость».

СГС «Аренда» вводит совершенно новый вид объекта учета – право пользования имуществом, учитываемое на балансовых счетах. На момент написания статьи редакция Инструкции № 157н, в которую уже были бы включены эти счета, еще отсутствовала, и пока будем руководствоваться имеющимися разъяснениями.

Новый термин «условные арендные платежи» обозначает платежи по возмещению затрат на содержание имущества, полученного в аренду, в том случае, когда пользователь имущества не заключает договор содержания имущества от своего имени, а возмещает эти затраты арендодателю. Сам по себе данный объект учета не является новым, новое в нем только название.

У арендодателя доходы по условным арендным платежам обособляются новым аналитическим счетом учета – 0 205 35 000 «Расчеты по доходам по условным арендным платежам», и в начислении доходов используется новый код КОСГУ – 135 «Доходы по условным арендным платежам».

Действия, общие для арендатора и арендодателя:

1. Провести инвентаризацию объектов имущества, полученных (переданных) в пользование в соответствии с договорами.
2. Определить оставшиеся сроки полезного использования объектов операционной аренды (оставшиеся сроки пользования объектами имущества).
3. Определить суммы обязательств по уплате арендных платежей за оставшиеся сроки полезного использования объектов. Как определить оставшиеся сроки и суммы? Из условий договора аренды.
4. Составить бухгалтерскую справку (ф. 0504833) в целях формирования в межотчетный период входящих остатков по объектам учета аренды.

Для вновь заключаемых договоров аренды порядок признания объектов аренды будет примерно таким же, и дальнейшие действия по учету не различаются для старых и новых договоров.

У арендодателя передача имущества в аренду отражается операцией внутреннего перемещения: дебет счета 0 101 00 310 / кредит счета 0 101 00 310 – в сумме балансовой стоимости передаваемого имущества, а также изменением материально ответственного лица (им становится руководитель (уполномоченное им лицо) юридического лица, принявшего объект в пользование).

Если в аренду передается часть объекта, например здания, то записи внутреннего перемещения не производятся, но и в том и в другом случае информация о передаче объекта в пользование отражается в инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031). Одновременно увеличиваются показатели счета 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)» в балансовой стоимостной величине объектов операционной аренды, переданных в пользование.

Многие учреждения задают вопрос: как определить балансовую стоимость переданного имущества, если это часть инвентарного объекта? Методические указания не содержат прямого ответа на поставленный вопрос, но было бы логичным рассчитать стоимость части объекта пропорционально его общей балансовой стоимости, например по площади, и закрепить такой способ оценки в учетной политике.

Окончание или досрочное расторжение договора аренды означают и возврат имущества, при котором обязательна инвентаризация. Ее проводит комиссия стороны, принимающей имущество, с участием представителей стороны передающей. Все выявленные изменения конструктивных составных частей имущественного комплекса, произведенные пользователем (арендатором) имущества за время его использования, в том числе неотделимые улучшения, подлежат отражению в инвентаризационных документах.

Возврат имущества будет отражаться также операцией внутреннего перемещения, если она совершалась первоначально, и уменьшением показателя счета 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)».

При передаче имущества в операционную аренду обязанность начисления амортизации на него остается за балансодержателем, бухгалтерские записи этой операции остаются неизменными, равно как и выбранный метод начисления амортизации и норма амортизационных отчислений:

• Дебет счета 0 109 00 271 «Затраты по амортизации основных средств и нематериальных активов на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» или счета 0 401 20 271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов»;

• Кредит счета 0 104 00 410 «Амортизация».

Если в учете признана кредиторская задолженность по арендным платежам, значит, должны быть приняты обязательства (бюджетные обязательства) у арендатора, а у арендодателя доходы будущих периодов признаются еще и как увеличение плановых (прогнозных) назначений по доходам от операционной аренды.

Обязательства и доходы длительных арендных отношений будут отражаться на соответствующих аналитических счетах:

• 10 «Санкционирование по текущему финансовому году»;

• 20 «Санкционирование по первому году, следующему за текущим (очередным финансовым годом)»;

• 30 «Санкционирование по второму году, следующему за текущим (первым годом, следующим за очередным)»;

• 40 «Санкционирование по второму году, следующему за очередным»;

• 90 «Санкционирование на иные очередные года (за пределами планового периода)».

Если отношения прекращаются раньше срока, установленного договором, операции санкционирования сторнируются.

Отметим, что обязательства и доходы по условным арендным платежам также подлежат отражению на счетах санкционирования, причем они будут являться обязательствами и доходами текущего финансового периода. И поскольку здесь нет никаких изменений, мы не будем приводить записи этих бухгалтерских операций.

Читайте так же:  Обязательная регистрация договора аренды земельного участка в 2020 году

Получение имущества в безвозмездное пользование признается отложенными доходами (доходами будущих периодов) от предоставления права пользования активом и подлежит обособлению на счетах рабочего плана счетов субъекта учета.

Так же как и в случае возмездного пользования, актив амортизируется в течение срока его полезного использования с одновременным признанием доходов будущих периодов в составе текущих.

Во-вторых, ссудодатель отражает в учете доходы от предоставления права пользования активом также по справедливой стоимости, но при этом одновременно отражает еще и расходы, которые он понес, предоставив имущество в пользование безвозмездно. Обе операции начисления – доходов и расходов – проводятся через счет 0 210 05 000 «Расчеты с прочими дебиторами», поскольку в отношениях безвозмездного пользования задолженностей, которые необходимо погашать, все-таки не возникает.

Операции же по внутреннему перемещению имущества, передаваемого (возвращаемого) в безвозмездное пользование, отражаются аналогично рассмотренным выше с увеличением (уменьшением при возврате) забалансового счета 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование».

Отметим, что операции по учету объектов аренды при передаче имущества в безвозмездное пользование на сегодняшний день еще не раскрыты так же детально, как отношения обычной аренды. Таким образом, по данному вопросу еще возможны комментарии и разъяснения Минфина.

Сдача в аренду государственного имущества бюджетным учреждением в 2020 году

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Федеральное бюджетное учреждение сдает в аренду часть объекта недвижимости, которая не является отдельным объектом имущественных прав. Договор аренды заключен на срок 1 год (начинает свое действие в 2017 году и заканчивает в 2018 году).
В связи с введением с 01.01.2018 новых стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора каков порядок бухгалтерского учета данной операции?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Сданный в аренду объект (часть недвижимого имущества) может быть классифицирован уполномоченными лицами учреждения в качестве объекта учета операционной аренды. В такой ситуации часть объекта недвижимости, сданная в аренду, продолжает учитываться в составе здания на соответствующем аналитическом счете учета счета 0 101 10 000 «Основные средства». Информация о передаче части недвижимого имущества в аренду должна быть отражена на забалансовом счете 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)» и в Инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031) по объекту недвижимости.
Информация по договору аренды части объекта недвижимости, действовавшему в 2017 году и продолжающему свое действие в 2018 году, отражается в межотчетный период с применением счета 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов». Арендодателю необходимо отразить расчеты с арендатором по арендным платежам за оставшийся срок полезного использования объекта аренды с применением счета 0 205 21 000 «Расчеты с плательщиками доходов от операционной аренды». Одновременно объем ожидаемого дохода от арендных платежей отражается на счете 0 401 40 121 «Доходы будущих периодов по операционной аренде».

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

1 февраля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

О субъекте, уплачивающем НДС, в случае аренды имущества у бюджетного учреждения

При сдаче в аренду муниципального имущества бюджетное учреждение само платит НДС. Для случаев, когда у организации арендуется муниципальное имущество, переданное ей в оперативное управление, исключения из общих правил расчета и уплаты НДС не предусмотрены. Следовательно, налог перечисляет арендодатель, арендатор налоговым агентом не признается.

Напомним, иногда при аренде федерального, регионального или муниципального имущества налоговым агентом по НДС выступает арендатор. Он удерживает средства из арендной платы и перечисляет их в бюджет, если имущество предоставлено в аренду органом госвласти или местного самоуправления.

Разъяснения Минфина касаются бюджетных учреждений. У ведомства аналогичнаяточка зрения и в отношении автономных учреждений.

Вопрос: ГБУ (арендодатель) заключило договор с ООО на предоставление в аренду нежилых помещений, расположенных в здании, закрепленном за ГБУ на праве оперативного управления. Здание находится в собственности города. ООО (арендатор) оплачивает аренду с учетом НДС.

ГБУ не уплачивает НДС.

Кто должен уплачивать НДС при аренде — арендатор или арендодатель?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 7 июля 2016 г. N 03-07-14/39827

В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость при приобретении услуг по аренде муниципального имущества, закрепленного за государственным бюджетным предприятием на праве оперативного управления, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.

Пунктом 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) установлен особый порядок применения налога на добавленную стоимость при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества, согласно которому налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется налоговым агентом как сумма арендной платы с учетом налога. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества.

В отношении услуг по предоставлению в аренду муниципального имущества, переданного организации в оперативное управление, особенностей по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость главой 21 Кодекса не предусмотрено. Поэтому при оказании организацией услуг по предоставлению в аренду муниципального имущества, переданного ей в оперативное управление, налогоплательщиком налога на добавленную стоимость является эта организация — арендодатель этого имущества.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Стандарт “Аренда”: когда бюджетные учреждения могут не применять его положения

Федеральный стандарт государственного сектора «Аренда», утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258н (далее — СГС «Аренда»), вступил в силу 1 января 2018 года. Однако у бухгалтеров до сих пор возникают вопросы по его применению.

Читайте так же:  Дисциплинарные взыскания муниципальных служащих

В данной статье мы рассмотрим основные ситуации, когда бюджетные учреждения могут не применять положения СГС «Аренда».

Исключения для неприменения положений СГС «Аренда», предусмотренные самим стандартом

Пунктом 4 СГС «Аренда» предусмотрены три хозяйственные операции, при отражении которых положения Стандарта не применяются. К ним относится предоставление:

  1. участков недр в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и (или) добычи полезных ископаемых (нефти, природного газа, иных аналогичных невозобновляемых ресурсов);
  2. во временное владение и пользование или во временное пользование материальных ценностей, относящихся для целей бухгалтерского учета к биологическим активам;
  3. во временное пользование материальных носителей, в которых выражены соответствующие результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в части принятия на учет активов, относящихся для целей бухгалтерского учета к нематериальным активам.
Видео (кликните для воспроизведения).

Других исключений для неприменения СГС «Аренда» не содержит.

Разъяснения специалистов Минфина России о неприменении положений СГС «Аренда»

В течение 2018 года Минфин России выпустил ряд писем. В них разъясняется, когда положения СГС «Аренда» могут не применяться. Рассмотрим основные из них.

Письмо Минфина России от 13.06.2018 № 02-07-10/40429

Согласно данному письму положения СГС «Аренда» не применяются в следующих ситуациях:

  1. при наличии распорядительных документов о передаче объектов пользователю (арендатору) в целях использования имущества для выполнения функций (полномочий). При этом обязательным условием является тот факт, что обязанности по содержанию переданного в пользование имущества остаются у передающей стороны.
  2. при наличии организационно-распорядительных документов у арендодателя имущества, возлагающих на него функции по содержанию имущества. Иными словами, если в качестве арендодателя (ссудодателя) выступает организация (дирекция и т. п.), специально созданная для обеспечения других учреждений имуществом и наделенная полномочиями по содержанию переданного имущества, положения СГС «Аренда» не применяются.

По сути, данное письмо дублирует положения, предусмотренные разделом II методических рекомендаций по применению СГС «Аренда» (доведенных письмом Минфина России от 13.12.2017 № 02-07-07/83464) и п. 32 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н).

Письмо Минфина России от 14.09.2018 № 02-07-10/66285

Согласно данному письму СГС «Аренда» применяется при отражении в бухгалтерском учете хозяйственных операций, порождающих возникновение доходов. На эту тему были и иные письма (смотрите письма Минфина России от 22.11.2018 № 02-07-10/84404, от 19.09.2018 № 02-07-10/67168 и др.).

Согласно п. 41 СГС «Концептуальные основы» нефинансовые активы, полученные от собственника (учредителя) для выполнения возложенных на учреждение полномочий (функций), осуществления деятельности по оказанию услуг либо для управленческих нужд, признается вкладом собственника (учредителя).

В свою очередь, доходом признается увеличение полезного потенциала активов и (или) поступление экономических выгод, за исключением поступлений, связанных с вкладами собственником (учредителем) (п. 43 СГС «Концептуальные основы»).

Учитывая изложенное, при движении объектов в рамках безвозмездного пользования ни у ссудополучателя (принимающей стороны), ни у ссудодателя (передающей стороны) доходов не возникает. Такое движение рассматривается с позиции имущественного вклада собственника (учредителя). Следовательно, положения СГС «Аренда» могут не применяться.

Обратите внимание, сюда не относятся операции по передаче (получению) имущества в безвозмездное пользование, осуществляемые в рамках межбюджетной передачи.

Письма Минфина России от 22.11.2018 № 02-07-10/84404, от 31.08.2018 № 02-07-10/62448, от 27.09.2018 № 02-07-10/69410 и др.

Согласно разъяснениям методологов Минфина России положения СГС «Аренда» не применяются в случае, если обязанность предоставить имущество в пользование установлена законодательно.

Примером таких операций может служить:

  • предоставление транспортными инфраструктурами в безвозмездное пользование служебных и подсобных помещений, оборудования, средств и услуг связи территориальным органам и подразделениям полиции, выполняющим задачи по обеспечению безопасности граждан и охране общественного порядка, противодействию преступности на железнодорожном, водном, воздушном транспорте и метрополитенах (п. 6 ст. 48 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции );
  • предоставление образовательной организацией на безвозмездной основе в пользование медицинской организации помещения для оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся (ст. 41 Федерального закона от 30.11.2010 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»);
  • предоставление помещения для проведения выездной налоговой проверки (ст. 89 Налогового Кодекса РФ);
  • и другие.

В перечисленных выше ситуациях операции по передаче (получению) имущества в пользование отражается «по-старому»:

  • у передающей стороны путем внутреннего перемещения объектов на балансовых счетах и одновременно на соответствующем забалансовом счете;
  • у принимающей стороны на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование».

Исключения для неприменения положений СГС «Аренда», предусмотренные Инструкцией № 157н

10 февраля 2019 года приказом Минфина России от 28.12.2018 № 298н в Инструкцию № 157н были внесены изменения. В частности, они коснулись описания забалансового счета 01 «Имущество, полученное в пользование».

Так, п. 335 Инструкции № 157н дополнен новыми положениями. Согласно им объектами аренды с 2019 года не являются:

  • имущество казны и иное имущество, полученное на безвозмездной основе, как вклад собственника (учредителя);
  • имущество, которым по решению собственника (учредителя) пользуется учреждение (орган власти) при выполнении возложенных на него функций (полномочий), без закрепления права оперативного управления;
  • имущество, полученное в безвозмездное пользование в силу обязанности его предоставления (получения), возникающей в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Получается, что данные ранее разъяснения Минфина России нашли свое отражение в новых положениях Инструкции № 157н. Частные письма Минфина России не являются нормативными актами, и учреждениям не обязательно ими руководствоваться. Соответственно, до 2019 года учреждение в отношении отражения конкретных операций по аренде могло принять иное решение, противоположное выраженному в письме. С 2019 года рассмотренные в данной статье положения писем перешли в нормы Инструкции № 157н, противоречить которым учреждение уже не вправе.

Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новых публикаций.

Остались вопросы? Позвоните и мы на них ответим 8-800-250-8837 . Звонок бесплатный.

Статья подготовлена

Аренда в бюджетном учете в 2020 году

Статью подготовила специалист по международным стандартам финансовой отчетности Меликова Мария Марковна. Связаться с автором

Вернуться назад на Бюджетный учет 2020

Учреждения могут сдавать в аренду нежилые помещения, принадлежащие им на праве оперативного управления, при соблюдении определенных условий. Это следует из нормы Гражданского кодекса в 2020 году.

Статья 298 ГК РФ «Распоряжение имуществом учреждения» предоставляет право учреждениям осуществлять приносящую доходы деятельность, если это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует этим целям.

Так как собственником недвижимого имущества, закрепленного за учреждениями на праве оперативного управления, является учредитель, то только с его согласия учреждения могут распоряжаться имуществом:

• бюджетным и автономным учреждениям согласие собственника имущества требуется на распоряжение недвижимым и особо ценным движимым имуществом (п. 2 и 3 ст. 298 ГК РФ);
• автономные учреждения не нуждаются в согласии собственника на распоряжение недвижимым имуществом, приобретенным на средства от приносящей доход деятельности (п. 2 ст. 298 ГК РФ);
• казенным учреждениям на распоряжение имуществом требуется согласия собственника всегда (п. 4 ст. 298 ГК РФ).

Читайте так же:  Сколько процентов удерживать алименты на двоих

Перечисленные нормы можно применять при передаче имущества в аренду. Следовательно, чтобы сдать в аренду помещение, учреждению необходимо получить разрешение учредителя. И выполнить еще одно условие: отразить такую деятельность в своих учредительных документах.

На основании статьи 298 ГК РФ доходы, полученные от сдачи в аренду зданий и помещений, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного и автономного учреждения.

Доходы, полученные от такой деятельности казенного учреждения, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Любой бухгалтер, который учитывал сдаваемое в аренду имущество, скажет, что раньше было проще. Учреждение-арендодатель до вступления в силу положений стандарта Аренда учитывало передаваемое имущество на соответствующих забалансовых счета 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)», 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование» и вело расчет по арендным платежам с пользователем имущества на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 205 20 000 «Расчеты по доходам от собственности».

В 2020 году бухгалтеры учреждений госсектора столкнулись с трудностями учета. Найдем правильное решение.

Классификация объекта учета аренды для целей бухгалтерского учета относится к сфере профессионального суждения бухгалтера. Стандарт «Аренда» для начала предлагает бухгалтеру определить, к какому типу арендных отношений относится заключенный учреждением договор аренды.

Предусмотрена следующая классификация объектов учета аренды:

• Объекты учета операционной аренды.
• Объекты учета финансовой (неоперационной) аренды.

Сдаваемое в аренду помещение отнесем к операционной аренде, если:

• срок пользования имущества меньше и несопоставим с оставшимся сроком полезного использования передаваемого в пользование имущества, указанным при его предоставлении. Например, сдаете в аренду здание на три года, а после окончания договора аренды срок его полезного использования — 25 лет;
• на дату подписания договора аренды общая сумма арендной платы ниже и несопоставима со справедливой стоимостью передаваемого в пользование имущества на дату классификации объектов учета аренды.

Перечисленные признаки по отдельности или вместе являются основанием для классификации объектов учета аренды в качестве объектов учета операционной аренды.

По мнению Минфина России в письме № 02-07-07/83464, срок полезного использования — это не оставшийся срок амортизации передаваемого здания. Осуществлять указанное сопоставление на основе оставшегося срока амортизации передаваемого объекта аренды некорректно.

Срок полезного использования объекта учета аренды — это срок, в течение которого предусматривается, что учреждение-собственник имущества в своей деятельности будет пользоваться имуществом и дальше, после окончания договора аренды, в тех целях, ради которых он получен. В целях получения экономических выгод или полезного потенциала, связанных с пользованием объектом учета аренды.

Операционная аренда — это наиболее распространенный вид аренды, когда имущество сдают на значительно меньший отрезок времени, чем установленный срок его полезного использования. По этой причине арендные платежи меньше полной стоимости такого имущества.

Объекты учета операционной аренды возникают, например, при передаче в аренду зданий, помещений на небольшой срок (от нескольких месяцев до нескольких лет), несопоставимый с оставшимся сроком полезного использования имущества (п. 12 Стандарта «Аренда»).

Такие договоры учреждения заключают чаще всего, по новому стандарту их относят к объектам учета операционной аренды:

• договоры, по которым есть арендная плата, но нет выкупной стоимости;
• договоры, в которых есть условие о возврате имущества после окончания срока в условиях годности к дальнейшей эксплуатации.

Если в договоре есть условие операционной аренды и одно или несколько условий финансовой аренды, то договор считают договором финансовой аренды.

Не относят к договорам операционной аренды и являются финансовой арендой:

• договоры лизинга вне зависимости от того, кто является балансодержателем по договору;
• договоры с правом выкупа;
• договоры безвозмездного, бессрочного пользования.

Правильно определите тип арендных отношений: операционная или финансовая аренда. Это надо сделать на основе условий классификации в СГС «Аренда». Полагайтесь на свое профессиональное суждение.

Информация о здании тира, переданного в пользование, отражалась на забалансовом счете 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)» по балансовой стоимости здания. В соответствии с СГС «Аренда» учет здания у арендодателя по договору операционной аренды на забалансовом счете 25 следует продолжить.

Операции по учету, которые возникают ежемесячно в период действия договора аренды:

1. Признаны доходы по операционной аренде доходами текущего финансового года (в сумме ежемесячного платежа): Дебет 2 401 40 121 Кредит 2 401 10 121;
2. Начислен НДС по доходам от сдачи имущества в аренду: Дебет 2 401 10 121 Кредит 2 303 04 730;
3. Начислены коммунальные расходы по сданному в аренду имуществу: Дебет 2 401 20 223 Кредит 2 302 23 730;
4. Начислены доходы от возмещения коммунальных услуг (по условным арендным платежам): Дебет 2 205 35 560 Кредит 2 401 10 135;
5. Получены денежные средства за аренду тира: Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 205 21 660;
6. Получены денежные средства на компенсацию коммунальных расходов: Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 205 35 660.

Показатели по счету 2 20521 560 будут отражаться в отчетности, в том числе годовой, до тех пор, пока не закончится срок аренды. По дебету счета 0 20521 000 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от операционной аренды» доходы будущих периодов по договорам аренды начислены на общую сумму арендной платы за весь период действия договора аренды.

Уменьшение показателя по счету 0 20521 000 надо отражать ежемесячно проводкой: Дебет 2 20111 510 Кредит 2 20521 660 — получены денежных средства за аренду имущества (ежемесячно или по графику платежей).

Таким образом пользователи бюджетной бухгалтерской отчетности получат достоверную информацию о размере доходов учреждения от арендной платы за сданное имущество.

Арендодателю нужно списать с 25 забалансового счета балансовую стоимость здания по окончании договора аренды. Одновременно в инвентарной карточке учета нефинансовых активов ф. 0504031 — отразить изменение данных о лице, ответственном за сохранность объекта, и сведения о местонахождении возвращенного объекта.

В связи с вступлением в силу СГС «Аренда», а также с учетом письма Минфина России № 02-07-07/83463 в учетной политике учреждения в отношении объектов учета аренды должны быть отражены:

• счета в рабочем плане счетов для отражения объектов учета аренды;
• применяемые способы амортизации относительно объектов учета аренды;
• особенности применения первичных учетных документов при отражении операций по объектам учета аренды, в том числе при изменении их стоимостных оценок в бухгалтерском учете;
• порядок проведения инвентаризации объектов учета аренды.

Читайте так же:  Признание жилого дома аварийным непригодным для проживания в 2020 году

Особенности сдачи в аренду недвижимого имущества государственными образовательными учреждениями

Безусловно, в процессе сдачи недвижимого имущества образовательные учреждения должны руководствоваться и нормативно-правовыми актами, используемые и иными субъектами, однако сдача в аренду недвижимого имущества образовательными учреждениями все же имеет свои особенности, о которых речь пойдет ниже.

В соответствии с ч. 1 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

На основании ч. 3.2. ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования в отношении государственного или муниципального имущества государственных или муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется без проведения конкурсов или аукционов в случае заключения этих договоров с:

  1. Медицинскими организациями для охраны здоровья обучающихся и работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
  2. Организациями общественного питания для создания необходимых условий для организации питания обучающихся и работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
  3. Физкультурно-спортивными организациями для создания условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом.

Порядок заключения образовательными учреждениями договоров аренды с вышеуказанными организациями установлен Правилами заключения договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества государственных или муниципальных образовательных организаций, являющихся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями. бюджетных и автономных научных учреждений (далее — «Правила»). Правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2011 № 677 (находится во вложении).

Согласно п. 2 Правил, хозяйственное общество направляет в учреждение заявку о необходимости заключения договора (далее — заявка), содержащую следующие сведения:

а) потребность хозяйственного общества в имуществе;

б) количество новых технологий, планируемых к получению при применении (внедрении) хозяйственным обществом результатов интеллектуальной деятельности за 5 лет;

в) объем научно-технической продукции и количество новых (инновационных) продуктов и высокотехнологичных услуг, которые планируется произвести (оказать) хозяйственным обществом за 5 лет (в стоимостных показателях и единицах соответственно).

Учреждение в течение 10 рабочих дней с момента регистрации заявки направляет в адрес хозяйственного общества ответ, содержащий информацию о наличии либо отсутствии имущества, которое может быть передано в аренду хозяйственному обществу, а также свое решение о направлении заявки на согласование своему учредителю.

Учредитель рассматривает поступившую заявку в течение 15 рабочих дней с момента ее получения, но в случае если им было запрошено пояснение к поступившей заявке, то срок рассмотрения заявки продлевается на 30 рабочих дней.

Как следует из п. 9 Правил, если учредителем по результатам рассмотрения обращения и документов, и пояснений к ним (при их наличии) принято решение о возможности передачи имущества в аренду хозяйственному обществу, учредитель обязан в течение 10 рабочих дней в письменной форме уведомить учреждение о направлении его обращения на согласование в следующие органы по управлению имуществом:

а) в отношении федерального имущества — в федеральный орган исполнительной власти, который в рамках своей компетенции, установленной актами, определяющими статус этого органа, от имени Российской Федерации осуществляет права собственника имущества;

б) в отношении государственного имущества субъектов Российской Федерации — в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, который в рамках своей компетенции, установленной актами, определяющими статус этого органа, от имени субъекта Российской Федерации осуществляет права собственника имущества;

в) в отношении муниципального имущества — в уполномоченный орган по управлению муниципальным имуществом, который в рамках своей компетенции, установленной актами, определяющими статус этого органа, от имени муниципального образования осуществляет права собственника имущества.

Орган по управлению имуществом рассматривает в течение 15 рабочих дней поступившее обращение и затем согласовывает его либо направляет учредителю мотивированный отказ для согласования. Основаниями для отказа являются непредставление необходимого комплекта документов либо наличие ограничений (обременений) прав на имущество, предлагаемое к передаче в аренду.

В случае непоступления от органа по управлению имуществом ответа на письмо в течение 30 дней со дня его направления письмо считается согласованным.

Учредитель в течение 5 рабочих дней после получения ответа от органа по управлению имуществом или по истечении 30 дней со дня направления своего письма (в случае непоступления ответа) информирует учреждение о результатах рассмотрения органом по управлению имуществом письма путем направления учреждению решения о согласовании обращения или об отказе в согласовании.

После получения согласования в порядке, указанном выше, Учреждение имеет право на заключение договора аренды с хозяйственным обществом.

В соответствии с п. 18 Правил, при заключении договора в отношении федерального имущества размер и порядок внесения арендной платы устанавливаются с соблюдением следующих условий:

а) в первый год аренды — 40 процентов размера арендной платы;

б) во второй год аренды — 60 процентов размера арендной платы;

в) в третий год аренды — 80 процентов размера арендной платы;

г) в четвертый год аренды и далее — 100 процентов размера арендной платы.

После заключения договора аренды Учреждение обязано уведомить о данном факте учредителя и орган по управлению имуществом.

Учреждение также обязано осуществлять контроль за целевым использованием переданного в аренду имущества. В случае нарушения порядка использования имущества учреждение обязано принять меры по устранению подобных нарушений, а в случае невозможности — расторгнуть договор в соответствии с действующим законодательством.

В случае расторжения договора аренды учреждение в течение 10 дней уведомляет учредителя и орган по управлению имуществом о расторжении договора с указанием оснований его расторжения.

Помимо вышеуказанной возможности заключения договора аренды без проведения соответствующей конкурентной процедуры с определенными организациями, существует еще одна особенность заключения договора аренды государственным или муниципальным образовательным учреждением.

На основании ч. 4 ст. 13 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.06.1998 № 124-ФЗ, если государственная или муниципальная организация, образующая социальную инфраструктуру для детей, сдает в аренду закрепленные за ней объекты собственности, заключению договора об аренде должна предшествовать проводимая учредителем в порядке, оценка последствий заключения такого договора для обеспечения жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской помощи, профилактики заболеваний у детей, их социальной защиты и социального обслуживания. Договор аренды не может заключаться, если в результате проведенной оценки последствий его заключения установлена возможность ухудшения указанных условий.

Видео (кликните для воспроизведения).

Благодарю всех за внимание и до новых встреч!

Сдача в аренду государственного имущества бюджетным учреждением в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here