Статья 5 фз о коммерческой тайне

Самая важная информация по теме: "Статья 5 фз о коммерческой тайне" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ
«О коммерческой тайне»

С изменениями и дополнениями от:

2 февраля, 18 декабря 2006 г., 24 июля 2007 г., 11 июля 2011 г., 12 марта 2014 г., 18 апреля 2018 г.

Принят Государственной Думой 9 июля 2004 года

Одобрен Советом Федерации 15 июля 2004 года

ГАРАНТ:

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

29 июля 2004 года

Федеральным законом регулируются отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности и предупреждением недобросовестной конкуренции. Действие Закона распространяется на информацию, составляющую коммерческую тайну, независимо от вида носителя, на котором она зафиксирована.

Под коммерческой тайной понимается конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Устанавливается законодательное ограничение на отнесение информации к коммерческой тайне в интересах общества, государства и граждан. Так, режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении сведений о численности, составе работников, системе оплаты труда, об условиях труда, показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, наличии свободных рабочих мест, а также задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам.

Также устанавливается обязательность предоставления на безвозмездной основе органам государственной власти и местного самоуправления по их мотивированному требованию информации, составляющей коммерческую тайну.

Законом определяются права обладателя коммерческой тайны, регулируются отношения, связанные с коммерческой тайной, полученной при выполнении государственного контракта для государственных нужд. Также устанавливаются требования к охране конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, в том числе при трудовых отношениях и в гражданско-правовых отношениях.

Предусматривается ответственность за нарушение законодательства РФ о коммерческой тайне.

Грифы, нанесенные до вступления в силу Закона на материальные носители и указывающие на содержание в них информации, составляющей коммерческую тайну, сохраняют свое действие при условии, если меры по охране конфиденциальности указанной информации будут приведены в соответствие с требованиями Закона.

Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне»

Текст Федерального закона опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 9 августа 2004 г. N 32 ст. 3283, в «Российской газете» от 5 августа 2004 г. N 166, в «Парламентской газете» от 5 августа 2004 г. N 144

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 апреля 2018 г.

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 35-Ф3

Изменения вступают в силу с 1 октября 2014 г.

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник: http://base.garant.ru/12136454/

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ пункт 1 статьи 3 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2008 г.

1) коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ пункт 2 статьи 3 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 октября 2014 г.

2) информация, составляющая коммерческую тайну, — сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны;

3) утратил силу с 1 января 2008 г.;

Информация об изменениях:

4) обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, — лицо, которое владеет информацией, составляющей коммерческую тайну, на законном основании, ограничило доступ к этой информации и установило в отношении ее режим коммерческой тайны;

5) доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, — ознакомление определенных лиц с информацией, составляющей коммерческую тайну, с согласия ее обладателя или на ином законном основании при условии сохранения конфиденциальности этой информации;

6) передача информации, составляющей коммерческую тайну, — передача информации, составляющей коммерческую тайну и зафиксированной на материальном носителе, ее обладателем контрагенту на основании договора в объеме и на условиях, которые предусмотрены договором, включая условие о принятии контрагентом установленных договором мер по охране ее конфиденциальности;

7) контрагент — сторона гражданско-правового договора, которой обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, передал эту информацию;

8) предоставление информации, составляющей коммерческую тайну, — передача информации, составляющей коммерческую тайну и зафиксированной на материальном носителе, ее обладателем органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления в целях выполнения их функций;

Читайте так же:  Пособие за счет работодателя облагается страховыми взносами в 2020 году

9) разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, — действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая коммерческую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 3 настоящего Федерального закона

Источник: http://base.garant.ru/12136454/5ac206a89ea76855804609cd950fcaf7/

Федеральный закон «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 N 98-ФЗ ст 5 (ред. от 18.04.2018)

Статья 5. Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну

Режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:

1) содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

2) содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;

6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и социальным выплатам;

7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

Источник: http://fzrf.su/zakon/o-kommercheskoj-tajne-98-fz/st-5.php

Статья 5. Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну

Статья 5. Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну

Режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:

1) содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

2) содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;

Информация об изменениях:

Пункт 6 изменен с 29 апреля 2018 г. — Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 86-ФЗ

6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и социальным выплатам;

7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 5 настоящего Федерального закона

Источник: http://base.garant.ru/12136454/5633a92d35b966c2ba2f1e859e7bdd69/

Федеральный закон о коммерческой тайне

Закон о коммерческой тайне определяет основные требования к составу и мерам защиты конфиденциальной информации, образующейся в процессе предпринимательской деятельности. О структуре и содержании этого нормативного акта узнайте из нашего материала.

Закон РФ о коммерческой тайне № 98-ФЗ (действующая редакция 2016 года)

Закон «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 № 98-ФЗ (ред. от 12.03.2014) регулирует отношения, связанные с соблюдением (установлением, изменением и прекращением) режима коммерческой тайны — специального порядка работы с информацией, позволяющей ее обладателю:

  • увеличить доход при существующих или возможных обстоятельствах;
  • сократить или свести к минимуму неоправданные расходы;
  • сохранить свое положение на рынке товаров (работ, услуг);
  • получить иную коммерческую выгоду.

Когда налоговая выгода признается необоснованной, узнайте из материалов:

Федеральный закон № 98-ФЗ о коммерческой тайне определяет алгоритмы работы с информацией, составляющей коммерческую тайну (ИКТ).

ИКТ — это сведения любого характера (технические, производственные и иные), обладающие следующими свойствами:

  • коммерческой ценностью (действительной или потенциальной) в силу неизвестности их третьим лицам;
  • недоступностью для третьих лиц на законных основаниях.

сфера и цели применения закона

расшифровка примененных в законе терминов и определений

порядок отнесения информации в разряд ИКТ

перечень сведений, которые не могут помещаться под режим коммерческой тайны

алгоритм предоставления ИКТ

перечисление прав обладателя ИКТ

описание мероприятий, защищающих ИКТ:

  • в рамках трудовых отношений;
  • при ее предоставлении госорганам

детализация видов ответственности:

  • за нарушение закона № 98-ФЗ;
  • непредоставление ИКТ госорганам

Закон № 98-ФЗ о коммерческой тайнеприменяется к ИКТ вне независимости от того, на каком носителе она зафиксирована. Носителями ИКТ могут быть:

  • бумага;
  • компьютерные накопители (внешние и внутренние);
  • оптические носители (лазерные диски и др.).

На каких накопителях фиксируется информация, необходимая для расчета налоговых обязательств, — см. в материалах:

Специфика терминологии закона № 98-ФЗ

В федеральном законе о коммерческой тайне привычная для субъектов рыночных отношений терминология применяется в специфической трактовке.

Читайте так же:  Виды доходов с которых удерживаются алименты

К примеру, термин «контрагент» в контексте данного закона означает сторону договора, получившую ИКТ от ее обладателя. Обладателем ИКТ закон называет лицо:

  • владеющее ИКТ на законных основаниях;
  • ограничившее доступ к ИКТ;
  • установившее в отношении ИКТ режим коммерческой тайны.

Отдельно расшифрованы термины «передача» и «предоставление», относящиеся к ИКТ:

  • под передачей ИКТ понимается получение контрагентом информации от ее обладателя в объеме и на условиях, предусмотренных договором (важное специфическое условие договора — контрагенту необходимо обеспечить охрану конфиденциальности полученной информации);
  • предоставление ИКТ — это процесс ее передачи от обладателя госорганам для выполнения их функций.

Кроме того, в законе выделено 2 специфичных термина, неразрывно связанных с ИКТ:

1. Доступ к ИКТ — это ознакомление определенных лиц с информацией при соблюдении следующих условий:

  • наличие согласия обладателя ИКТ на такое ознакомление (или иного законного основания);
  • обязательное соблюдение конфиденциальности в отношении полученной информации.

2. Разглашение ИКТ — это доступ к ней третьих лиц:

  • без согласия обладателя ИКТ;
  • в нарушение условий договора (трудового или гражданско-правового).

Нюансы оформления и специфику применения различных договоров узнайте из наших материалов:

Законное и незаконное обладание информацией (ст. 4 закона № 98-ФЗ)

Вопрос законности или незаконности получения ИКТ зависит в первую очередь от того, какие сведения попали в разряд коммерческой тайны.

В список ИКТ в зависимости от производственно-организационной специфики работы предпринимателей может попадать информация следующего характера:

  • учетная (сведения из учетных регистров и отчетности);
  • информационная (клиентские базы, условия сделок);
  • методологическая (алгоритмы ценообразования, нормативы расходов);
  • техническая (описание разработанных или находящихся в стадии разработки технологий и способов, промышленные образцы и модели);
  • охранно-обеспечительная (о средствах и методах обеспечения охраны имущества и интеллектуальной собственности).

Если информация не попала в перечень ИКТ, ее получение любым заинтересованным лицом не будет считаться незаконным.

Вторым важным аспектом законного или незаконного получения ИКТ является способ ее приобретения. ИКТ может быть получена заинтересованным в ней лицом двумя способами:

  1. С оформлением факта передачи договором с обладателем ИКТ (или на другом законном основании) — это путь законного получения ИКТ.
  2. Без оформления договора, при этом:
  • получение ИКТ было сопряжено с умышленным нарушением мер по охране ее конфиденциальности;
  • получатель информации знал о том, что приобретенные сведения относятся к ИКТ и передающее ее лицо не обладает полномочиями и законными основаниями для ее передачи.

Способ получения ИКТ «без оформления договора» является незаконным — за его использование предусмотрена ответственность (о ее видах читайте в одном из следующих разделов материала).

Законом № 98-ФЗ определен состав сведений, которые не могут быть определены как ИКТ вне зависимости от желания ее обладателя (см. далее).

Что невозможно засекретить (ст. 5 закона № 98-ФЗ)

Перечень сведений, которые не могут быть отнесены к ИКТ, приведен в ст. 5 закона о коммерческой тайне. Их можно объединить в следующие группы:

  • регистрационно-учредительные (информация из учредительных документов юрлица; документов, подтверждающих факт внесения записей о юрлицах и ИП в госреестры; списки лиц, имеющих право действовать от имени юрлица без доверенности);
  • разрешительные (сведения из документов, предоставляющих право на осуществление предпринимательской деятельности);
  • статистические (о численности и составе работников, о показателях деятельности НКО и др.);
  • социально-долговые (о долгах работодателей по зарплате и иным социальным выплатам);
  • административные (о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за их нарушение);
  • отчетно-бюджетные (об использовании бюджетных средств госучреждениями, ГУПами и МУПами, а также о составе их имущества);
  • конкурсные (об условиях аукционов и конкурсов по приватизации объектов государственной и муниципальной собственности);
  • общебезопасные (о факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасности населения и производственных объектов);
  • ограничительно-обязательные (сведения, недопустимость ограничения доступа к которым или обязательность раскрытия которых установлена федеральными законами).

Таким образом, статья 5 ФЗ о коммерческой тайне не позволяет обладателю коммерческой информации «засекретить» абсолютно все связанные с предпринимательской деятельностью сведения.

Как и когда предоставляются налоговикам сведения о численности работников и для чего они им нужны — узнайте из материала «Подаем сведения о среднесписочной численности работников».

Получатели конфиденциальной коммерческой информации (статья 6 закона № 98-ФЗ)

Привилегией по получению ИКТ обладают госорганы — в ст. 6 закона о коммерческой тайне определены условия и порядок такого предоставления ИКТ.

Обладатель ИКТ дает ее:

1. На безвозмездной основе.

2. По мотивированному требованию госоргана, содержащему:

  • указание цели и правовое основание затребования ИКТ;
  • срок предоставления ИКТ;
  • подпись уполномоченного лица госоргана.
Видео (кликните для воспроизведения).

Если госорган, оформивший указанное требование, не получит затребованную информацию от ее обладателя, он имеет право запросить ее через судебные органы.

В п. 3 ст. 6 ФЗ о коммерческой тайне установлена обязанность обладателя ИКТ (и госорганов, ее получивших) предоставить ее по запросу:

  • органов предварительного следствия;
  • органов дознания;
  • судов.

При предоставлении информации на документах, содержащих ИКТ, наносится гриф «Коммерческая тайна» с указанием реквизитов ее обладателя:

  • для ИП — Ф. И. О. и место жительства;
  • для юрлиц — полное название и адрес местонахождения.

О значении для налогообложения термина «адрес местонахождения» узнайте из размещенных на нашем портале сообщений:

Обеспечительные меры по защите и неразглашении секретных сведений (последняя редакция закона № 98-ФЗ)

Для сохранения конфиденциальности ИКТ ее обладателю необходимо (п. 1 ст. 10 закона о коммерческой тайне):

  • уточнить список сведений, относимых к коммерческой тайне;
  • разработать алгоритмы обращения с ИКТ и контроля за их соблюдением;
  • учитывать получивших доступ к ИКТ лиц;
  • регулировать процесс использования ИКТ (включать особые условия в трудовые договоры с работниками и договоры ГПХ с контрагентами);
  • снабжать носители ИКТ грифом «Коммерческая тайна» с расшифровкой реквизитов обладателя.

Предпринятые обладателем «охранные» меры признаются разумно достаточными, если:

  • без согласия обладателя доступ к ИКТ невозможен;
  • обеспечивается возможность использования ИКТ работниками и передачи ее контрагентам без нарушения режима коммерческой тайны.

За нарушение конфиденциальности полученной ИКТ предусмотрена ответственность 4 видов (ст. 14 закона № 98-ФЗ):

  • дисциплинарная;
  • гражданско-правовая;
  • административная;
  • уголовная.

Помимо ответственности за нарушение конфиденциальности, ст. 15 закона № 98-ФЗ предусматривает наказание:

  • за невыполнение обладателем ИКТ законных требований госорганов о предоставлении информации;
  • воспрепятствование получению ИКТ должностными лицами госорганов.
Читайте так же:  Ренессанс кредит если просрочен платеж по кредиту

Итоги

Информация может попасть в разряд коммерческой тайны, если ее обладатель посчитает недопустимым ее распространение для широкого круга лиц (клиентские базы, новые технологии в стадии разработки и т. д.) и обеспечит ее охрану.

Знание требований закона о коммерческой тайне позволяет обладателям информации сохранить свои коммерческие секреты, а получателям сведений избежать ответственности за незаконное их разглашение.

Источник: http://nalog-nalog.ru/spravochnaya_informaciya/federalnyj_zakon_o_kommercheskoj_tajne/

Основным законодательными актами о коммерческой тайне являются Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»

Информация признаётся составляющей коммерческую тайну при наличии следующих признаков:

— информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности её третьим лицам;

— отсутствует свободный доступ к информации;

— обладатель информации принимает меры к охране её конфиденциальности.

Меры по охране коммерческой тайны указаны в ст. 10 ФЗ «О коммерческой тайне» и подразделяются на организационные и правовые. Наряду с этими мерами обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, вправе применять при необходимости средства и методы технической защиты конфиденциальности (доступности, скрытности, имитостойкости) этой информации, и другие, не противоречащие законодательству РФ меры. Таким образом, следует понимать, что технические меры защиты информации хотя и включаются в понятие режима коммерческой тайны, но являются дополнительными по отношению к организационным и правовым.

На практике, в законодательстве и в литературе наряду с термином «коммерческая тайна» используется и ряд близких по смыслу: производственная тайна, деловая конфиденциальная информация, промышленная тайна, секрет производства, ноу-хау, секрет промысла, торговый секрет, секрет фирмы и др. На основе положений ФЗ «О коммерческой тайне» следует уметь определять соотношение данных понятий.

Рассматривая основные субъекты правоотношений в области коммерческой тайны, следует рассмотреть определение обладателя сведений, составляющих коммерческую тайну. Определяя его права и обязанности, надо уяснить, что отнесение информации к коммерческой тайне – не обязанность, а право её обладателя. Все сведения, в отношении которых не установлен законодательный запрет на отнесение к коммерческой тайне, можно включить в состав закрытой (инсайдерской) информации в организации. Право определения конкретного перечня и состава такой информации принадлежит её обладателю. Исключение составляют прямо указанные в законе сведения, которые запрещено относить к коммерческой тайне (ст. 5), и прямо указанные в законе сведения, которые относятся к коммерческой тайне (например, содержание регистров бухгалтерского учёта и внутренней бухгалтерской отчётности в соответствии с частью 4 ст. 10 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте»).

Следует рассмотреть основные права (использовать информацию, составляющую коммерческую тайну самому; передавать её другим лицам для использования; защищать установленными законом способами) и обязанности (предоставление информации, составляющей коммерческую тайну органам государственной власти и местного самоуправления; охрана конфиденциальности информации) обладателя сведений, составляющих коммерческую тайну. Надо изучить особенности охраны таких сведений в рамках трудовых и гражданско-правовых отношений.

Рассматривая обязанность органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления создавать условия, обеспечивающие охрану конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, следует руководствоваться также нормами Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 15).

Исключением из запрета передачи должностными лицами органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственными или муниципальными служащими другим лицам, органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления ставшей известной им в силу выполнения должностных (служебных) обязанностей информацию, составляющую коммерческую тайну, является предусмотренная обязанность предоставления этой информации по запросу судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся в их производстве.

Необходимо знать, какую административную, уголовную и дисциплинарную ответственность предусматривает действующее законодательство за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, а также за непредставление органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления информации, составляющей коммерческую тайну.

Правовое регулирование отношений в области персональных данных.

Правовыми основами института персональных данных являются положения Конституции РФ о праве каждого на личную тайну (ст. 23) и недопустимости сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия (ст. 24).

Федеральным законом от 19 декабря 2005 г. № 160-ФЗ Российская Федерация ратифицировала Конвенцию Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных от 28 января 1981 г. Развивая законодательство в духе данной Конвенции, был принят Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», определяющий правовой институт персональных данных.

Изучая данный учебный вопрос, следует уяснить цели правового регулирования отношений, возникающих при работе с персональными данными, раскрыть содержание понятия персональных данных, сформулировать принципы и условия переработки персональных данных, проанализировать особенности переработки специальных категорий персональных данных (касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, судимости и др.), биометрических персональных данных и персональных данных в государственных или муниципальных информационных системах.

Раскрывая статус субъекта персональных данных, необходимо охарактеризовать его права (получение сведений об операторе персональных данных; получение информации, касающейся характера, сроков и целей переработки; доступ к своим персональным данным, их уточнение, блокирование или уничтожение; обжалование действий оператора) и основания их ограничения.

Правам субъекта персональных данных корреспондируют обязанности оператора. Необходимо раскрыть обязанности оператора при сборе персональных данных, по обеспечению безопасности при переработке персональных данных, по информированию субъекта персональных данных, по устранению нарушений законодательства, допущенных при переработке персональных данных.

В целях организации контроля и надзора за соответствием переработки персональных данных требованиям законодательства функции уполномоченного органа по правам субъектов персональных данных возлагаются на Федеральную службу по надзору в сфере связи Министерства связи и массовых коммуникаций (см. «Положение о Федеральной службе по надзору в сфере связи», утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 318).

Следует также уяснить, какую гражданскую, административную, уголовную и дисциплинарную ответственность предусматривает действующее законодательство за нарушение законодательства о персональных данных.

Правовые проблемы в сфере электронного документооборота.

Вопросы, касающиеся создания системы электронного документооборота, поднимаются в ряде концептуальных российских документов, в которых определены основные тенденции социально-экономического развития. В первую очередь это касается Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002 – 2010 годы)», утв. постановлением Правительства РФ от 28января 2002 г. № 65. В течение 2005 – 2010 гг. осуществлялось комплексное внедрение системы электронной торговли в сфере поставок продукции для государственных нужд на федеральном уровне и уровне субъектов РФ, стандартизированного документооборота и систем обеспечения информационной безопасности. В результате доля электронного документооборота в общем объёме документооборота возросла до 65% внутри ведомств и до 40% в межведомственном документообороте.

Читайте так же:  Штраф за незарегистрированный прицеп для легкового автомобиля в 2020 году

Основным нормативным документом, регламентирующим вопросы электронного документооборота в России, является Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи», который разработан во изменение Федерального закона от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», разработанного в соответствии с модельным законом «Об электронной цифровой подписи», принятым в г. Санкт-Петербурге 9 декабря 2000 г. на 16-м пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ.

Изучая данный закон, следует уяснить понятия электронного документа, электронной подписи (простой, усиленной, квалифицированной – КЭП), закрытого и открытого ключей КЭП (аналога электронно-цифровой подписи – ЭЦП), средств КЭП и правовые условия использования КЭП (ЭЦП) в электронных документах, при соблюдении которых КЭП (ЭЦП) в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.

Анализируя правовые проблемы электронного документооборота на корпоративном уровне, следует обратиться к положениям Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», который позволяет организациям легитимизировать фактически используемые технологии электронного документооборота. Это осуществляется посредством утверждения стандартов организаций, которые в соответствии со ст. 17 данного закона могут разрабатываться и утверждаться организациями самостоятельно, исходя из необходимости их применения в целях совершенствования производства и повышения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и др.

Положения Федерального закона «Об электронной цифровой подписи» нашли отражение и развитие в различных ведомственных нормативных актах, посвящённых вопросам создания информационных систем. В частности, Центральный банк РФ (Банк России) создал собственную крупномасштабную корпоративную систему электронного документооборота «АСБР-Москва», работа которой регламентируется «Положением об электронной информационной системе Банка России», утв. Приказом ЦБ РФ от 4 августа 2005 г. № 274-П.

Электронный документооборот активно используется и в области налоговых отношений. В начале 2002 г. вступили в силу поправки в Налоговый кодекс РФ, касающиеся соответствующих форм отчётности в электронной форме. Теперь налогоплательщик может направить налоговую декларацию в налоговый орган по каналам связи, а налоговый орган обязан передать налогоплательщику в электронном виде квитанцию о приёмке. Днём представления декларации по каналам связи считается день представления отчётности в электронном виде (см. Федеральный закон от 28 декабря 2001 г. № 180-ФЗ «О внесении изменения в статью 80 части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

Федеральный закон от 23 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте» устанавливает право организации представлять в электронном виде бухгалтерскую отчётность.

Правление Пенсионного фонда России (ПФР) 26 января 2001 г. приняло Постановление № 15 «О введении в системе ПФР криптографической защиты информации и электронной цифровой подписи». В нём регламентировано использование средств криптографической защиты информации в ПФР и возможность присоединения к системе электронного документооборота ПФР страхователей для предоставления конфиденциальных документированных данных о застрахованных лицах только в электронной форме без сопровождения на бумажных носителях.

Законодательство об электронной подписи является правовой основой использования, эксплуатации и развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» (ст. 3, 12 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 20-ФЗ «О ГАС «Выборы»), а также ГАС РФ «Правосудие», ГАС РФ «Управление» и др.

С юридической точки зрения, понятие электронного документооборота отличается от понятия электронного обмена данными. В основе первого лежит легитимность (аутентичность, легальность и верифицируемость) – процессуальная допустимость и доказательственная сила электронных документов. Поэтому наряду с совершенствованием ИКТ важную роль в процессе создания инфраструктуры электронного документооборота должна сыграть его законодательная поддержка, суть которой состоит в придании данным, создаваемым и передаваемым электронным способом, юридического статуса документа, в частности, на основе разработки и внедрения унифицированных правовых протоколов (регламентов и процедур) внутри- и межведомственного электронного документооборота.

Особенностью изучения данного вопроса является практическое знакомство в компьютерном классе студентов с конкретными программными средствами электронной подписи, реально используемыми в практической деятельности (в частности, на примере автоматизированной системы электронных межбанковских расчётов «АСБР-Москва» Центрального банка РФ).

Правовые проблемы электронной экономической деятельности и управления.

Раскрывая этот вопрос, следует раскрыть понятие и виды электронной экономической деятельности – электронную коммерцию, электронные государственные закупки, электронные торги и аукционы. Охарактеризовать существующие проблемы электронной экономической деятельности: пробелы в праве и пробелы в налогообложении.

Раскрывая вопросы внедрения электронного государства и электронного управления, следует охарактеризовать понятия: «электронное правительство», «электронное правосудие», «автоматизированное судопроизводство», «электронное управление» как базовые структуры наступающего информационного общества. Проанализировать виды систем электронного управления: вертикально интегрированные и горизонтально интегрированные системы электронного управления. Проанализировать особенности федерального электронного управления, субфедерального (регионального) и муниципального электронного управления, отраслевого (по сферам и экономическим или социально-культурным регионам) и функционального электронного управления. Возможности внедрения «электронного правосудия» и «автоматизированного судопроизводства» рассмотреть на модели правовой эргасистемы – системы правового регулирования общественных отношений.

Вопросы правового регулирования отношений в сфере использовании ГАС РФ «Выборы» при проведении выборов и референдумов следует раскрыть на основе положений Федерального закона от 10 января 2003 г. № 20-ФЗ «О ГАС «Выборы».

При изучении вопросов, связанных с ГАС РФ «Правосудие», ГАС РФ «Управление» и др. рекомендуется использовать Интернет-сайты[51] данных систем.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/5_31407_osnovnim-zakonodatelnimi-aktami-o-kommercheskoy-tayne-yavlyayutsya-grazhdanskiy-kodeks-rf-i-federalniy-zakon-ot—iyulya—g—fz-o-kommercheskoy-tayne.html

Коммерческая тайна

Коммерческая тайна – это режим конфиденциальности информации, позволяющий её обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Отнесение информации к категории коммерческой тайны может диктоваться, прежде всего, необходимостью в защите экономических интересов предприятия в условиях рыночной конкуренции, особенно, если она будет носить недобросовестный характер.

Читайте так же:  Проверить задолженность по коммунальным платежам по адресу в 2020 году

Категории коммерческой тайны

На практике выделяют такие категории секретной информации, которые считаются коммерческой тайной:

Данные наивысшей степени секретности. К таким данным относится основная информация, которая содержит сведения о коммерческой деятельности компании. Разглашение такого рода информации является угрозой высокой степени для предприятия, что может привести к значительным убыткам компании.

Строго конфиденциальные сведения. К такой информации относятся данные о планах предприятия, носящие стратегический характер, включая перспективы развития компании т. д. Распространение такой информации имеет значительные последствия.

Конфиденциальная информация. К такой информации относятся данные, после распространения которых предприятие может понести убытки, которые сопоставимы с произведенными текущими расходами компании.

Сведения ограниченного доступа. К такой информации относятся данные о действующей структуре управления производственным процессом, содержание должностных инструкций сотрудников компании и т. д. Распространение такой информации может привести к незначительным негативным последствиям, что фактически никак не повлияет на коммерческую деятельность компании.

Открытая информация. К такой информации относятся сведения, разглашение которых не является опасным действием для коммерческой деятельности компании.

Режим коммерческой тайны

Режим коммерческой тайны – это правовые, организационные, технические и иные меры, принимаемые обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, по охране ее конфиденциальности.

Регламент работы по определению сведений, составляющих коммерческую тайну

В организационном плане работу по определению сведений, которые составляют коммерческую тайну, можно разделить на следующие три этапа.

На первом этапе будет необходимо издать приказ, устанавливающий порядок определения сведений, которые составляют коммерческую тайну.

В этом приказе следует указать следующую информацию:

состав постоянно действующей комиссии по коммерческой тайне;

категории персонала, которому предоставляется право предварительной классификации информации как коммерческая тайна (такими работниками могут быть: инженерно-технический специалист, научный сотрудник, менеджеры, маркетологи, экономисты, юристы и т.п.);

порядок документирования работы по определению сведений, составляющих коммерческую тайну;

сроки подготовки перечня сведений, которые составляют коммерческую тайну и его представление для утверждения руководством.

На втором этапе постоянно действующей комиссии должна проанализировать возможный ущерб от утечки выделенных на первом этапе сведений.

Третий этап сводится к формированию перечня сведений, которые составляют коммерческую тайну предприятия, и вводу перечня в действие.

Введение режима сохранения коммерческой тайны

Для введения режима сохранения секретных данных необходимо:

разработать правила доступа и работы со сведениями;

определить ответственных за обеспечение безопасности данных;

разработать порядок учета сотрудников, имеющих разрешение применять секретные сведения;

выполнить маркировку носителей ценной информации с предостережением от несанкционированного доступа.

Меры предприятия по защите коммерческой тайны

При введении режима сохранения секретных данных предполагается применение следующих мер безопасности:

Составление перечня мер, которые должны применяться для сокрытия секретной информации.

Составление, утверждение и введение в действие документа «Положение о коммерческой тайне».

Обозначение круга сотрудников компании, которые будут иметь открытый доступ к секретной информации.

Внесение в трудовые договоры работников предприятия пункта об ответственности за разглашение коммерческой тайны.

Выбор конкретных сотрудников, которые будут нести личную ответственность за сохранность ценной информации.

Подписание с работниками предприятия договора о неразглашении информации.

Нанесение на документы соответствующего грифа (пометки). Например, «Секретно» или «Коммерческая тайна».

Положение о коммерческой тайне

Положение о коммерческой тайне является внутренним документов юридического лица и может составляться в свободной форме.

Приведем примерное содержание положения:

общие положения (определение и цель составления документа);

права организации — владельца ноу-хау;

права и обязанности руководителя организации (в том числе его ответственность);

порядок отнесения сведений к коммерческой тайне (кто и как может пользоваться и контролировать использование ноу-хау);

коммерческая тайна (что может быть коммерческой тайной, а что — нет);

режим коммерческой тайны (утверждение перечня данных, не подлежащих огласке, а также определение целей, на достижение которых режим не может быть направлен);

охрана конфиденциальности информации в рамках трудовых отношений (обязанности руководителя по ознакомлению работников с режимом коммерческой тайны, обязанности работников и ответственность за разглашение тайны);

порядок предоставления коммерческой тайны (кому и на каких основаниях);

ответственность за разглашение коммерческой тайны с указанием порядка её вменения;

приложения к положению.

Примеры разглашения коммерческой тайны

Разглашение информации, которая составляет коммерческую тайну, – это действие или бездействие, результатом которого информация, составляющая коммерческую тайну, принимающая любые возможные формы (устная, письменная, иная форма, в том числе с использованием технических средств) будет известна третьим лицам в отсутствие согласия обладателя на такую информацию либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору.

Для того чтобы определить меру наказания для сотрудника компании за допущенное нарушение, следует определить каким образом произошло разглашение (утечка) секретной информации.

Отметим, что нарушитель может допустить разглашение секретной информации умышленно или неумышленно.

Рассмотрим основные виды разглашения засекреченной информации:

Предоставление свободного доступа к секретной информации.

Продажа секретных сведений прямым конкурентам компании.

Хищение секретных сведений для извлечения личной выгоды.

Взлом компьютерных баз данных.

Сбор конфиденциальных данных с использованием незаконных методов (например, несанкционированное проникновение в хранилище, где хранится секретная информация).

Ответственность за разглашение коммерческой тайны

За разглашение (умышленное или неосторожное), а также за незаконное использование информации, которая составляет коммерческую тайну, предусматривается ответственность:

Дисциплинарная ответственность. При наступлении такой ответственности применяются следующие меры наказания: выговор, увольнение или простое замечание;

Материальная ответственность. При наступлении такой ответственности сотрудник компании должен будет возместить убытки, которые были нанесены предприятию;

Административная ответственность. При наступлении такой ответственности предполагается наложение штрафа. Для сотрудников компании – 500-1000 рублей, для руководителей фирмы – 4000-5000 рублей;

Уголовная ответственность. Такая ответственность применяется в особо тяжелых ситуациях. При этом применяются следующие меры наказания: штраф – от 80 000 до 200 000 руб., принудительные работы, ограничение свободы до 7 лет.

Если разглашение информации было неумышленное, то в этом случае нарушитель привлекается к дисциплинарной, материальной или административной ответственности.

Если секретная информация была раскрыта умышленно и умысел был доказан, то в этом случае виновник привлекается к уголовной ответственности.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.audit-it.ru/terms/agreements/kommercheskaya_tayna.html

Статья 5 фз о коммерческой тайне
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here