Требования предъявляемые к образовательным организациям в 2020 году

Самая важная информация по теме: "Требования предъявляемые к образовательным организациям в 2020 году" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

В Госдуме опровергли слухи о профстандартах с 2020 года

Глава комитета по труду, соцполитике и делам ветеранов Ольга Баталина опровергла информацию о том, что россияне не смогут работать не по специальности с 2020 года. По её словам, новые поправки оговорят лишь отдельные требования в каждой конкретной сфере деятельности.

После введения поправок, связанных с профессиональными стандартами, россияне всё же смогут работать не по профессии. Об этом заявила председатель комитета по труду, соцполитике и делам ветеранов Ольга Баталина, сообщает ТАСС.

«Профстандарт разрабатывается профессиональным сообществом, согласовывается Национальным советом по квалификациям и утверждается приказом Минтруда. То есть, к каждой профессии, по которой объективно необходимо принятие таких требований, их вырабатывают профессионалы в конкретной сфере деятельности. На его основании работодатель разрабатывает внутренние локальные акты, в том числе должностные инструкции, определяющие требования к конкретной должности», — сказала Баталина.

Вместе с тем, она подчеркнула, что в стране и сегодня существуют профессии, требующие специального образования: «Из 800 первоочередных профстандартов на текущий момент разработано примерно 250. Есть специальности, которые в обязательном порядке требуют специального образования, например, учителя, пилоты, целый спектр рабочих специальностей. Без медицинского образования, например, нельзя работать врачом. В то же время есть специальности, где требования к образованию не такие жесткие. Многие существующие требования к профессиям безнадежно устарели. Некоторые из них были сформированы 20, 30 лет назад. Понятно, что такая ситуация не отвечает потребностям современной экономики».

Баталина также отметила, что новые поправки призваны модернизировать экономику и сблизить потребности рынка труда с образовательной системой: «Система профстандартов в государстве, по сути, должна стать одним из главных инструментов модернизации экономики и сближения потребностей рынка труда с системой образования. У нас сегодня в этом вопросе существует колоссальный разрыв. Люди получают образование, которое в дальнейшем не позволяет им работать, поскольку требования к специальностям не определены. Также существует значительный разрыв между теми требованиями, которые предъявляет работодатель при приеме на работу по конкретной специальности и теми образовательными стандартами, по которым готовят этих специалистов в образовательных учреждениях».

Она также пояснила, что экономика должна получать подготовленные кадры: «Поэтому обязательным следствием внедрения профстандартов является и пересмотр образовательных стандартов, для того, чтобы экономика получала подготовленные кадры. Особенно это касается технических и рабочих специальностей, поэтому задача профстандартов, с одной стороны, показать человеку, к каким требованием он должен быть готов, если он планирует работать в рамках этой специальности, с другой — это выравнивание и повышение качества трудовой деятельности».

Ранее газета «Коммерсантъ» сообщила, что до конца декабря 2014 года Госдума может принять поправки в Трудовой кодекс касательно введения обязательного применения профессиональных стандартов, предусматривающих определённый набор требований к работникам по уровню образования, рабочему стажу и перечню умений.

Поправки в гл. 31 Трудового кодекса (о подготовке работников) об обязательном применении профессиональных стандартов в госсекторе были внесены на рассмотрение парламента ещё в июне 2014 года, а приняты они были в первом чтении в сентябре 2014 года.

Как отмечается, Трудовой кодекс получит новую статью — 195.2, в которой будут описаны применения профессиональных стандартов работодателями. Такие стандарты станут обязательными для государственных внебюджетных фондов, государственных и муниципальных учреждений и организаций, более половины которых находятся в государственной или муниципальной собственности с 1 января 2016 года.

В Министерстве труда пояснили, что «госсектор стандартно во всех сферах первый», и что именно с него надо начинать. Таким образом, применение профессиональных стандартов работодателями начнётся с 1 января 2020 года. Порядок стандартизации действующих сотрудников не поясняется.

Чиновники Минтруда рассказали, что Министерство юстиции ещё летом зарегистрировало 199 профессиональных стандартов, среди которых — «корреспондент СМИ» и «редактор СМИ», а к концу 2014 года их должно стать 350. Стандарты корреспондента и редактора делятся на два типа: представители первого обязаны заниматься «работой над содержанием публикаций» (начиная с выбора тем и заканчивая редактированием), иметь опыт «не менее шести месяцев работы корреспондентом» и степень бакалавра «в области СМИ». Представители второго типа обязаны заниматься «организацией работы» редакции (начиная с разработки проектов и заканчивая «установлением и поддержанием контактов с внешней средой») и иметь за спиной опыт репортерской или редакторской работы сроком не менее трёх лет. Вместе с тем, репортёры имеют те же самые требования по опыту работы и образованию (последнее должно быть высшим). Однако в каждом случае имеется указание на «необходимый» перечень «трудовых действий», «необходимых» умений и знаний. Для корреспондентов это «достоверные источники информации» и «правила охраны труда».

Позднее замглавы Минкомсвязи Алексей Волин заявил, что ведомство выступает против поправок в Трудовой кодекс, по которым журналистов можно будет брать на работу лишь по профессиональным стандартам.

«Минкомсвязь до прояснения ситуации с изменениями в Трудовой кодекс приостанавливает процесс согласования любых профессиональных стандартов в медиа отрасли. А если изменения, о которых сейчас говорится, будут приняты, то министерство потребует пересмотра уже принятых профессиональных стандартов, так как применить их в качестве обязательного инструмента невозможно», — сказал Волин.

По его словам, изначально с разработчиками поправок была достигнута договорённость о том, что пункты о профессиональных стандартах будут необязательными, и станут больше ориентирами, нежели требованиями: «Мы уверены, что не дело государства определять критерии сотрудников для приема на работу в частные компании. Мы также уверены в том, что главный редактор государственного СМИ лучше Минкомсвязи, Минтруда и всех иных ведомств вместе взятых знает, кто ему нужен и кто не нужен для работы».

Читайте так же:  Случаи немедленного исполнения требований исполнительных документов в 2020 году

В качестве примеров успешных журналистов Волин привёл сотрудников СМИ, которые не имеют профессионального журналистского образования.

Новые требования к рабочим программам в 2019-2020 году

Рабочие программы – основной документ для учителя любого образовательного учреждения на 2019-2020 учебный год, составляя который необходимо учитывать новые требования ФГОС и методические рекомендации, разрабатываемые для каждого предмета вариативной и инвариантной составляющей учебного процесса.

Сравнительно недавно учитель практически не имел права вносить какие-либо изменения в строго установленный план изучения предмета, ведь в рекомендуемых программах был расписан практически каждый урок. Новые рабочие программы, предложенные учителям в 2019-2020 учебном году, предполагают большую свободу учителя при составлении календарного планирования и разработке уроков.

Разработка рабочих программ

Рабочая программа – основной нормативный документ, регламентирующий содержание учебного курса, количество часов, отведенных на изучение предмета, порядок и объем тем, а также количество проверочных работ.

В процессе реформирования системы образования на всех уровнях в 2015 году были разработаны новые стандарты. Вместо громоздких 8 пунктов теперь документ содержит всего 3 составляющие:

  1. Содержание учебного курса.
  2. Ожидаемые результаты обучения.
  3. Приблизительное тематическое планирование.

На практике же все рабочие программы по предметам на 2019-2020 учебный год дополняют пояснительной запиской, в которой подробно расписывают особенности курса, нормативные документы, согласно которых составлена программа, рекомендации учителям и другие важные аспекты.

Важно знать, что учитель имеет право не только использовать рекомендованные программы, но и писать свои собственные, что позволит реализовать индивидуальную стратегию достижения желаемого результата.

Суть нововведений 2019-2020 года

Каждый педагог, будь то учитель младших классов или предметник, имеет право выбрать один из доступных сегодня вариантов:

  1. Использовать рекомендованную программу, внеся в нее собственные корректировки.
  2. Взять за основу одну из существующих авторских программ.
  3. Работать по авторской программе, адаптировав ее к особенностям учебного заведения.
  4. Написать свою авторскую программу.

К сожалению, четвертый вариант учителя выбирают крайне редко, ведь составляя программу необходимо не только учесть все новые требования, предъявляемые к рабочим программам в 2019-2020 учебном году, но и пройти непростой путь ее утверждения.

Стимулировать учителей к творческой активности призваны нововведения. Которые будут актуальны и в грядущем учебном году, и именно:

  • уменьшение объема материалов, необходимых для официального утверждения новой программы;
  • отсутствие бюрократических границ, что позволит учителю в полной мере реализовать свои идеи и потребности учащихся;
  • интеграция в программу элементов внеурочной деятельности.

В процессе разработки уроков учителям рекомендуется как можно шире использовать возможности IT технологий, наполнять уроки аудио и видео-материалами, мультимедийными презентациями. Наряду с лекциями и практическими занятиями использовать нестандартные виды работы на уроке: конференции, круглые столы, дискуссии, экскурсии, встречи с интересными людьми и т.д.

Структура программы в 2019-2020 году

Разработка новых программ может вестись педагогом индивидуально либо в составе творческой группы.

При написании рабочих программ по отдельным предметам в качестве опорной базы используют:

  • нормы ФГОС;
  • основная образовательная программа и учебный план школы;
  • примерную программу (авторскую или рекомендованную Минобрнауки РФ);
  • рекомендованную учебную литературу.

Подаваемая на рассмотрение программа должна включать такие структурные части:

  • Титульный лист с указанием основных реквизитов: данных автора (авторов), название предмета, наименования учебного заведения и т.д.
  • Задачи, которые ставит перед собой педагог и ожидаемые результаты.
  • Элементы адаптации программы для одаренных и отстающих учеников.
  • Примерное календарное планирование с рекомендациями.
  • Методы оценивания знаний.

Интеграция новых программ в учебный процесс

Если составленный документ учитывает нормы ФГОС и новые требования к рабочим программам, он будет утвержден к применению в 2019-2020 году. Это значит, что учитель сможет реализовать свою индивидуальную стратегию обучения, разработанную с учетом специфики учебного заведения и уровня подготовки учащихся.

Разрабатывать ли авторские программы, или пользоваться уже готовыми вариантами – выбор конкретного учителя и школы. Многие гимназии и лицеи гордятся тем, что их ученики имеют возможность обучаться по авторским программам, что дает им определенные преимущества перед учениками обычных школ. Как правило, индивидуальные учебные траектории разрабатываются для профильных дисциплин.

Новый законопроект о добровольном изучении национальных языков в России

Новый законопроект о добровольном изучении национальных языков в России может быть рассмотрен в первом чтении на заседании Госдумы 19 июня, сообщил глава комитета ГД по образованию и науке Вячеслав Никонов на расширенном заседании рабочей группы по этому вопросу.

«Комитет по образованию и науке готов рассмотреть проект 15 июня, чтобы вынести его на обсуждение в первом чтении на заседание Госдумы 19 июня», — цитирует депутата ТАСС. Никонов также сообщил, что помимо самого законопроекта, нижняя палата примет постановление, в котором будут прописаны поправки ко второму чтению, среди них — создание Фонда поддержки родных языков. Кроме того, после рассмотрения в первом чтении законопроект планируется отправить в регионы, чтобы у них была возможность ознакомиться с его доработанным вариантом и высказать свои предложения.

Напомним, что этот законопроект был внесен в нижнюю палату в апреле этого года группой депутатов от всех фракций. Одним из поводов для его появления стали обращения родителей школьников из Татарстана, где русский и татарский языки являются государственными и преподаются в равном объеме для всех учащихся вне зависимости от национальности.

«Законопроектом предлагается уточнить, что преподавание и изучение государственных языков республик РФ осуществляется на добровольной основе не в ущерб преподаванию и изучению государственного языка РФ», — говорится в пояснительной записке. Там же указано, что право на изучение родного языка народов России реализуется в пределах возможностей системы образования и с учетом потребностей обучающихся и их родителей.

«Предлагаемые изменения позволят сохранить баланс реализации конституционного права граждан на свободный выбор языка воспитания и обучения, возможности изучения государственных языков республик, предусмотренного законодательством Российской Федерации, и избежать неоднозначной трактовки положений законодательства в правоприменительной практике», — считают авторы законопроекта.

Читайте так же:  Первоначальная стоимость предмета лизинга на балансе лизингополучателя в 2020 году

Напомним, что еще летом 2017 года Владимир Путин заявил, что недопустимо принуждать людей учить неродной язык.

Законопроектом предлагается уточнить, что преподавание родных языков национальных республик осуществляется на основе письменных заявлений родителей или законных представителей учеников. Если родной язык школьника русский, то он должен иметь возможность сосредоточиться именно на его углубленном изучении.

Данный законопроект вызвал серьезные дискуссии. Во время региональной недели депутаты Госдумы провели его обсуждение с органами законодательной власти субъектов Федерации и собрали их предложения. Целый ряд парламентов национальных республик выступил с замечаниями и возражениями. Например, некоторые сочли, что изучение их родных языков будет факультативным. Хотя авторы законопроекта, очевидно, не имели это в виду.

Отмечается, что учебный план школ состоит из обязательной части и вариативной части, формируемой участниками образовательных отношений. На вариативную часть в 1-4-м классах отводится 20% времени, в 5-9-м классах — 30%, а в старших классах — 40%. С момента утверждения учебного плана все включенные в него предметы становятся обязательными и для преподавания, и для изучения. Предметы вариативной части не имеют статуса факультативных (внеурочных). Для факультативов утверждаются отдельные планы внеурочной работы. Согласно подготовленному законопроекту, языки национальных республик остаются именно в вариативной части образовательной программы.

Тем не менее для учета замечаний региональных парламентов было принято решение о формировании рабочей группы, в которую вошли авторы законопроекта, депутаты Государственной Думы, представляющие национальные республики, руководство Комитета Госдумы по образованию и науке, руководитель Рособрнадзора, представители министерства просвещения.

Удалось выработать согласованный вариант поправок в законопроект, которые, с одной стороны, обеспечивают возможность получения образования и обучения родным языкам и государственным языкам республик в рамках образовательной программы, а с другой стороны, закрепляют право выбора языка за учащимися и их родителями.

На рабочем заседании группы было принято решение, что законопроект будет принят в первом чтении. Однако в постановлении Госдумы необходимо зафиксировать направление его доработки.

Новые требования к рабочим программам в 2019-2020 году

Новые требования к рабочим программам в 2019-2020 учебном году предполагают, что учителя смогут вносить собственные корректировки при составлении учебного плана по предметам. Если ранее необходимо было четко следовать установленным требованиям, то сейчас каждая школа формирует основную нормативно-управленческую документацию, учитывая свои индивидуальные характеристики. В разных учебных учреждениях используемые в конечном итоге программы могут отличаться между собой. Тем не менее, они в обязательном порядке должны отвечать государственным образовательным стандартам (ФГОС) и составляться на базе предоставляемой примерной общеобразовательной программы (ПООП).

Основные требования

На основании единой государственной стратегии, все учебные учреждения должны предоставлять образование (дошкольное, начальное, основное, среднее и т.д.) в соответствии с разработанными стандартами ФГОС. Они обеспечивают формирование единства образовательного пространства и логическую последовательность перехода через каждую учебную ступень. В стандартах прописываются требования к структуре образовательных планов, условия их реализации и ожидаемые результаты. Таким образом, каждый ученик после окончания школы должен владеть определенным багажом знаний, умений и навыков, которые он может успешно реализовывать в дальнейшем.

Примерная основная образовательная программа (ПООП), разрабатываемая Минпросвещением, является документом рекомендательного характера. ПООП описывает основные требования для усвоения каждого конкретного предмета, обязательную часть изучаемого материала. ПООП, предложенная государством, включает инвариантную и вариативную части. Они включают предметы для обязательного изучения и дополнительные дисциплины. Рабочие программы 2019-2020 составляются на основании примерных образовательных планов, в которых учитель может самостоятельно распределять время на усвоение учебного материала.

Вносить собственные корректировки допускается в соответствии со следующим установленными объемами:

  • 1-4 классы – 20% учебного времени;
  • 5-9 классы – 30%;
  • 10-11 классы – 40%.

При этом важно, чтобы все дополнения соответствовали основным принципам и не выходили за рамки следующей нормативной документации:

  • федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
  • ФГОС для соответствующей ступени образования;
  • примерная основная образовательная программа;
  • образовательная программа школы;
  • письмо Министерства образования от октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».

Проектирование рабочей программы

Рабочие программы на 2019-2020 год должны соответствовать общему плану образовательного учреждения и включать следующие составляющие:

  • пояснительная записка;
  • общая характеристика образовательного процесса;
  • содержание дисциплины;
  • перечень тем, поставленных в логическую очередность;
  • распределение часов для освоения дисциплины;
  • ожидаемые результаты;
  • проверка усвоения материала, которая может быть представлена в виде тестов, самостоятельных или контрольных работ.

Учитель не может исключать или сокращать компоненты инвариантной части общей учебной стратегии. Таким образом, обеспечивается освоение главных дисциплин для получения основного образования в соответствии с ФГОС. Внесенные учителем дополнения в вариативной части позволяют создавать более индивидуальный образовательный процесс, подчеркивая специфику учебного заведения. Кроме того, использование личных методических разработок является обязательной составляющей развития образовательного процесса в целом в стране. Методика преподавания не может оставаться неизменной в течение длительного периода времени. Она должна соответствовать современным потребностям учащихся и способствовать освоению новой информации. Особенно важно научить ребенка критическому мышлению и анализу полученных данных, поскольку сегодня ежедневно формируется огромный поток информации, который не всегда оказывается рациональным.

В своей работе учитель может использовать следующие варианты рабочих планов:

  • рекомендации ФГОС, адаптированные для образовательного процесса в данном учреждении;
  • авторские программы;
  • составить собственную нормативно-управленческую документацию (которая требует обязательного многоуровневого утверждения).

Для составления рабочей программы для определенной дисциплины, которая будет использовать во время учебного процесса, необходимо:

  1. Изучить нормативную базу.
  2. Выбрать основу из предложенных стандартов.
  3. Подобрать учебник из перечня ФПУ.
  4. Определить цели изучения предмета (они не должны противоречить ФГОС и ПООП).
  5. Проанализировать учебно-методическое обеспечение и материальную базу, которые используются в учебном заведении.
  6. Сформулировать планируемые результаты.
  7. Оформить содержание с четкой формулировкой изучаемых тем и указанием необходимого количества часов.
  8. Составление календарно-тематического плана.
  9. Определение дополнительной литературы.
  10. Формирование контрольно-измерительных материалов.
Читайте так же:  Взять кредит рефинансирование без справки

После оформления рабочей программы она должна пройти экспертизу в методическом объединении, после чего согласуется с заместителем директора по учебной работе. Далее документация утверждается директором образовательного учреждения.

Федеральный перечень учебников

Перечень учебников, который может быть использован в школах в 2019-2020 году, утвержден Министерством просвещения в декабре 2018 года (приказ №345 «О федеральном перечне…»). Он включает 910 учебников для основной программы общеобразовательных школ. Также в нем есть дополнительные пособия и литература с определенной спецификой (например, для школ, где работают с детьми с ограниченными возможностями).

Учитель может самостоятельно выбирать учебник для определенного предмета в соответствии с выбранной (составленной) им учебной программой. Учебники не сильно отличаются между собой. Разница заключается в методе подачи материала, уровне сложности.

Каждый учебник имеет свою виртуальную копию, которая может использоваться дома или во время проведения занятий. Современные школы с каждым годом обновляют свою учебно-материальную базу, что позволяет применять различные способы подачи материала. Использование проекторов, широкоформатных телевизоров, интерактивных досок позволяет визуализировать учебные пособия. Поэтому электронные учебники являются не только копией своих бумажных «коллег», но и имеют некоторые дополнения. Например, инфограммы, интерактивные элементы, изображения с возможностью масштабирования. Это дает возможность улучшить уровень обучающих материалов для более качественного усвоения дисциплины.

Направления развития сферы образования до 2020 года (Зайцева Г.)

Видео (кликните для воспроизведения).

Дата размещения статьи: 28.02.2015

Правительство РФ Распоряжением от 29.12.2014 N 2765-р утвердило Концепцию федеральной целевой программы развития образования на 2016 — 2020 годы (далее — Концепция). Документ определяет точки роста, приоритетные для отрасли, а также конкретные механизмы участия образовательных организаций в реализации запланированных направлений развития. Рассмотрим, какие тенденции будут определять судьбу учреждений образования в среднесрочной перспективе.

Проблемы, обозначенные в Концепции

К сведению. Сокращение сети вузов за счет реорганизации неэффективных образовательных учреждений ведется с 2013 г. Предпосылками для этого стали положения пп. «а» п. 1 Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» и других нормативных актов.

3. Продолжающееся снижение числа учителей в общем образовании и преподавателей вузов. В разд. IV Концепции отмечается, что в образовательных организациях сегодня трудится большое количество учителей и преподавателей пенсионного возраста и при этом лишь 40% выпускников педагогических вузов приходят работать в школы. В отдельных субъектах РФ после первых трех лет педагогической деятельности только одна шестая часть молодых специалистов остается в системе образования.
Вместе с тем усиливается потребность в высококвалифицированных педагогических кадрах, соответствующих повышенным требованиям к ним, в связи с принятием профессиональных стандартов и усложнением образовательной среды. И в ближайшей перспективе дисбаланс между потребностью сферы образования в указанных специалистах и реальной возможностью их подготовки и привлечения к педагогической деятельности будет только увеличиваться.
4. Нехватка учебных площадей, объектов социальной и инфраструктурной направленности, необходимых для повышения конкурентоспособности российского образования.

Инновации в профобразовании

Модернизация общего и дополнительного образования

К сведению. Концепция развития дополнительного образования детей утверждена Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р. В ней в том числе предусмотрены разработка и реализация региональных программ развития данной сферы, а также модернизация инфраструктуры дополнительного образования.

В Концепции уделено внимание и проблеме качества педагогических кадров. Повышать его предполагается посредством внедрения оптимальных подходов к эффективному контракту с руководителями и педагогическими работниками организаций дошкольного, общего и дополнительного образования детей, а также посредством реализации нового стандарта профессиональной деятельности (включая механизмы аттестации и профессионального развития учителей).

Развитие системы оценки качества образования

Улучшение материально-технической базы

Финансирование мероприятий

Как и другие программные документы государственного уровня, разработанные на среднесрочную перспективу, Концепция учитывает два варианта развития событий. Базовый сценарий предполагает финансирование ФЦП в полном объеме и 100%-ное выполнение запланированных мероприятий. Запасной сценарий предусматривает сокращение объема расходов на 20% (70 млрд руб. в течение пяти лет — из федерального бюджета, 64 млрд руб. — из региональных бюджетов) и, как следствие, пересмотр задач ФЦП.
Самой затратной статьей, которую в рамках ФЦП профинансирует Минобрнауки, окажутся капитальные вложения в развитие материально-технической базы образовательных организаций. На строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры ежегодно планируется направлять из федерального бюджета 12 — 13 млрд руб. (при реализации второго сценария — в среднем 10 млрд руб. в год).
Финансирование многих мероприятий будет осуществляться путем конкурсной поддержки — она будет выделяться либо регионам, либо напрямую образовательным организациям, выдвигающим тот или иной проект.

Заключение

Новая ФЦП призвана решить ключевые проблемы системы образования. Несмотря на то что основной акцент в документе сделан на внедрении новаций в профессиональном образовании (ведь именно оно должно обеспечивать потребности экономики в квалифицированных кадрах), серьезные качественные изменения ожидают и остальные звенья системы образования. Причем перемены затронут не только профессиональную сторону деятельности образовательных организаций (в частности, обновление содержания и технологий реализации образовательных программ всех видов и уровней), но механизмы управления этими организациями.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Гражданская инициатива

За бесплатное образование и медицину

Каким будет наше образование в 2020-м году, или Программа в стиле сopy-paste

Каким будет наше образование в 2020-м году, или Программа в стиле сopy-paste

11 октября на заседании Правительства будут обсуждать новую госпрограмму “Развития образования на 2013-2020 годы». Оптимистов просим не беспокоиться: в ней решено развивать все те скандальные образовательные реформы, которые критикуются в последние годы.

Вместо обсуждения – красивая завитушка

О новой Госпрограмме никто ничего не слышал, она свалилась, как снег на голову. А потому необходимо было срочно создать имитацию ее общественного обсуждения. Как известно, при каждом министерстве с недавнего времени существуют Общественные Советы, которые теперь, по постановлению Правительства, обязаны давать заключения на все законопроекты и постановления. Этим пришлось заняться и членам вновь созданного Общественного Совета при Минобрнауки. 24 сентября они получили указание в двухдневный (!) срок дать заключение на трехсотстраничный (!) проект Госпрограммы “Развитие образования на 2013-2020 годы». Председатель Совета, лауреат Нобелевской премии, Жорес Алферов, дал на программу отрицательное заключение: проект сырой и неготовый, а потому необходимо его публичное обсуждение. Но, похоже, это не повлияло на ситуацию: 11 октября Программа будет рассмотрена на Правительстве, и, скорее всего, принята. Все это говорит о том, что мнение Совета и академика Алферова проигнорировано. Значит, Общественный Совет создан исключительно как красивая завитушка при Открытом правительстве, которое само – не более чем муляж.

Читайте так же:  Злостная неуплата алиментов является преступлением

Коллаж из тонны бумаг

Эксперты, которые успели прочитать документ, считают, что это — не программа, а коллаж, склеенный из тонны бумаг, писавшихся Минобром в разные годы по разным поводам. Одна глава может противоречить другой, или повторять другую дословно. Это наводит на мысль, что чиновники владеют компьютерными функциями сopy-paste куда лучше, чем навыками внимательного чтения.

Самые частотные слова в Программе – это «эффективность» и «будут». А как добиться этой самой эффективности и, благодаря чему всё «будет» — не объясняется. Ну, например: пять российских вузов «будут» в мировой сотне. И «лучшие выпускники школ и бакалавриата, стремящиеся получить образование самого высокого мирового уровня, смогут сделать это в России».

Или: все школы «будут» оснащены бассейнами и в школе «будут» работать преподаватели-мужчины. Но ведь там нет ни слова о том, как эти пожелания осуществить. При всей нереалистичности программы, за счет средств федерального бюджета, в нее предполагается вложить пять с половиной триллионов рублей! То есть, намечается очередной распил огромных государственных денег (и денег налогоплательщиков). А сегодня главная цель – распределить, кто чего отхватит от этого пирога. Все остальное – лишь необходимые декларации.

Но самое ужасное в том, что Минобр собирается продолжать, вплоть до 2020 года, все, самые одиозные свои инициативы. Те самые, которые, по мнению учителей и вузовских преподавателей, и ведут наше образование к краху. Не анализируя весь текст, остановимся на главном.

ЕГЭ — наше всё

Среди главных «целевых индикаторов и показателей Госпрограммы» — отношение среднего балла ЕГЭ (в расчете на 1 предмет) в десяти процентах школ с лучшими результатами ЕГЭ к среднему баллу ЕГЭ (в расчете на 1 предмет) в десяти процентах школ с худшими результатами ЕГЭ. Один этот факт о многом говорит. Мало того, что этот критерий совершенно бессмыслен. По мнению члена-корреспондента РАО Александра Абрамова, если считать, что хороший показатель – это высокий коэффициент, то добиться этого можно так: повышать средний балл ЕГЭ в десяти процентах лучших школ и одновременно понижать его в десяти процентах худших.

Но кроме бессмысленности, в таком показателе заложен огромный вред. Сегодня (и, как теперь понятно, до 2020 года) по результатам ЕГЭ оценивают труд учителя (от этого зависит его зарплата); оценивают школы, регионы. Этот показатель важен и при «аттестации» губернатора. Нужно ли говорить, что в такой ситуации губернатор сделает все, чтобы ЕГЭ в его регионе был на уровне? А его подчиненные охотно закроют глаза на любые нарушения?

И еще: если ЕГЭ введен в качестве главного интегративного показателя, значит, он становится центром школьного образования. По мнению заместителя директора физмат Лицея «Вторая школа» Александра Ковальджи, ЕГЭ подмял под себя все цели образования. И в результате система натаскивания, которая была и до ЕГЭ, усилена. А все остальное потеряло смысл и отошло на задний план: и общая культура, и социализация, и гражданские ценности. А, поскольку, в новых образовательных стандартах для старшей школы (а они тоже безоговорочно поддержаны в проекте Программы), начисто отсутствует содержание образования, единственное, что его задает – это ЕГЭ. И все ориентируются только на него. А ЕГЭ, между прочим, меняется. Скажем, в этом году решили дать больше логарифмов, в следующем – больше тригонометрии. То есть, с точки зрения содержания, ЕГЭ – нестабильная система. Получается, что школа дезориентирована.

Все школы должны стать лучшими

А еще новая программа уверена: все школы должны стать лучшими. Все они будут одинаково финансироваться, а значит – не нужно никаких лицеев, гимназий и спецшкол! И в проекте закона «Об образовании в РФ» тоже предусмотрена ликвидация лицеев, гимназий и центров образования.

В программе поставлена задача «обеспечения одинаково высокого качества образования, независимо от типа образовательной организации». Но есть только один способ сделать обеспечение всех людей одинаковым – это равенство в нищете, что и было продемонстрировано при раскулачивании крестьян. Между тем, всем понятно, что работа лучших специализированных школ, выращивающих научную элиту страны, не может финансироваться, как работа обычной школы. И потому, что там должны быть современные лаборатории, и потому, что при нормативно-подушевом финансировании учитель получает зарплату в зависимости от числа учеников в классе. Например, в Московском лицее «Вторая школа» по спецматематике и спецфизике класс обычно делится на две группы, и учитель за работу с половинкой класса получает столько же, сколько он получил бы за целый класс. А теперь, когда введены ученикочасы, это становится невыгодным.

Таким школам обещают: вы не погибнете, потому что у вас будут гранты (их дают лучшим). Но гранты не предоставляют одной и той же школе каждый год, даже если она демонстрирует превосходные результаты, или дают то больше, то меньше. И как им теперь жить: то нанимать учителей, то их сокращать?

Читайте так же:  Сведения о дисциплинарных взысканиях в трудовую книжку

Самое удивительное, что с недавнего времени у нас появилась государственная Программа работы с одаренными детьми. При администрации президента работала соответствующая комиссия. А параллельно был написан Колмогоровский проект, в котором эксперты предложили простую схему развития сети школ естественнонаучного направления (таких, как СУНЦ при МГУ или интернат при Новосибирском университете). Но, сейчас – все школы уравняли. Они, якобы, все должны стать самыми-самыми.

Мы победим в PISA

Среди ожидаемых побед от реализации программы – улучшение результатов российских школьников по итогам международных сопоставительных исследований (PIRLS, TIMSS, PISA). Как известно, хорошие результаты в них показывают лишь наши младшие школьники, в средней и старшей школе происходит страшный провал, и мы плетемся в хвосте мировых достижений. За счет чего улучшатся эти результаты? Может быть, за счет слияния (укрупнения) школ (тренда нашей образовательной политики), за счет уничтожения сельских школ (таким же способом), или за счет усугубления бумажной отчетности учителей? А, может быть, за счет вынужденного роста учительской нагрузки?

Сейчас от директоров требуют повышения средней зарплаты преподавателей, а это достигается благодаря увольнению всех совместителей и мало оплачиваемых работников, а еще – увеличению учительской нагрузки. А все это — в ущерб качеству образования. Если бы Минобр действительно заботился о благосостоянии учителя, то он повышал бы базовую ставку оплаты труда, оставляя учителю время для повышения квалификации, методической работы и т.д. У нас же гордятся повышением средней зарплаты без дополнительных вложений со стороны государства.

В школу с четырех лет

А еще в программе предлагается увеличить продолжительность образования до 13,5 лет. То есть, приводить в школу четырех и пятилетних детей. Но зачем это делать, если у нас начальное образование и так на приличном уровне? Узкое место – средняя и старшая школа. К тому же, в наших школах просто нет условий для пребывания в них маленьких детей (они, например, должны спать днем), и вообще им лучше не находиться в одном помещении со старшеклассниками. Нет и педагогических кадров для этого. В итоге получится, что маленькие дети изначально возненавидят школу. И привить им любовь к учебе будет почти невозможно.

На самом деле, нужно просто расширять сеть детских садов. Есть и альтернативные варианты: депутат Госдумы Николай Левичев, например, предлагает выплачивать семьям, которые не смогли устроить ребенка в детский сад по пять тысяч рублей ежемесячно. Это уж точно лучше, чем мучить малышей в казенной обстановке.

Палками – в рай?

Программа «Развития образования» рассчитана до 2020-го года. Будет ли она реализована? Это весьма проблематично. Ведь международный опыт буквально кричит о том, что ни одно начинание не реализуется, если его не поддерживают исполнители — рядовые учителя, директора, преподаватели вузов. Если они плохо понимают, почему это хорошо и зачем это нужно, ничего не получится. И наоборот, самые утопичные идеи, если массы в них верят, могут воплощаться в жизнь.

Если говорить о школе, то она начинается с учителя. Но как раз фигуру учителя Программа и обходит стороной. Все остальное – пустые слова, каждое третье из которых – «эффективность», за которым просматривается другое слово «экономия»: принцип экономии управляет всей образовательной политикой. Вот и переход на новую систему оплаты труда во многих школах выразился в задержке зарплаты. Вместо обещанного её увеличения.

Медведев: акцент в школьном образовании до 2020 г сделан на математике

«Особый акцент будет сделан на развитии математического образования как основы для создания высокотехнологичной экономики. Надо признаться, что это наше конкурентное преимущество. Эта тема у нас развита в отличие от других направлений, и нам ее нужно сохранять», — заявил Медведев на заседании правительства.

МОСКВА, 11 окт — РИА Новости. Основной акцент в программе развития российского школьного образования до 2020 года будет сделан на математике, сообщил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.

«Особый акцент будет сделан на развитии математического образования как основы для создания высокотехнологичной экономики. Надо признаться, что это наше конкурентное преимущество. Эта тема у нас развита в отличие от других направлений, и нам ее нужно сохранять», — заявил Медведев в четверг на заседании правительства.

Глава правительства напомнил, что в настоящее время начальная и средняя школа переходит на новые государственные стандарты. В 2020 году по ним должны будут учиться и старшеклассники, сказал он.

Кроме того, в рамках программы, по словам Медведева, создается общенациональная система поддержки одаренных детей и талантливой молодежи.

«К 2020 году половина школьников должна участвовать в олимпиадах и конкурсах различного уровня, две трети заниматься в системе дополнительного образования», — сказал премьер.

Говоря о развитии высшего образования, Медведев напомнил задачу по интеграции российских вузов в международную систему образования. В рамках этой задачи пять российских вузов должны войти в сотню лучших мировых учебных учреждений.

«Что бы там не писали, я считаю, что эта цель, в принципе, реалистична, если будут трудиться все, а не только министерство, но и сами университеты. Потому что выход в сотню, первую, вторую, любую сотню — это еще и некая самопропаганда, и этим надо заниматься», — отметил Медведев.

Также глава правительства указал на необходимость создания при вузах кампусов и лагерей, учебных корпусов, лабораторий, которые при этом должны быть приспособлены для инвалидов. По его словам, к 2020 году в вузовских общежитиях должно быть создано более 800 тысяч мест.

Добавить комментарий Отменить ответ

Видео (кликните для воспроизведения).

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Требования предъявляемые к образовательным организациям в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here