Является ли устное предупреждение административным наказанием в 2020 году

Самая важная информация по теме: "Является ли устное предупреждение административным наказанием в 2020 году" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

Статья 3.4. Предупреждение

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 239-ФЗ статья 3.4 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

Статья 3.4. Предупреждение

См. комментарии к статье 3.4 КоАП РФ

1. Предупреждение — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

2. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 316-ФЗ статья 3.4 настоящего Кодекса дополнена частью 3

3. В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

Статья 3.2. Виды административных наказаний

Статья 3.2. Виды административных наказаний

1. Анализ правил ст. 3.2 позволяет сделать ряд важных выводов:

1) они исчерпывающим образом устанавливают перечень видов административного наказания;

2) административные наказания (указанные в ч. 1 ст. 3.2) могут устанавливаться только за административные правонарушения. Совершение других проступков не может повлечь административного наказания. Так, совершение:

— дисциплинарных проступков влечет применение мер дисциплинарного взыскания (т.е. замечание, выговор, увольнение, ст. 192 ТК);

— преступлений влечет применение тех или иных видов уголовного наказания (лишение свободы, исправительные работы и т.п.), указанных в ст. 44 УК;

— налоговых правонарушений влечет применение налоговых санкций (ст. 114 НК).

Нарушение норм ГК влечет применение пеней, неустоек, штрафов, необходимость возмещения убытков и т.д. См. об этом подробнее в книгах: Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. Изд. 4-е. М.: Изд-во «Экзамен», 2006; Гуев А.Н. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (для предпринимателей). Изд. 4-е. М.: Изд-во «Экзамен», 2006; Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. Т. 1. М.: Изд-во «Экзамен», 2005;

3) административные наказания применяются лишь постольку, поскольку будет установлен состав административного правонарушения (см. коммент. к ст. 2.1). Отсутствие хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения (т.е. субъекта или объекта, субъективной или объективной стороны) исключает возможность применения административного наказания;

4) административное наказание может назначаться как физическому, так и юридическому лицу (см. об этом коммент. к ст. 2.10).

2. Видами административного наказания являются:

1) предупреждение, т.е. официальное порицание лица, которое выносится в письменной форме (см. об этом коммент. к ст. 3.4);

2) административный штраф, т.е. денежное взыскание, которое до 08.07.07 обычно выражалось в величине, кратной нескольким МРОТ, а после 08.08.07 — в определенной сумме в рублях (см. коммент. к ст. 3.5);

3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, т.е. принудительное изъятие и последующая реализация упомянутого имущества с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов, указанных в ст. 3.6 (см. коммент. к ней);

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, т.е. принудительное и безвозмездное обращение в федеральную собственность не изъятых из оборота вещей (см. коммент. к ст. 3.7);

5) лишение специального права и документов, удостоверяющих это право (например, водительского удостоверения, охотничьего билета), т.е. прекращение возможности пользоваться ранее предоставленным правом (см. коммент. к ст. 3.8);

6) административный арест, т.е. содержание лица в изоляции от общества на определенный срок (см. коммент. к ст. 3.9);

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации. Оно может быть применено только к иностранным гражданам и лицам без гражданства (см. коммент. к ст. 3.10);

8) дисквалификация, т.е. лишение физического лица прав занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридическим лицом, входить в другие руководящие его органы и т.д. (см. коммент. к ст. 3.11);

9) административное приостановление деятельности. Данный вид наказания введен Законом N 45 и применяется только к ЮЛ и ИП (см. коммент. к ст. 3.12)

3. Нормы ч. 2 ст. 3.2 предусматривают, что в отношении юридического лица могут быть применены лишь следующие виды административного наказания:

— предупреждение (в письменной форме);

— административный штраф (в более высоких размерах, чем в отношении физического лица, см. ст. 3.5);

— возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

— конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

— административное приостановление деятельности.

Упомянутые выше административные наказания применяются лишь с учетом правил ч. 2 ст. 2.1, ст. 2.10 (см. коммент. к ним).

4. Характеризуя правила ч. 3 ст. 3.2, нужно учесть, что они:

1) позволяют разграничить полномочия Российской Федерации и ее субъектов по вопросу об установлении административного наказания;

2) императивно предусматривают, что только Российская Федерация устанавливает следующие виды административных наказаний:

— возмездное изъятие орудия совершения или предмета совершения административного правонарушения;

— конфискацию орудия совершения или предмета совершения административного правонарушения;

— лишение специального права;

— административное выдворение за пределы Российской Федерации;

— административное приостановление деятельности;

3) исходят из того, что иные виды административного наказания (а именно предупреждение и административный штраф) могут быть установлены и законами субъектов Российской Федерации;

4) исходят из того, что Российская Федерация реализует свои полномочия в установлении видов административного наказания только путем введения соответствующих норм в КоАП.

Читайте так же:  Простая справка о доходах

В то же время, если в соответствии с нормами международного договора или международного права (действующих для Российской Федерации) предусмотрены другие виды административного наказания, то они подлежат применению (см. коммент. к ст. 1.1).

Является ли устное предупреждение административным наказанием в 2020 году

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Существует ли такой вид наказания для юридических лиц, как «предупреждение» (часть 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Юридическому лицу может быть назначено административное наказание в виде предупреждения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса

Ответ прошел контроль качества

10 декабря 2015 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Статья 2.9 КОАП РФ. Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения

При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Комментарии к ст. 2.9 КОАП РФ

1. Законодатель предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающему дело, при определенных условиях применить в отношении нарушителя устное замечание — такой метод воспитательного воздействия, который не связан ни с административным наказанием, ни с мерой общественного воздействия. Примером освобождения от административной ответственности может служить официальное разъяснение гражданину, пытающемуся перейти проезжую часть улицы вне пешеходного перехода, противоправного характера его поведения и возможных вредных последствий для него и общества.

Устное замечание не влечет юридических последствий для нарушителя. Однако он должен осознать противоправность своего поведения, с тем чтобы не допускать подобного в будущем. Понятно, что устное замечание может быть сделано лишь за малозначительное правонарушение. Законодательство не содержит их перечня или указаний на признаки, позволяющие судить о малозначительности административных правонарушений. Очевидно, это такие административные правонарушения, которые не представляют большого общественного вреда и не наносят сколько-нибудь значительного ущерба государственным или общественным интересам либо непосредственно гражданам. См. по данному вопросу п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 25 мая 2006 г. N 12 и от 10 июня 2010 г. N 13).

2. Установление в законе такой меры воздействия, как устное замечание, дает возможность говорить о неотвратимости реагирования на каждое правонарушение, в том числе и малозначительное.

Кодекс четко разграничивает устное замечание и предупреждение: устное замечание не указано как вид наказания в ст. 3.2; предупреждение же значится как вид наказания в п. 1 ч. 1 этой статьи и в ст. ст. 3.3, 3.4, а также в санкциях статей Особенной части Кодекса. Предупреждение, являясь основным административным наказанием, выносится в письменной форме.

Норма данной статьи действует непосредственно; для применения устного замечания и освобождения от ответственности не требуется специального упоминания о такой возможности в норме об ответственности за конкретное правонарушение. Назначение устного замечания связано в большой степени с усмотрением должностного лица, решающего дело, оценкой им всех обстоятельств деяния и личности нарушителя.

Комментируемая статья не предписывает обязательность освобождения от административной ответственности за все малозначительные правонарушения, а предоставляет только право принять такое решение. В связи с этим субъект административной юрисдикции обязан при производстве по делу рассмотреть все обстоятельства нарушения, оценить его последствия, убедиться, что конкретным действием не нанесен сколько-нибудь значительный вред отдельным гражданам или обществу, исследовать обстановку, в которой совершено правонарушение, личность нарушителя, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, и т.п. Лишь в совокупности все установленные данные помогут ответить на вопрос, можно ли освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В случае принятия решения об объявлении лицу устного замечания выносится постановление о прекращении производства по данному делу (ч. 1 ст. 29.9, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса).

Как вынести строгое предупреждение

Обязан ли работодатель наказывать своих работников

Многие работодатели убеждены, что дисциплинарные взыскания — это выговор с предупреждением. Это не совсем так.

В ТК РФ прописаны два вида дисциплинарной ответственности:

  • общая — применяется ко всем работникам в соответствии с трудовым законодательством;
  • специальная — установленная уставами и положениями о дисциплине для отдельных служб.

К общим относятся такие виды наказания как замечание, выговор, увольнение.

Специальная ответственность применяется для сотрудников отдельных служб. В основном это госслужащие и военнослужащие. Эти наказания (например, обязательные работы, предупреждение, замечание, выговор, возмещение убытков) определяются уставами и положениями о дисциплине, утвержденными федеральными законами ( ст. 189 ТК РФ ).

Специальные дисциплинарные санкции, встречающиеся практически во всех положениях о дисциплине, — это выговор, предупреждение, увольнение по соответствующим основаниям.

Что делать, если наказать надо, но не сильно? Трудовой кодекс предусматривает, что вынесение дисциплинарной санкции — это право работодателя, а не обязанность. Таким образом, работодатель самостоятельно решает, подвергать ли работника наказанию или использовать, например, устное предупреждение как дисциплинарное взыскание.

Читайте так же:  Численность стропальщиков на предприятии и их подчиненность в 2020 году

Можно ли вообще не наказывать за проступок

При вынесении решения по проступку сотрудника работодатель обязан учесть тяжесть нарушения и его последствия, обстоятельства, приведшие к совершению нарушения, предыдущие характеристики работника и его поведение, так как все перечисленное является принципами обоснованности и справедливости для всех видов юридической ответственности.

Работодатель не только сам решает, какое наказание применить к работнику (предупреждение, выговор, увольнение), но и если в ходе сбора сведений о случившемся примет решение не наказывать работника, никаких претензий проверяющие органы к нему не выскажут. Так как предупреждение сотруднику — дисциплинарное взыскание наиболее мягкой формы. Следует помнить, что за один проступок можно наказать только один раз. И если уже было сделано предостережение, то объявлять замечание или иное наказание за это же самое прегрешение нельзя.

Можно ли предупредить человека и каким образом

Выговор и предупреждение — это наиболее часто встречающиеся санкции за нарушения рабочей дисциплины. Рассмотрим: предупреждение и выговор — какая последовательность применения этих мер. Предупреждение — наиболее мягкая форма воздействия, применяемая за незначительные нарушения трудовой дисциплины, является разновидностью такой меры воздействия как замечание. Выговор — достаточно серьезная мера наказания, так как может являться причиной дальнейшего увольнения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Обычно предостережение выносится в письменной форме на основании фактов расследования совершенного нарушения. Но положениями о дисциплине может быть предусмотрена и устная форма вынесения такой меры.

Тем не менее, предупреждение на работе последствия имеет достаточно серьезные. Наличие нескольких предостережений может являться основанием для вынесения выговора, а два и более выговоров приведут к увольнению. Кроме того, нормативными документами учреждения может предусматриваться влияние наказания и на материальную составляющую, например уменьшение размера премии.

Является ли предупреждение дисциплинарным взысканием

Наиболее часто встречающиеся наказания, применяемые к работнику, — выговор, предупреждение, замечание, дисквалификация, штраф. Но не все они относятся к наказаниям за нарушение рабочей дисциплины.

Выговор и замечание — дисциплинарные санкции, прописанные в ТК РФ. Другие перечисленные меры законодательство РФ относит к административным.

Но есть исключение. Уставы и положения о дисциплине для работников отдельных служб, утвержденные на государственном уровне, предусматривают дополнительные меры наказания: предупреждение, возмещение убытков, дисквалификация, выговор, строгий выговор, лишение почетных знаков и званий и т. д. Поэтому споры о том, предупреждение — это дисциплинарное взыскание или нет, продолжаются.

Если организация относится к службам, имеющим утвержденный на государственном уровне устав о дисциплине, то работодатель может использовать такой вид наказания, как предупреждение в виде взыскания. Кроме того, если в организации было разработано и утверждено положение о дисциплине, где указано такое наказание, то оно также может быть применено к нарушителю. Но в этом случае предостережение будет уже не мерой дисциплинарного взыскания, а мерой дисциплинарного воздействия.

Можно ли разработать собственную систему взысканий

Не существует прямого запрета на утверждение работодателем нормативных документов, в которых будут прописаны наказания за нарушения трудовой дисциплины. Но дополнительные взыскания самостоятельно организация установить не может. В таком положение можно прописать меры воздействия за нарушения дисциплины. К ним могут относиться строгое предупреждение или наказание в виде порицания или постановки на контроль. Но в любом случае меры воздействия должны быть мягче, чем указанные в трудовом законодательстве санкции, так как их главная цель — помочь работнику справиться со своими недостатками и сформировать уважение к правилам организации.

Меры административной ответственности в 2020 году

Статью подготовил ведущий корпоративный юрист Шаталов Станислав Карлович. Связаться с автором

Вернуться назад на Административная ответственность 2020

Мерами административной ответственности в 2020 году являются административные взыскания, которые применяются в целях защиты правопорядка, воспитания лица, совершившего административное правонарушение, и предупреждения совершения правонарушений другими лицами.

Применение восстановительных мер КоАП не относит к административной ответственности.

Видами административных взысканий являются:

а) предупреждение;
б) штраф;
в) возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;
г) конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;
д) лишение специального права, предоставляемого данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты);
e) исправительные работы;
ж) административный арест.

Предупреждение как мера административного взыскания выносится в письменной форме и является наиболее мягкой мерой наказания. Оно применяется за совершение незначительных административных правонарушений (например: за непринятие землепользователями мер по борьбе с сорняками, за нарушение правил пользования жилыми помещениями). Предупреждение как и любое другое административное взыскание, налагается путем издания письменного постановления о наложении административного взыскания Устное предупреждение в адрес гражданина со стороны соответствующих должностных лиц (хотя бы и с использованием слова «предупреждаю») не может рассматриваться в качестве взыскания и вызывать правовых последствий.

Штраф — взыскание имущественного характера в денежной форме в доход государства, наиболее распространенное среди других взысканий, предусмотренное за все виды административных правонарушений и налагаемое в установленных законодательством случаях и пределах. Штраф, налагаемый на граждан за административные правонарушения, не может превышать 300-кратного размера минимальной заработной платы, а на должностных лиц — 500-кратного размера минимальной заработной платы. Штраф, налагаемый на граждан и должностных лиц за административные правонарушения, не может быть менее ОД минимальной заработной платы.

Возмездное изъятие состоит в принудительном изъятии только того предмета, который является орудием совершения или непосредственным объектом совершенного административного правонарушения. Изъятый предмет реализуется, а вырученная от реализации сумма передается бывшему собственнику, за вычетом расходов по реализации изъятого предмета. Данная мера административной ответственности применяется законодателем лишь в случаях нарушения правил перевозки опасных веществ и предметов на воздушном транспорте, хранения или перевозки огнестрельного оружия и боевых припасов и при уклонении от реализации огнестрельного гладкоствольного охотничьего оружия и боевых припасов.

Конфискация состоит в принудительном безвозмездном обращении предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, в собственность государства. Конфискации подлежит лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя.

Читайте так же:  Правовой режим защиты коммерческой тайны

Конфискация вещей и предметов по делам об административных таможенных правонарушениях производится независимо от времени совершения или обнаружения административного правонарушения.

Осуществление конфискации предметов в административном порядке противоречит Конституции, согласно которой принудительное отчуждение имущества допускается лишь по постановлению суда.

Лишение специального права, предоставленного гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты), применяется на срок до пяти лет за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом.

Срок лишения такого права не может быть менее 15 дней Лишение права управления средствами транспорта не может применяться к лицам, которые пользуются такими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления в состоянии опьянения.

Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.

Исправительные работы применяются на срок до двух месяцев с отбыванием их по месту постоянной работы лица, совершившего административное правонарушение, и с удержанием до 20 процентов его заработка в доход государства. Исправительные работы назначаются районным (городским) судом (судьей) правонарушителям, имеющим постоянную работу. Срок исправительных работ не может быть менее 15 дней.

Административный арест назначается районным (городским) судом (судьей) лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений на срок до 15 суток.

Порядок применения мер административной ответственности. Общие правила наложения взыскания за административные правонарушения, которыми обязаны руководствоваться все органы и должностные лица при применении мер административной ответственности, сформулированы в гл. 4 КоАП. Взыскание за административное правонарушение применяется лишь к лицу, в действиях которого установлен состав проступка, и в пределах, установленных нормативным актом.

Законодатель обязывает, чтобы органы и должностные лица при наложении взыскания учитывали характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягощающие ответственность.

B КоАП даны перечни обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность.

Примерный перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, включает; чистосердечное раскаяние виновного; предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда; совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения несовершеннолетним; совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года.

Перечень обстоятельств, отягчающих ответственность, является закрытым, исчерпывающим. Отягчающими обстоятельствами признаны: продолжение противоправного деяния, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию: совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление; вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение; совершение правонарушения группой лиц; совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; совершение правонарушения в состоянии опьянения. Орган (должностное лицо) при наложении взыскания в зависимости от характера административного правонарушения может не признать последнее обстоятельство отягчающим.

Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — двух месяцев со дня его обнаружения. B случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения административное взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.

Освобождение от административной ответственности. Основанием административной ответственности является административное правонарушение. Однако для наступления административной ответственности необходимо также наличие состава административного правонарушения, который включает четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения административная ответственность исключается. Например, не подлежит административной ответственности лицо, которое во время совершения противоправного действия либо бездействия находилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния.

Какие наказания являются административными? Виды административных наказаний

Какие наказания являются административными? Чтобы это понять, стоит разобраться с терминологией. Согласно справочнику, административное наказание – это мера ответственности, предусмотренная на уровне государства. Основная цель таких мер – предупреждение правонарушений. Это фактически карательные меры, которые регулируются процессуальным законодательством и могут назначаться в рамках требований КоАП. Однако наказание не является самоцелью, главное, чтобы субъекты правонарушений осознали свою вину, а окружающие поняли, что за определенные проступки обязательно последует наказание. Ни в коем случае, административное наказание не преследует цель унизить достоинство человека.

Не считается административным наказанием запрет на эксплуатации транспортного средства или отстранение от работы на период чрезвычайного положения.

Классификация

Исчерпывающий перечень видов административных наказаний изложен в статье 3.2. КоАП. Сегодня существует 9 видов. Все они могут применяться к физическим лицам. К юридическим лицам применяются санкции:

  • штраф;
  • предупреждение;
  • изъятие, конфискация орудия или предмета правонарушения (возмездное);
  • приостановление деятельности.

Существует одна общая особенность для всех видов наказания – совершение административного правонарушения.

Семь из существующих видов санкций могут быть наложены исключительно судом, к примеру, арест или выдворение за пределы страны.

Выделяют также дополнительные и основные меры наказания. Дополнительные меры применяются в дополнение к основному наказанию. К примеру, в качестве основной меры может выступать наложение штрафа за незаконную торговлю какими-либо товарами, а в качестве дополнительного – конфискация этого товара.

Предупреждение

Какие наказания являются административными? Пожалуй, самое легкая мера – это предупреждение. Общественное порицание может быть вынесено в отношении физического и юридического лица. В отличие от письменных и устных предупреждений, административное должно быть вынесено путем постановления, которое вручается привлеченному к ответственности лицу под подпись.

Многие специалисты в области права расценивают такую меру больше как моральное воздействие. С другой стороны, такое предупреждение действует на протяжении 1 года и весь этот период, наказанное лицо считается привлеченным к административной ответственности. Поэтому все же такую меру следует рассматривать как морально-правовую.

Предупреждение, административный штраф – это самые легкие наказания. Только последняя санкция имеет финансовый характер. Штраф может применяться только в качестве основного вида наказания.

Читайте так же:  Платить алименты матери

Финансовое наказание накладывается на правонарушителя в рублях. Сегодня штраф не может быть меньше 100 рублей, но и не может превышать 5 000 рублей, если правонарушение совершено физическим лицом. Для юридических лиц верхняя планка составляет – миллион рублей, а для должностных лиц – 50 000 рублей.

Существует несколько методик определения размера штрафа. К примеру, размер может рассчитываться исходя из суммы, которая не возвращена в бюджет государства или рассчитываться от размера выручки от товара, которые незаконно поступили на реализацию.

За неуплату штрафа, КоАП предусмотрены санкции, в виде пеней, общественных и принудительных работ.

Возмездное изъятие предметов и орудие, которыми были совершены правонарушения

Какие наказания являются административными? Еще одна мера – это изъятие предмета (орудия) правонарушения. Такая мера может быть применена исключительно к той вещи, которая имеет непосредственное отношение к совершенному правонарушению. Само изъятие может производиться только у собственника такой вещи.

Из-за того, что такая мера может применяться исключительно на возмездной основе, на практике она встречается крайне редко.

Возмездное изъятие предусмотрено лишь для двух видов правонарушения:

  • нарушение правил ношения, хранения, коллекционирования оружия и/или патронов (ст. 20.8);
  • нарушение правил пользования оружием и/или патронов (ст. 20.12).

Принять решение о такой мере вправе только суд. При этом если лицо, выступающее в качестве правонарушителя и одновременно являющееся охотником или рыболовом, для которого этот вид деятельности является основным, не может быть лишен оружия. Это важный нюанс.

Конфискация орудия совершения или предмета правонарушения

Еще один момент нуждается в дополнении. В отличие от УК, в рамках КоАП можно конфисковать только те предметы или вещи, которые использовались при совершении административного правонарушения. Такая мера выступает в качестве дополнительной.

Конфисковать могут денежные средства, орудия производства, оружие, не сертифицированные товары, транспортные средства и тому подобное. Однако при конфискации действует то же правило, что и при возмездном изъятии, то есть, забрать не могут орудия труда, при помощи которых правонарушитель зарабатывает себе на пропитание. Такая мера может налагаться исключительно судьей.

Лишение специальных прав

Какие наказания являются административными и могут применяться исключительно к физическому лицу? Сегодня действующим законодательством предусмотрено два вида лишения специальных прав:

  • на проведение охоты;
  • на управление транспортными средствами.

Для реализации обоих прав необходимо специальное разрешение, то есть, сдать экзамен, пройти медкомиссию и прочее. Следовательно, и применить наказание за правонарушение можно исключительно к физическому лицу.

Максимальный срок лишения специального права не может быть меньше 1 месяца, но и не может превышать 3 лет. Лишить специального права может только судья.

Данное наказание считается самым суровым в рамках административного права. И заключается в том, что правонарушитель изолируется от общества на некоторое время.

Максимальный срок административного ареста в мирное время составляет 15 суток. В случае если человек совершит правонарушение в зоне, где проводится контртеррористическая операция, то арест может быть продлен до 30 суток.

Срок ареста отсчитывается от даты задержания правонарушителя. После вынесения решения суда об административном аресте, правонарушитель помещается в специальное учреждение – приемник при органах внутренних дел. Арестованные лица на протяжении всего срока обязаны выполнять все требования, предусмотренные режимом.

Для некоторых категорий лиц не применяется такая мера, а именно:

  • к несовершеннолетним лицам до 18 лет;
  • к женщинам, которые воспитывают детей в возрасте до 14 лет;
  • к военнослужащим;
  • к лицам, которые находятся на военных сборах.

Нельзя арестовать в административном порядке некоторых государственных служащих: сотрудников ОВД, противопожарной и таможенной службы и ряд других.

Принудительное перемещение из страны

Административное выдворение за пределы РФ лиц без гражданства и иностранных граждан – это вид наказания, который часто является дополнительной мерой. Обычно ему предшествует штраф. Такая мера не может применяться только к военнослужащим, которые являются иностранными гражданами.

Выдворение проводится исключительно по решению суда. Если одновременно с незаконным пересечением границы, иностранец совершает правонарушение, то выдворение может производиться работниками пограничной службы.

Нельзя путать понятия: «выдворение» и «депортация». Последний термин означает, что лицо принудительно высылают за пределы страны после того, как у него закончились законные основания для пребывания на территории РФ.

Запрет на определенные действия

Административное наказание в виде дисквалификации – это лишение физического лица определенных прав, а именно:

  • на занятие руководящих должностей;
  • на управление предприятием;
  • на вхождение в состав наблюдательного совета или совет директоров и в ряде других случаев.

Минимальный срок для такого наказания – 6 месяцев, максимальный – 3 года.

Очень важно четко разделять понятие «дисквалификация» и «лишение специального права». Первое понятие применительно только к тем лицам, которые обладают определенным правовым статусом, то есть управляющие компаний, арбитражные управляющие, ИП и ряд других лиц. Лишить специального права можно только то лицо, которое имеет права на вождения транспортными средствами и право на ношение охотничьего оружия. Такой вид наказания может назначить только судья.

Временное прекращение деятельности

Какие наказания являются административными? Наиболее часто применяемые мы рассмотрели. Но также существует такое понятие как «административное приостановление деятельности». Такое наказание может применяться к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. А причины к его наложению могут быть следующими:

  • если предпринимательская деятельность угрожает здоровью, жизни людей;
  • если есть риск возникновения эпидемии;
  • есть вероятность наступления техногенной катастрофы или радиационной аварии;
  • если совершено правонарушение в области оборота наркотическими средствами;
  • за деятельность в области привлечения иностранцев к трудовой деятельности;
  • за нарушение правил градостроительной деятельности и так далее.

Срок этого вида административного наказания составляет 90 суток.

Исполнение решения суда

Согласно требованиям статьи 29.6 КоАП, дела об административных правонарушениях должны быть рассмотрены судом на протяжении 2 месяцев с момента оформления протокола о совершенном нарушении. Другие компетентные органы, уполномоченные рассматривать такие дела, обязаны вынести свое решение на протяжении 15 дней.

Заключительной стадией производства по делу в суде является постановление о назначении административного наказания КоАП. После вступления его в законную силу, документ передается в орган, который уполномочен приводить его в исполнение. Если на протяжении 1 года, с момента вступления в силу судебного решения, наказание не было применено, то оно уже не подлежит исполнению. Однако этот срок прерывается, если правонарушитель укрывается от правосудия и возобновляется в тот момент, как это лицо будет обнаружено. Суд имеет право дать отсрочку на исполнение вынесенного наказания, тогда срок давности начинает течь с момента, как окончится срок приостановления.

Читайте так же:  Общее устройство и работа системы

Исполнение по административным правонарушениям, влекущим применение административного наказания, прекращается, если орган, вынесший решение издаст акт об амнистии либо правонарушитель умрет. Прекращается исполнение постановления, если закончился срок давности или судья (другой уполномоченный орган) отменил собственное решение.

Административное предупреждение

Одной из возможных санкций за административный проступок является предупреждение. Обычно оно назначается за незначительные нарушения закона, когда от действий виновного лица отсутствует вред или угроза его причинения, иные негативные последствия. Вынести предупреждение вправе должностное лицо, уполномоченный орган или суд.

Что такое предупреждение по КоАП РФ

Такая санкция, как предупреждение, является официальным порицанием гражданина или организации. Выносится порицание от имени государства и обязательно в письменной форме.

Общие условия для применения такой меры воздействия предусмотрены статьей 3.4 КоАП РФ:

  • назначить предупреждение можно только за впервые совершенный поступок (при повторных нарушениях закона суд или иной орган будут применять другие санкции);
  • от действий виновного лица не должно наступать негативных последствий в виде вреда здоровью, окружающей среде, государственным и общественным интересам, либо имущественного ущерба;
  • использовать такую форму порицания можно, если эта санкция прямо указана в статье КоАП РФ (кроме случая замены денежного штрафа на письменное порицание).

В статье 4.1.1 КоАП РФ содержится правило о замене штрафа на предупреждение. Это допускается только в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства (ИП или организация), а также их работников. Заменить на предупреждение можно штраф, назначенный по итогам контрольных и надзорных проверок. Нельзя заменить штрафы, назначенные по составам, перечисленным в части 2 ст. 4.1.1. КоАП РФ.

Предупреждение является самой мягкой санкцией по КоАП РФ. Однако оно может являться основанием для ужесточения наказания при повторном проступке по тому же составу КоАП РФ. Это правило действует в период срока привлечения к административной ответственности – 1 год с момента вынесения постановления (статья 4.6 КоАП РФ). Если этот срок истек, а гражданин или организация не совершали повторных нарушений закона, наказание аннулируется.

С предупреждением не нужно путать устное замечание, которое объявляется при прекращении административного дела. Замечание не является мерой наказания, не влечет никаких дополнительных последствий. По сути, замечание носит воспитательные и предупредительные функции, так как свидетельствует о неотвратимости наказания на проступки. Для объявления замечания не составляется отдельный протокол, тогда как предупреждение фиксируется именно в такой форме.

Уважаемый посетитель!

Если у Вас возникают вопросы, Вы можете бесплатно задать их юристу по телефонам.

Наш юрист БЕСПЛАТНО Вас проконсультирует.

За что могут назначить

Чтобы рассчитывать на вынесение письменного порицания вместо штрафа или иной санкции, нужно смотреть на перечень наказаний по конкретным статьям КоАП РФ. Приведем ряд административных проступков, за которые виновник может получить порицание без дополнительных мер воздействия:

  • по ч. 1 статьи 12.2 КоАП РФ за управление автомашиной с нечитаемыми или нестандартными госномерами;
  • по ст. 12.3 КоАП РФ, если водитель не имеет при себе обязательных документов (свидетельства о регистрации ТС, страхового полиса ОСАГО);
  • по ст. 12.22 КоАП РФ, если были нарушены правила движения в части учебной езды.

Это лишь незначительный перечень составов, по которым можно рассчитывать на минимально возможное наказание в виде предупреждения. Однако во всех перечисленных статьях есть и альтернативная санкция в виде штрафа. Поэтому окончательное решение вынесет суд, должностное лицо или уполномоченный орган.

Как видно из рассмотренных составов, порицание применяется за малозначительные проступки, когда назначение строгих санкций будет несоразмерно нарушению закона. Определить, что от виновных действий нарушителя не наступило негативных последствий, можно по материалам административного дела. Прежде всего, факт нарушения фиксируется в протоколе. Одновременно будут указаны все обстоятельства проступка, характер вреда и ущерба (при наличии).

Можно ли оспорить

Так как предупреждение является административной санкцией, его можно обжаловать по стандартным правилам. С момента получения копии постановления у субъекта есть 10 дней для обжалования постановления. Подавать жалобу нужно в адрес вышестоящего суда, должностного лица или уполномоченного органа.

При успешном результате обжалования санкция аннулируется, не будет учитываться при повторном совершении проступка. Также при оспаривании не допускается ужесточение назначенного наказания, т.е. применить другие меры воздействия вышестоящий суд или иной орган не вправе.

Дополнительные нюансы назначения наказания

Письменное порицание выносится в форме постановления. Это допускается непосредственно на месте выявления проступка (например, за отдельные нарушения ПДД), либо в ходе основного разбирательства дела. Если процессуальный протокол составлен сразу за два и более нарушения закона, подпадающее под разные составы, применяется норма статьи 4.4 КоАП РФ. Мера наказание будет избрана по более строгой статье, в которой не предусмотрено вынесение предупреждения.

Отдельного внимания заслуживает процедура замены штрафа в порядке ст. 4.1.1 КоАП РФ:

  • основанием для замены штрафа на более мягкую санкцию может являться акт по итогам проверки контрольных и надзорных органов;
  • если по рассматриваемому составу изначально допускается применений предупреждений, но суд или иной орган выбрали штраф, замена не допускается;
  • предприятия малого и среднего бизнеса определяются по среднесписочной численности сотрудников, оборотам хозяйственной деятельности.

Чтобы воспользоваться правом на замену, наказание в виде штрафа должно быть отражено в постановлении. Факт проведения контрольной или надзорной проверки будет подтверждаться материалами государственного или муниципального органа.

Видео (кликните для воспроизведения).

Также при замене штрафа на письменное порицание не будут применяться дополнительные санкции, предусмотренные КоАП РФ или региональным законодательством.

Является ли устное предупреждение административным наказанием в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here